Счисление во льдах. плавание в высоких широтах
Счисление во льдах. Счисление во льдах отличается от обычного. Во льдах нельзя пользоваться гидравлическими и верту- шечными лагами, здесь отсутствуют плавучие знаки ограждения опасностей.
Льды распространены преимущественно в высоких широтах, где показания компасов как магнитного, так и гироскопического неустойчивы, причем у последнего при маневрировании возникают погрешности. Визуальному опознанию местности может помешать сильная в ледовых районах рефракция; изображение на экране РЛС береговой черты и ледового припая трудно отличить друг от друга.
Рис. 153. Ограждающий угол. |
Рис. 154. Ограждающее расстояние. |
В настоящее время для безопасного плавания ео льдах судово
дителей обеспечивают ледовой информацией, передаваемой по радио гидрометеорологической службой морей, береговыми станциями, ледоколами, а также авиаразведкой. При этом возможны передачи по радио изображения ледовой обстановки, принимаемые на судах с помощью специальной факсимильной аппаратуры типа «Ладога». Ледовая информация может содержать и краткосрочный прогноз обстановки.
Независимо от получения ледовой информации судоводители должны обращать внимание на признаки появления льдов, к которым относятся: резкое понижение температуры воды; появление белесых отблесков на облаках в стороне льдов; низкий туман, •обычно образующийся над границей чистой воды и льдов; уменьшение зыби и волнения при ветре со стороны льдов; повышение коэффициента рефракции, отчего льды усматриваются над видимым горизонтом в виде белой полосы; в арктических водах появление большого количества птиц. Ожидая встречи со льдами, следует включить РЛС, так как кромки льдов обнаруживаются на экране до того, как их можно увидеть глазом.
Судно, входя в поле битого льда, всегда, если оно не ледокольное, должно следовать разводьями, во первых, потому, что это безопаснее для его подводной части, во-вторых, потому, что путь в обход льдин, т. е. по чистой воде, в конечном итоге менее долог, чем с пробиванием через лед, когда судно должно вжиматься в него на самом малом ходу, предварительно погасив инерцию. Поэтому счисление во льдах из-за необходимости выбирать разводья усложняется частыми изменениями курса и скорости хода судна.
Способов счисления пути во льдах С. О. Макарова заключается в следующем. Через определенные промежутки времени (5—6 мин) записывают компасные курсы и скорость хода судна. По истечении каждого часа плавания курсы, исправленные общей поправкой, суммируют и берут их среднеарифметическое значение, а также скорости хода судна (если она менялась). По скорости хода вычисляют расстояние, пройденное за 1 ч на каждом осредненном курсе, и, сделав прокладку, получают счислимое место.
Промежутки времени через каждые 5 мин удобнее замечать по часам; промежутки в 6 мин удобнее для расчета расстояний, так как расстояние, проходимое за это время, равно Vl0 числа миль, проходимых судном за 1 ч.
На судне, имеющем курсограф, курсы можно не записывать, а ■снять с ленты прибора. Соединив начальную точку с полученной счислимой, получают на карте генеральный курс и генеральное плавание за истекшее время.
Скорость хода судна во льдах можно определить по времени прохождения корпусом судна мимо какого-либо предмета, брошенного на лед. Для этого с носа судна (по сигналу с мостика) бросают на лед хорошо видимый предмет, например кусок дерева, и в этот момент включают секундомер. В момент прохождения пред
мета кормой судна находящийся на корме наблюдатель подает сигнал, по которому останавливают секундомер. Зная длину судна, рассчитывают скорость хода судна по приближенной формуле