Плавание при недостаточной видимости

Из всех обстоятельств плавания больше всего трудностей для судовождения доставляет мореплавателям недостаточная види­мость.

При пониженной видимости вблизи берегов всегда имеется опасность посадки судна на мель. В любых районах при этом уси­ливается опасность столкновения с другими судами.

Огни маяков и навигационных знаков в тумане невидимы даже на близких расстояниях. Поэтому некоторые буи и специальные станции имеют аппаратуру, подающую звуковые сигналы, однако последние в результате непрямолинейного распространения звука в тумане, могут слышаться не в том направлении, с которого они поданы. Это происходит из-за неоднородной плотности различ-
яых участков тумана. Иногда вместо звука, поданного с моря, может слышаться его эхо от крутого высокого берега. Поэтому звуковые сигналы в общем случае только предупреждают море­плавателя о близости к опасности, но не всегда могут ориентиро­вать его относительно последней.

Звук, приходящий с наветренной стороны судна, лучше слы­шит наблюдатель, находящийся ниже над морем, а приходящий с подветренной стороны — наблюдатель, расположенный выше. \ При недостаточной видимости для определения места судна в основном применяют радионавигационные средства, а в некоторых районах используют гидролокацию. Для безопасности плавания прибегают также к измерению глубин. Возможно и комбинирован­ное определение места судна, например по глубине и радиопе­ленгу.

При первых же признаках тумана, пурги судоводитель должен определить место судна. Если есть возможность, то следует про­верить или определить поправку компаса. Счисление после этого следует вести особенно тщательно, чаще определять место судна радионавигационными средствами и при следовании вблизи бере­гов промерять глубины. Для этого нужно держать РЛС в режиме «работа» и проверить эхолот.

При плавании в тумане и при недостаточной видимости кроме чисто навигационных мероприятий необходимо выполнять требо­вания Международных правил предупреждения столкновений и хорошей морской практики. Поставить впередсмотрящих на баке, а в необходимых случаях, и наблюдающих за горизонтом на мос­тике. Ход следует снизить до безопасной скорости и подавать зву­ковые сигналы. Если судоводитель видит впереди полосу тумана, то подавать гудки следует еще до вхождения в эту полосу. Кроме того, рекомендуется включить ходовые огни, а в групповом пла­вании светить прожектором в корму. Вахтенного механика над­лежит предупредить о возможности реверса или резкого изменения скорости хода. На палубе необходимо прекратить все работы.

Следуя в тумане в открытом море, надо держаться по возмож­ности одного курса, так как при его изменении ошибки счисления и вероятная площадь местонахождения судна увеличиваются. • Подходить к берегу в тумане следует перпендикулярно к бере­говой черте, чтобы лучше заметить понижение глубин. С выходом на малые глубины полезно стравить якорь до I—1,5 смычек и снизить ход до самого малого. Если плохой видимости сопутству­ет волнение, то понижение глубин можно ощутить по усилению ударов волны о днище судна. На приближение к берегу может указывать помутнение воды (если грунт илистый), плавающий му­сор и др.

В районе высоких скалистых берегов расстояние до них в ма­ловетреную погоду можно приблизительно определить по време­ни прохождения до них звука и возвращения его на судно в виде эха. Для этого подают гудок и включают секундомер.

Скорость распространения звука в воздухе составляет около 330 м/с, отсюда путь, проходимый звуком до берега и обратно, т. е.

двойное расстояние до него, 2D будет равен —— t м. Отсюда

D = п t = 0,09; мили.

2 - 1852

В этом способе определения расстояния удобнее различать на слух моменты окончания поданного гудка и пришедшего эха, чем моменты их начала.

Пример. После подачи гудка включили секундомер. В момент окон­чания эха остановили секундомер с отсчетом 45 с. Определить D. Ответ. D = = 4,05 мили.

Использование гидролокаторов. На некоторых промысловых су­дах в качестве рыбопоисковой аппаратуры установлены гидролока­торы или гидролокационные станции (ГЛС). Их можно использо­вать вблизи берегов и в навигационных целях, особенно в усло­виях недостаточной видимости (если использовать другие средства по какой-либо причине нет возможности).

В ГЛС используют ультразвуковые колебания, распространяю­щиеся в воде. При этом ГЛС могут работать в режимах эхопелен- гования и шумопеленгования.

При эхопеленговании ГЛС может определять как расстояние до подводного объекта, так и направление на него. При измерении расстояния с судна с помощью специального вибратора посыла­ются звуковые колебания до объекта, которые, возвратившись, воспринимаются другим вибратором. По времени прохождения звуковых волн от судна до объекта и обратно определяют и рас­стояние между ними. Это расстояние фиксирует рекордер (самопи­сец).

Направление на ориентир получают как гидролокационный курсовой угол, а если отправительный вибратор по оси вращения совмещен с картушкой репитера гирокомпаса, то непосредственно как гидролокационный пеленг. Подводными ориентирами могут служить как точечные объекты (отдельные скалы, затонувшие су­да), обозначенные на картах, так и составляющие особый вид — отражающие изобаты береговой отмели. Определение места по от­ражающим изобатам производится способом расстояний, как при помощи РЛС по береговой линии с плавными очертаниями.

Шумопеленгование осуществляется на ориентир, который сам является источником звуковых колебаний. Это позволяет опреде­лять только направление на объект. Такими излучателями явля­ются специальные установки, обычно размещаемые при радиомая­ках (реже самостоятельные). Сведения о них берут из пособий, а опознают объект по характеру сигнала.

Наши рекомендации