Прокладка радиопеленгов на карте
Использование радиопеленгов. Способы получения места судна на карте по радиопеленгам те же, что и по визуальным направлениям на наземные ориентиры, т. е. по двум или трем радиопеленгам, по двум углам и по радио-крюйс-пеленгу. Однако здесь имеются следующие особенности.
В связи с тем что радиопеленгование более трудоемко, чем визуальное, между моментами взятия радиопеленгов могут образоваться значительные промежутки времени. Тогда потребуется приводить радиопеленги к одному месту. Это делается так же, как и при визуальном пеленговании. Разница лишь в том, что плавание AS между моментами взятия радиопеленгов лучше рассчитывать не по скорости хода, а по разностям отсчетов лага между этими моментами.
При определении места по двум углам последние рассчитывают как разность между соответствующими радиопеленгами, а не радиокурсовыми углами, так как неизбежное рысканье судна на курсе за время пеленгования внесет ошибку в рассчитываемые углы.
В способе крюйс-пеленга из-за расстояний до ориентиров, обычно больших, чем при визуальном пеленговании, для достаточного изменения угла между линиями пеленгов потребуется пройти и большее расстояние. От этого увеличатся ошибки плавания по лагу, а следовательно, и в счислимо-обсервованном месте.
Прокладка радиопеленгов на карте. Радиоволны проходят от пеленгуемой станции к судну по кратчайшему расстоянию — дуге большого круга (рис. 125), пересекающей меридианы не под одинаковыми углами и изображаемой на меркаторской карте кривой линией. По касательной к этой линии и пройдет линия радиопеленга принимаемого сигнала, составляя с плоскостью истинного меридиана угол, называемый ортодромическим пеленгом (Орт.П).
Однако если линию этого пеленга проложить на карте под этим же углом от станции, то она пройдет в стороне от действительного места судна М (см. рис. 125, пунктир). Ошибка в определяемом
месте, не ощутимая при визуальном пеленговании из-за близости ориентиров, может стать значительной при радиопеленговании ввиду больших расстояний от судна до пеленгуемых радиомаяков.
Чтобы линия пеленга, проложенного от радиомаяка в виде прямой линии (локсодромии), прошла через действительное место судна, надо ортодромический пеленг перевести с помощью специальной поправки в локсодромический (Лок.П), прокладываемый на меркаторской карте в виде прямой (см. рис. 125, сплошная линия).
Локсодромический пеленг отличается от ортодромического на угол i|), который называется ортодромической поправкой, или поправкой Живри. Отсюда формула
Лок. U = Орт. П + ф, или, так как Орт.П=ИРП, то
Лок. Я = ЯРЯ + ф.
В северном полушарии поправка -ф имеет знак «плюс» (когда судно находится по счислению западнее пеленгуемого радиомаяка) и «минус» (когда судно находится восточнее его). В южном полушарии при тех же расположениях судна относительно радиомаяка знаки поправки меняются на обратные.
Величина ортодромической поправки выражается
Ф = — РДsin<pcp,
где РД— разность долгот между судном и радиомаяком;
сср — средняя широта между ними.
»
Координаты судна берут счислимые.
Это формула приближенная, так как ортодромия не является линией равных пеленгов. Углы i|) при судне и при радиомаяке фактически не равны друг другу. Но при использовании радиомаяков кругового действия, надежное определение места по которым возможно на расстояниях не более 150 миль, формула вполне пригодна. На практике поправку i|) судоводители выбирают из табл. 23 МТ—75 либо из специальных номограмм.
Пример. фоч = 71°09'JV, А,сч = 35°38'Os/. Координаты радиомаяка: Ф = 70°23'JV и А^ЗГОЭ'СИ. Выбрать величину и определить знак поправки.
Решение. РД = Я2 — Х2 = 31°09',0 — 35°33',0 = 4°29' 4°,5.
71°09',0 — 70°23',0 Тер = — = 70 46 ,0.
Рис. 125. Ортодромическая поправка. |
Войдя с полученными данными по таблице (приложение 3), находим, чтоф = 2°, 2.
*
Знак поправки будет «минус», так как широта — северная и судно находится восточнее радиомаяка.
При одних и тех же средних широтах поправка i|) тем больше, чем больше разность долгот между судном и радиомаяком, и это проявляется в большей степени, чем ближе направления между ними к 90—270° и чем больше расстояние между ними. Все это позволило вычислить таблицу наибольших расстояний между судном и радиомаяком при определенных направлениях между ними и средних широтах, когда поправка г|з не превосходит 0°,3, т. е. ее можно не учитывать. В табл. 11 приведены предельные расстояния, не требующие введения ортодромической поправки.
Таблица 11
|
Из таблицы видно, что поправкой гр можно пренебречь, например, в Средиземном море (<рср=45°) при направлениях 90 — 270° на расстояниях до 36 миль, а в Белом (<рср=65°) при тех же направлениях—до 17 миль.
Расстояния, большие чем приведенные в табл. 11 при тех же направлениях и средних широтах, требуют вводить ортодромиче- скую поправку. Предельные расстояния, при которых достаточно учитывать поправку, вычисленную по приближенной формуле, приведены в табл. 12.
Таблица 12
Исправленные радиопеленги | Средние широты <?с[) | ||||||||||||||
80° | 70° | 60° | 50° | 40° | 30° | 20° | 10° | ||||||||
Расстояния | |||||||||||||||
0° | 90° | 90° | 180° | 180° | 270° | 270° | 360° | со | со | со | со | со | со | СО | со |
Пример. ГКК = 263°,0; Д ГК = -2,0; фцч = 65°,23ЛГ; Ясч = = 16°,18'О6'; ф радиомаяка = 56°,55; NX = 18,°090s!. РКУ, взятый при ГКК 263°,0 = 159°,0. Радиодевиацию выбирать по таблице, поправку ф — из таблицы приложе ния 3. Рассчитать Лак.П радиомаяка.
Решение. 1) Я*У=159°,0 5) , ГКК = 263°,0
~ / = — 5°, 0 + АГК= — 2°,0
ИРКУ= 154°, 0 , ПК = 265°,0
2) юр = 56°, 0 +ИРКУ- 154°,О
3) РД = 1,8 к О5' ИРП = 419°,О
Рис. 126. Прокладка радиопеленгов на карте в центральной проекции. |
лом к истинному меридиану (рис. |
4) По табл. 23-6 МТ—75 находим, = 59°, 0 (Орт. П) что ii = 1,5. Знак у <\> будет «плюс» (судио - — 1°,5 западнее радиомаяка). док_ я = 60°,5.
Если место, нанесенное на карту по локсодромическим пеленгам, получается с большой невязкой, что может произойти в случае накопившейся неточности счисления, вносящей заметную ошибку в рассчитанную разность долгот, то следует, учтя долготу полученного места, выбрать заново ортодромическую поправку,
пересчитать локсодромические пеленги и вновь получить об- сервованное место судна на карте.
Использование карт в центральной проекции. Свойство таких карт представлять ортодромию в виде прямой линии позволяет использовать их для прокладки радиопеленгов без обращения их в локсодромические. При этом на средних расстояниях заметных искажений углов не возникает.
Линия радиопеленга должна пройти под соответствующим уг- 126) не в месте радиомаяка (точка А), а в точке приема М. Для этого прокладку осуществляют так. От счислимой точки М' под углом к меридиану, равным ИРП, проводят в сторону радиомаяка прямую (линия Г). Затем из точки местонахождения радиомаяка проводят в сторону местонахождения судна прямую I, параллельную линии /'. Эта прямая и будет ортодромической линией положения судна.
Проделав подобные операции и в отношении второго радиомаяка — РМК В (линии //' и //), в точке пересечения линий / и II получают место судна. Сняв координаты полученного места, переносят его меркаторскую путевую карту.
При большой невязке, особенно по долготе, полученную точку принимают за счислимую и повторяют прокладку.
Прокладка радиопеленгов от радиомаяка, находящегося за рамкой карты. Иногда радиомаяк, координаты которого известны, находится за пределами карты, по которой ведут счисление. В этом случае прокладку радиопеленгов выполняют одним из следующих способов.
С помощью генеральной карты радиопеленг прокладывают на карте более мелкого масштаба. Если пеленгуемые радиомаяки на карте не показаны, то их наносят по координатам, взятым из пособия РТСНО. Из-за мелкомасштабности карты увеличатся ошибки графических построений, однако они не превысят ошибок наблюдений.
Для нанесения места радиомаяка к карте с угла, ближайшего месту радиомаяка, подклеивают бумагу (рис. 127) (расширение пределов карты). По разности долгот крайнего меридиана карты Я i и радиомаяка Яг проводят на бумаге меридиан радиомаяка. Провести параллель радиомаяка непосредственно по разности широт ф4 и ф2 крайней параллели карты и радиомаяка нельзя, так как масштаб карты с широтой изменяется. Это осуществляют через меридиональные части крайней параллели карты M4i и радиомаяка МЧ2.
Выбрав величины, соответствующие широтам ф! и ф2, из табл. 26 МТ—75, рассчитывают РМЧ, которая выразится в экваториальных милях. Приравняв их к долготным минутам, снимают полученную величину с верхней или нижней стороны рамки карты и откладывают вдоль нанесенного меридиана. Полученная точка А будет местом радиомаяка.
В рассмотренных нами способах мы брали общий случай, когда ни параллель, ни меридиан радиомаяка не проходят через карту. Если только одна из этих линий отсутствует, то действия упрощаются.
Существуют более сложные способы, выполняемые с помощью нанесения на карту так называемых определяющих точек, которые здесь не рассматриваются.