Определение вероятнейшего пути при тралении
Для успешного промысла на карте необходимо иметь линию пути судна за весь период траления. Это можно выполнить, имея обсервации только в начале и конце пути и распределив полученную невязку по всем галсам траления, допуская следующее: невязка пропорциональна расстоя- й нию, пройденному судном на
каждом галсе; элементы ветра и течения за время траления не изменялись.
Пусть траление совершалось, например (рис. 165), с начальными и конечными обсервован- ными точками А и В, счисли- мыми точками поворотов в, с, d, е и отрезками плавания 51( S2, S3, S4 и невязкой С в конце пути. Распределение невязки по всему пути предусматривает два случая.
Первый случай. Невязка вызвана в основном ошибками в поправках компаса, лага и величины дрейфа. В этом случае невязку разносят пропорционально расстояниям, пройденным на каждом из галсов. Для этого рассчитывают среднюю величину А С элементарной невязки, т. е. невязку, приходящуюся на единицу про-
ходимого расстояния — милю, равную — » где 5 плавание между
точками Л и В, Затем из поворотных точек в, с, d, е проводят параллельно направлению общей невязки С прямые, по которым откладывают отрезки вв', сс', dd', ее', пропорциональные участкам плавания между точками поворота и рассчитываемые следующим образом:
66' = ACSi, сс' = AC (Si + S2);
Щ' = AC (Sx + Sa + S3);
ее' = AC (Si + S2 + S3 -f- S4).
Пример. Тралящее судно прошло по счислению отрезки пути: = = 2,0 мили по И К = 105°; S2 = 1,6 мили по И К = 120°; S3 = 1,4 мили по ИК = 100°; Si = 2,0 мили по И К = 65° и S = 3,0 мили по И К = 80°. В конечной точке обсервация была с невязкой 1,75 мили 330°. Требуется проложить на бумаге линию вероятнейшего пути судна.
№ j У | yd | /65- |
К ^ | £ | |
i' | с' |
Рис. 165. Определение вероятнейшего пути тралящего судна: а — первый случай; 6 — второй случаи. |
1,75 |
2) ДС = |
= 0,25 мили. 3) bb' = 1,0 • 0,25 = 0,25; |
Решете. 1) S = 1,0— 1,6— 1,4 — 2,4 + 1,0 = 7,0 миль.
сс' = (1,0— 1,6)0,25 = 0,65;
dd' = (1,0— 1,6 — 1,4)0,25= 1,0;
ее' = (1,0— 1,6— 1,4 — 2,0)0,25= 1,5.
4) Произведя построение (см. рис. 165 а), получим ломаную линию» Ab'c d'e'B вероятнейшего пути судна.
Второй случай. Невязка вызвана в основном сносом от течения. В этом случае ее разносят пропорционально времени плавания на каждом галсе, т. е. находят элементарную невязку ДС как
приходящуюся на единицу времени (1 мин), т. е. дс= — (t —
время плавания между пунктами А и В).
Имея прокладку счислимого пути с точками поворотов и участками плавания (см. рис. 165, б), можно рассчитать величины отрезков ЬЪ', сс', dd' и т. д.
ab' = сс' = AC (tj, + t2);
dd' = ДС (<! + /, +У и т. д.,
где tu ta, t3 — отрезки времени на участках плавания.
Из точек поворотов параллельно направлению общей невязки С откладывают полученные отрезки и получают точки Ь', с', df и т. д. Соединив эти точки прямыми, получают линию вероятнейшего пути судна (ломаную Ab'c'd'b).
Пример. Судно следовало ИК. = 225° в течение 20 мин; ИК = = 265 в течение 35 мин; ИК = 285° в течение 40 мин и ИК = 325° в течение 25 мин. В конечной точке В, определив место, отметили невязку С = 1,8 мили SSft^. Проложить линию вероятнейшего пути судна.
Решение, 1) t = 20 — 35 — 40 = 120 мин;1,8
2) ДС = = 0,15 мили на 1 мин;
3) 66'=20-0,15 = 0,3 мили; сс' = (20 — 35) 0,15 = 0,8 мили;
dd' = (20 — 35 — 40) 0,15 = 1,4 мили.
Произведя построение (см. рис. 165,6), получим линию Ab'c'd'B вероят^ нейшего пути судна при наличии течения.
ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА СУДНА В УСЛОВИЯХ ПРИБРЕЖНОГО ЛОВА
Постоянное уточнение счислимого места судна с помощью обсерваций необходимо для удержания судна в пределах концентрации рыбы, правильного выбора курсов.
На промысле применяют ускоренные способы получения обсер- вованных точек на карте предварительной подготовкой карт или планшетов.
Кроме того, на промысле, в частности при тралении в прибрежных районах, требуется знать точное место судна. На траулерах бортового траления, имеющих только магнитный компас, девиация которого сильно изменяется при перемещении стальной
носовой стрелы, прибегают к определению места судна по двум углам. При этом для обсерваций можно использовать устанавливаемые в качестве ориентиров промысловые буи.
В условиях недостаточной видимости или на расстояниях от берегов, превышающих дальность действия РЛС, и при отсутствии радиомаяков, доступных для пеленгования, а также на судах, не имеющих аппаратуры для использования РСП, прибегают к астрономическим обсервациям и приближенным способам определения места судна по
изобатам и глубинам.
При работе с тралом, если в пределах видимости имеется более двух ориентиров, используют наиболее точный способ определения места — способ двух углов. При этом для получения места судна на карте следует заранее ее подготовить.
Карту можно подготовить методом градуированного перпендикуляра. Имея на карте три ориентира А, В и С (рис. 166), соединяют крайние из них со средним прямыми АВ и ВС. Из средних точек п и т на этих линиях восстанавливают перпендикуляры, на которые наносят центры окружностей, вмещающие углы аир, взятые, например, через каждый градус. Значения этих углов отмечают на перпендикулярах. На рис. 167 окружности проведены для углов через каждые 10°.
В плавании, измерив углы а и р между ориентирами, ставят циркуль иглой на точку, отмечающую соответствующее число градусов, и радиусом, равным расстоянию от этой точки до одного из ориентиров в паре АВ и в паре ВС, прочерчивают дуги окружностей. В точке пересечения дуг получают место судна. Так, на рис. 166 нанесенные дуги соответствуют углам а ^45° и
Рис. 166. Использование ванного перпендикуляра. |
градуиро- |
Другой способ ускоренного получения на карте места судна по двум углам состоит в применении карт или планшетов с нанесенными изолиниями соответствующих навигационных величин (см. § 44).