Плавание при недостаточной видимости
Из всех обстоятельств плавания больше всего трудностей для судовождения доставляет мореплавателям недостаточная видимость.
При пониженной видимости вблизи берегов всегда имеется опасность посадки судна на мель. В любых районах при этом усиливается опасность столкновения с другими судами.
Огни маяков и навигационных знаков в тумане невидимы даже на близких расстояниях. Поэтому некоторые буи и специальные станции имеют аппаратуру, подающую звуковые сигналы, однако последние в результате непрямолинейного распространения звука в тумане, могут слышаться не в том направлении, с которого они поданы. Это происходит из-за неоднородной плотности различ-
яых участков тумана. Иногда вместо звука, поданного с моря, может слышаться его эхо от крутого высокого берега. Поэтому звуковые сигналы в общем случае только предупреждают мореплавателя о близости к опасности, но не всегда могут ориентировать его относительно последней.
Звук, приходящий с наветренной стороны судна, лучше слышит наблюдатель, находящийся ниже над морем, а приходящий с подветренной стороны — наблюдатель, расположенный выше. \ При недостаточной видимости для определения места судна в основном применяют радионавигационные средства, а в некоторых районах используют гидролокацию. Для безопасности плавания прибегают также к измерению глубин. Возможно и комбинированное определение места судна, например по глубине и радиопеленгу.
При первых же признаках тумана, пурги судоводитель должен определить место судна. Если есть возможность, то следует проверить или определить поправку компаса. Счисление после этого следует вести особенно тщательно, чаще определять место судна радионавигационными средствами и при следовании вблизи берегов промерять глубины. Для этого нужно держать РЛС в режиме «работа» и проверить эхолот.
При плавании в тумане и при недостаточной видимости кроме чисто навигационных мероприятий необходимо выполнять требования Международных правил предупреждения столкновений и хорошей морской практики. Поставить впередсмотрящих на баке, а в необходимых случаях, и наблюдающих за горизонтом на мостике. Ход следует снизить до безопасной скорости и подавать звуковые сигналы. Если судоводитель видит впереди полосу тумана, то подавать гудки следует еще до вхождения в эту полосу. Кроме того, рекомендуется включить ходовые огни, а в групповом плавании светить прожектором в корму. Вахтенного механика надлежит предупредить о возможности реверса или резкого изменения скорости хода. На палубе необходимо прекратить все работы.
Следуя в тумане в открытом море, надо держаться по возможности одного курса, так как при его изменении ошибки счисления и вероятная площадь местонахождения судна увеличиваются. • Подходить к берегу в тумане следует перпендикулярно к береговой черте, чтобы лучше заметить понижение глубин. С выходом на малые глубины полезно стравить якорь до I—1,5 смычек и снизить ход до самого малого. Если плохой видимости сопутствует волнение, то понижение глубин можно ощутить по усилению ударов волны о днище судна. На приближение к берегу может указывать помутнение воды (если грунт илистый), плавающий мусор и др.
В районе высоких скалистых берегов расстояние до них в маловетреную погоду можно приблизительно определить по времени прохождения до них звука и возвращения его на судно в виде эха. Для этого подают гудок и включают секундомер.
Скорость распространения звука в воздухе составляет около 330 м/с, отсюда путь, проходимый звуком до берега и обратно, т. е.
двойное расстояние до него, 2D будет равен —— t м. Отсюда
D = п t = 0,09; мили.
2 - 1852
В этом способе определения расстояния удобнее различать на слух моменты окончания поданного гудка и пришедшего эха, чем моменты их начала.
Пример. После подачи гудка включили секундомер. В момент окончания эха остановили секундомер с отсчетом 45 с. Определить D. Ответ. D = = 4,05 мили.
Использование гидролокаторов. На некоторых промысловых судах в качестве рыбопоисковой аппаратуры установлены гидролокаторы или гидролокационные станции (ГЛС). Их можно использовать вблизи берегов и в навигационных целях, особенно в условиях недостаточной видимости (если использовать другие средства по какой-либо причине нет возможности).
В ГЛС используют ультразвуковые колебания, распространяющиеся в воде. При этом ГЛС могут работать в режимах эхопелен- гования и шумопеленгования.
При эхопеленговании ГЛС может определять как расстояние до подводного объекта, так и направление на него. При измерении расстояния с судна с помощью специального вибратора посылаются звуковые колебания до объекта, которые, возвратившись, воспринимаются другим вибратором. По времени прохождения звуковых волн от судна до объекта и обратно определяют и расстояние между ними. Это расстояние фиксирует рекордер (самописец).
Направление на ориентир получают как гидролокационный курсовой угол, а если отправительный вибратор по оси вращения совмещен с картушкой репитера гирокомпаса, то непосредственно как гидролокационный пеленг. Подводными ориентирами могут служить как точечные объекты (отдельные скалы, затонувшие суда), обозначенные на картах, так и составляющие особый вид — отражающие изобаты береговой отмели. Определение места по отражающим изобатам производится способом расстояний, как при помощи РЛС по береговой линии с плавными очертаниями.
Шумопеленгование осуществляется на ориентир, который сам является источником звуковых колебаний. Это позволяет определять только направление на объект. Такими излучателями являются специальные установки, обычно размещаемые при радиомаяках (реже самостоятельные). Сведения о них берут из пособий, а опознают объект по характеру сигнала.