Определение вероятнейшего пути при тралении

Для успешного промысла на карте необходимо иметь линию пути судна за весь период траления. Это можно выполнить, имея обсервации только в начале и конце пути и распределив получен­ную невязку по всем галсам траления, допуская следующее: не­вязка пропорциональна расстоя- й нию, пройденному судном на

каждом галсе; элементы ветра и течения за время траления не изменялись.

Пусть траление совершалось, например (рис. 165), с началь­ными и конечными обсервован- ными точками А и В, счисли- мыми точками поворотов в, с, d, е и отрезками плавания 51( S2, S3, S4 и невязкой С в конце пу­ти. Распределение невязки по всему пути предусматривает два случая.

Первый случай. Невязка вы­звана в основном ошибками в поправках компаса, лага и вели­чины дрейфа. В этом случае не­вязку разносят пропорциональ­но расстояниям, пройденным на каждом из галсов. Для этого рассчитывают среднюю величину А С элементарной невязки, т. е. невязку, приходящуюся на единицу про-

ходимого расстояния — милю, равную — » где 5 плавание между

точками Л и В, Затем из поворотных точек в, с, d, е проводят параллельно направлению общей невязки С прямые, по которым откладывают отрезки вв', сс', dd', ее', пропорциональные участ­кам плавания между точками поворота и рассчитываемые следую­щим образом:

66' = ACSi, сс' = AC (Si + S2);

Щ' = AC (Sx + Sa + S3);

ее' = AC (Si + S2 + S3 -f- S4).

Пример. Тралящее судно прошло по счислению отрезки пути: = = 2,0 мили по И К = 105°; S2 = 1,6 мили по И К = 120°; S3 = 1,4 мили по ИК = 100°; Si = 2,0 мили по И К = 65° и S = 3,0 мили по И К = 80°. В конечной точке обсервация была с невязкой 1,75 мили 330°. Требуется про­ложить на бумаге линию вероятнейшего пути судна.

определение вероятнейшего пути при тралении - student2.ru
     
№ j У yd /65-
К ^   £
i'   с'
определение вероятнейшего пути при тралении - student2.ru
Рис. 165. Определение вероятнейше­го пути тралящего судна: а — первый случай; 6 — второй случаи.
1,75
2) ДС =
= 0,25 мили. 3) bb' = 1,0 • 0,25 = 0,25;

Решете. 1) S = 1,0— 1,6— 1,4 — 2,4 + 1,0 = 7,0 миль.

сс' = (1,0— 1,6)0,25 = 0,65;

dd' = (1,0— 1,6 — 1,4)0,25= 1,0;

ее' = (1,0— 1,6— 1,4 — 2,0)0,25= 1,5.

4) Произведя построение (см. рис. 165 а), получим ломаную линию» Ab'c d'e'B вероятнейшего пути судна.

Второй случай. Невязка вызвана в основном сносом от течения. В этом случае ее разносят пропорционально времени плавания на каждом галсе, т. е. находят элементарную невязку ДС как

приходящуюся на единицу времени (1 мин), т. е. дс= — (t —

время плавания между пунктами А и В).

Имея прокладку счислимого пути с точками поворотов и участ­ками плавания (см. рис. 165, б), можно рассчитать величины от­резков ЬЪ', сс', dd' и т. д.

ab' = сс' = AC (tj, + t2);

dd' = ДС (<! + /, +У и т. д.,

где tu ta, t3 — отрезки времени на участках плавания.

Из точек поворотов параллельно направлению общей невязки С откладывают полученные отрезки и получают точки Ь', с', df и т. д. Соединив эти точки прямыми, получают линию вероятней­шего пути судна (ломаную Ab'c'd'b).

Пример. Судно следовало ИК. = 225° в течение 20 мин; ИК = = 265 в течение 35 мин; ИК = 285° в течение 40 мин и ИК = 325° в течение 25 мин. В конечной точке В, определив место, отметили невязку С = 1,8 мили SSft^. Проложить линию вероятнейшего пути судна.

Решение, 1) t = 20 — 35 — 40 = 120 мин;1,8

2) ДС = = 0,15 мили на 1 мин;

3) 66'=20-0,15 = 0,3 мили; сс' = (20 — 35) 0,15 = 0,8 мили;

dd' = (20 — 35 — 40) 0,15 = 1,4 мили.

Произведя построение (см. рис. 165,6), получим линию Ab'c'd'B вероят^ нейшего пути судна при наличии течения.

ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА СУДНА В УСЛОВИЯХ ПРИБРЕЖНОГО ЛОВА

Постоянное уточнение счислимого места судна с помощью об­серваций необходимо для удержания судна в пределах концентра­ции рыбы, правильного выбора курсов.

На промысле применяют ускоренные способы получения обсер- вованных точек на карте предварительной подготовкой карт или планшетов.

Кроме того, на промысле, в частности при тралении в прибреж­ных районах, требуется знать точное место судна. На трауле­рах бортового траления, имеющих только магнитный компас, де­виация которого сильно изменяется при перемещении стальной

носовой стрелы, прибегают к оп­ределению места судна по двум углам. При этом для обсерваций можно использовать устанавли­ваемые в качестве ориентиров промысловые буи.

В условиях недостаточной видимости или на расстояниях от берегов, превышающих даль­ность действия РЛС, и при отсут­ствии радиомаяков, доступных для пеленгования, а также на судах, не имеющих аппаратуры для использования РСП, прибе­гают к астрономическим обсер­вациям и приближенным спосо­бам определения места судна по

изобатам и глубинам.

При работе с тралом, если в пределах видимости имеется более двух ориентиров, используют наиболее точный способ определе­ния места — способ двух углов. При этом для получения места судна на карте следует заранее ее подготовить.

Карту можно подготовить методом градуированного перпенди­куляра. Имея на карте три ориентира А, В и С (рис. 166), соеди­няют крайние из них со средним прямыми АВ и ВС. Из средних точек п и т на этих линиях восстанавливают перпендикуляры, на которые наносят центры окружностей, вмещающие углы аир, взятые, например, через каждый градус. Значения этих углов от­мечают на перпендикулярах. На рис. 167 окружности проведены для углов через каждые 10°.

В плавании, измерив углы а и р между ориентирами, ставят циркуль иглой на точку, отмечающую соответствующее число гра­дусов, и радиусом, равным расстоянию от этой точки до одного из ориентиров в паре АВ и в паре ВС, прочерчивают дуги окруж­ностей. В точке пересечения дуг получают место судна. Так, на рис. 166 нанесенные дуги соответствуют углам а ^45° и

определение вероятнейшего пути при тралении - student2.ru
Рис. 166. Использование ванного перпендикуляра.
градуиро-

Другой способ ускоренного получения на карте места судна по двум углам состоит в применении карт или планшетов с нанесен­ными изолиниями соответствующих навигационных величин (см. § 44).

Наши рекомендации