Радионавигационные карты и таблицы
На судах применяют специальные карты с нанесенными на них сетками гипербол или находят координаты отрезков пос-
ледних с помощью таблиц. Рассмотрим сущность этих способов на примере системы «Лоран-А».
Радионавигационные карты. На рис. 137 показан участок карты Н.О. 5617-1 с нанесенными гиперболами одной пары станций. Для быстрого отыскания нужных гипербол на карте они обозначены теми же цифрами, или, как говорят, оцифрованы, что и соответствующие им отсчеты разностных величин AT на счетчике п риемои н ди катор а.
Гиперболы через определенные промежутки имеют полную оцифровку, например 1L2-3100. У промежуточных ставят только последние две цифры.
У стоящего впереди индекса первый знак (цифра) обозначает номер частотного канала, на котором работает данная пара станций, второй (буква) — группу последовательности импульсов, а третий (цифра) относится к частоте посылки импульсов. Остальные четыре цифры указывают отсчет на счетчике приемо- индикатора в микросекундах.
На подлинниках карт гиперболы (изолинии) каждой пары станций наносятся своим цветом (зеленым, синим, желтым, фиолетовым).
Отрезки промежуточных изолиний, не показанных на карте, наносят сами судоводители путем графической интерполяции. Например, получен отсчет 3613, гипербола которого должна пролегать между соседними отсчетами 3600 и 3620. Прикладываем (рис. 138) к счислимому месту судна линейку и разворачиваем ее так, чтобы число делений, равное разности 3620—3600=20, уложилось между соответствующими гиперболами. Отметив по линейке отсчет 3613, получаем на карте определяющую точку (точка /С). Приравнивая отрезок ближайшей гиперболы к прямой, проводим параллельно ей через точку К линию положения, заменяющую участок искомой гиперболы. Имея на карте еще одну гиперболу или линию положения, полученную по сигналам- другой пары станций, в точке пересечения их получим место судна. Если счисление ведется по другой путевой карте, то место судна переносим на нее.
Обсервацию записывают в судовой журнал, например 19 30, ОЛ31,7. Пара 1 L2-3350;napa 1£3-3200.ф0=47°00,0л'до=48001,5г. С= 120°—4,7 мили.
Карта |
Линеика |
Рис. 138. Прокладка отрезков промежуточных изолиний на карте. |
Если сигналы от двух пар станций приняты недостаточно одновременно, то линии положения или гиперболы следует привести к одному месту. Для этого первую из них перемещают параллель
но самой себе на расстояние, пройденное судном по линии пути за время между приемами сигналов обеих станций.
Пример. Следуя И К 218° на 1220, ОЛ = 18,5, фсч = 46°36' ON 1СЧ = 43°47',0 W имели отсчет пары 1Н1 = 1396. На 12 40, ОЛ = 24,б'име- ли отсчет пары 1L2 = 3170. Кл= 1,00. Получить место на момент приема сигналов второй пары на участке карты, показанной на рис. 139 (счислимое место на 12 20 отмечено принятым условным знаком).
Решение. Проводим вблизи счислимого места линию положения I—I для отсчета 1396 и линию положения II—II для отсчета 3170. Рассчитываем пройденное расстояние: 24,6 — — 18,5 = 6,1.
В расстоянии 6,1 мили, снятом с оравой стороны рамки карты, считаемом в направлении 218 , проводим линию положения Г—Г и в точке пересечения ее с линией II—II (точка Мо) получаем место судна.
Если сигналы приняты на пространственной волне, то в отсчеты вводят так называемую пространственную поправку. Эти поправки для данной пары станций указывают на картах около точек пересечения параллелей и меридианов, как показано на участке карты Н.О. 5617—L. Так, пара станций 1L3 в долготе 44° имеет поправку — 16мкс;пара станций \Н\ в долготе 45° имеет поправку — 04 мкс. Поправку прибавляют к отсчету алгебраически с учетом ее знака.
Пример. Учесть поправку для гиперболы 1 £3-3640 в долготе 45®. Ответ. 3640 -ф- 31 = 3761.
Радионавигационные таблицы. При отсутствии радионавигационных карт прибегают к таблицам системы «Loran tables» позволяющим наносить на путевые карты соответствующие гиперболы — линии положения судна. Для этого по таблицам находят координаты определяющих точек, через которые прокладывают искомые линии положения. Используют таблицы двух видов, как показывают выдержки из них.
Ту или иную таблицу используют в зависимости оттого, с ме. ридианами или параллелями под более острым углом пересекает, ся гипербола.
Рис. 139. Определение места судна по сигналам двух пар станций. |
Табл. 13 относится к случаям, когда гиперболы пересекаются под более острым углом с меридианами и в ней по заданным значениям широты находят долготу определяющей точки, а табл. 14 —
Таблица 13
|
Таблица 14
|
к случаям, когда гиперболы пересекаются под более острым углом с параллелями и в ней по заданным значениям долготы находят широту определяющей точки.
Пример. В точке фсч = 46°40,0/V и Асч= = 44°20№ приняты сигналы пары 1Z.2 с отсчетом AT = 3147 мкс. Проложить линию положения на участке карты, приведенном на рис. 140.
Решение. Отсчеты, ближайшие к полученному, т. е. равные 3140 и 3160 находим в табл. 13. В ней для ближайших широт, между которыми лежит счислимая, т. е. для фа = 47°<V и <р2 = = 46°N, надо найти долготы определяющих точек ЛГ]И Кг- Отсчета 3145 в таблице нет, следовательно, для нахождения долгот потребуется интерполяция. Для облегчения интерполирования в колонках под знаком Д приведены изменения искомых долгот в сотых долях дуговых минут на 1 мкс. В данном примере это будут: для широты Фх (47°) —31 и для широты ф2 (46°) — 33. Заданный отсчет отличается от ближайшего табличного на 7 мкс в сторону увеличения. Исходя из сказанного располагаем решение по такой схеме:
7 • 0,31
Для точки Кх (Фх = 47°); Хх = 44°30',5 — —j-j------------------------- = 44°32',1.
7 0 33
Для точки К2 (<ра = 46°); Xs=43°50',7— ——г— = 43353',0.
У<7 | ||
\ | ||
\+м | ||
\г | р | |
!А' W |
Рис. 140. Построение линии положения на участке карты. |
Z, 3
Если отсчет сигнала лежит в пределах табл. 14, то интерполяцию для нахождения широты определяющих точек по долготе производят подобным же образом.
В случае приема пространственных сигналов в отсчеты потребуется ввести поправку (см. выше).
В табл. 15 приведены пространственные поправки РНС «Лоран-А».
Таблица 15
|
Поправку вычитать
— | _ | ||||||||||
В этом районе пользо | — | — | |||||||||
ваться пространственны | — | — | |||||||||
ми сигналами нельзя | — |
Поправку прибавлять
40 — I — I — I 63 I 51 | 41 I 32 I 25 I 19 I 14 I 10 I 7 | 5 48 65 I 59 | 52 | 45 | 38 | 31 I 25 | 20 I 16 | 12 | 9.| 7 | 5
Пример. Выбрать пространственную поправку для счислимого места <рсч = 47°40,0JV; Яоч = 49°30,0И7. Ответ. Д = —31.
Пример. Выбрать пространственную поправку для счислимого места фсч = 52°30,0jV; Хоч = 53°20,0№. Ответ. В данном районе пользоваться пространственными сигналами нельзя.