Прокладка радиопеленгов на карте

Использование радиопеленгов. Способы получения места судна на карте по радиопеленгам те же, что и по визуальным направле­ниям на наземные ориентиры, т. е. по двум или трем радиопелен­гам, по двум углам и по радио-крюйс-пеленгу. Однако здесь име­ются следующие особенности.

В связи с тем что радиопеленгование более трудоемко, чем визуальное, между моментами взятия радиопеленгов могут обра­зоваться значительные промежутки времени. Тогда потребуется приводить радиопеленги к одному месту. Это делается так же, как и при визуальном пеленговании. Разница лишь в том, что плавание AS между моментами взятия радиопеленгов лучше рас­считывать не по скорости хода, а по разностям отсчетов лага меж­ду этими моментами.

При определении места по двум углам последние рассчитывают как разность между соответствующими радиопеленгами, а не ра­диокурсовыми углами, так как неизбежное рысканье судна на курсе за время пеленгования внесет ошибку в рассчитываемые углы.

В способе крюйс-пеленга из-за расстояний до ориентиров, обычно больших, чем при визуальном пеленговании, для доста­точного изменения угла между линиями пеленгов потребуется пройти и большее расстояние. От этого увеличатся ошибки пла­вания по лагу, а следовательно, и в счислимо-обсервованном месте.

Прокладка радиопеленгов на карте. Радиоволны проходят от пеленгуемой станции к судну по кратчайшему расстоянию — ду­ге большого круга (рис. 125), пересекающей меридианы не под одинаковыми углами и изображаемой на меркаторской карте кри­вой линией. По касательной к этой линии и пройдет линия радио­пеленга принимаемого сигнала, составляя с плоскостью истинного меридиана угол, называемый ортодромическим пеленгом (Орт.П).

Однако если линию этого пеленга проложить на карте под этим же углом от станции, то она пройдет в стороне от действительного места судна М (см. рис. 125, пунктир). Ошибка в определяемом
месте, не ощутимая при визуальном пеленговании из-за близос­ти ориентиров, может стать значительной при радиопеленговании ввиду больших расстояний от судна до пеленгуемых радиомаяков.

Чтобы линия пеленга, проложенного от радиомаяка в виде прямой линии (локсодромии), прошла через действительное место судна, надо ортодромический пеленг перевести с помощью спе­циальной поправки в локсодро­мический (Лок.П), прокладывае­мый на меркаторской карте в виде прямой (см. рис. 125, спло­шная линия).

Локсодромический пеленг от­личается от ортодромического на угол i|), который называется ортодромической поправкой, или поправкой Живри. Отсюда фор­мула

Лок. U = Орт. П + ф, или, так как Орт.П=ИРП, то

Лок. Я = ЯРЯ + ф.

В северном полушарии поправка -ф имеет знак «плюс» (когда судно находится по счислению западнее пеленгуемого радиомаяка) и «минус» (когда судно находится восточнее его). В южном полу­шарии при тех же расположениях судна относительно радиомая­ка знаки поправки меняются на обратные.

Величина ортодромической поправки выражается

Ф = — РДsin<pcp,

где РД— разность долгот между судном и радиомаяком;

сср — средняя широта между ними.

»

Координаты судна берут счислимые.

Это формула приближенная, так как ортодромия не является линией равных пеленгов. Углы i|) при судне и при радиомаяке фактически не равны друг другу. Но при использовании радио­маяков кругового действия, надежное определение места по кото­рым возможно на расстояниях не более 150 миль, формула вполне пригодна. На практике поправку i|) судоводители выбирают из табл. 23 МТ—75 либо из специальных номограмм.

Пример. фоч = 71°09'JV, А,сч = 35°38'Os/. Координаты радиомаяка: Ф = 70°23'JV и А^ЗГОЭ'СИ. Выбрать величину и определить знак поправки.

Решение. РД = Я2 — Х2 = 31°09',0 — 35°33',0 = 4°29' 4°,5.

71°09',0 — 70°23',0 Тер = — = 70 46 ,0.

прокладка радиопеленгов на карте - student2.ru Рис. 125. Ортодромическая поправ­ка.

Войдя с полученными данными по таблице (приложение 3), находим, чтоф = 2°, 2.

*

Знак поправки будет «минус», так как широта — северная и судно на­ходится восточнее радиомаяка.

При одних и тех же средних широтах поправка i|) тем больше, чем больше разность долгот между судном и радиомаяком, и это проявляется в большей степени, чем ближе направления между ними к 90—270° и чем больше расстояние между ними. Все это позволило вычислить таблицу наибольших расстояний между суд­ном и радиомаяком при определенных направлениях между ними и средних широтах, когда поправка г|з не превосходит 0°,3, т. е. ее можно не учитывать. В табл. 11 приведены предельные расстоя­ния, не требующие введения ортодромической поправки.



Таблица 11
Исправленные радиопеленги Средние широты 9ср
70° 60° 50° 40° 30° 20° 10°
            Р ас с т о я н и я    
180° 180° 360° со со со со со со со
10° 170° 190° 350°
20° 160° 200° 340°
30° 150° 210° 330° .198
40° 140° 220° 320°
50° 130° 230° 310°
60° 120° 240° 300°
70° 110° 250° 290°
80° 100° 260° 280°
90° 90° 270° 270°

Из таблицы видно, что поправкой гр можно пренебречь, на­пример, в Средиземном море (<рср=45°) при направлениях 90 — 270° на расстояниях до 36 миль, а в Белом (<рср=65°) при тех же направлениях—до 17 миль.

Расстояния, большие чем приведенные в табл. 11 при тех же направлениях и средних широтах, требуют вводить ортодромиче- скую поправку. Предельные расстояния, при которых достаточно учитывать поправку, вычисленную по приближенной формуле, приведены в табл. 12.

Таблица 12

Исправленные радиопеленги Средние широты <?с[)
80° 70° 60° 50° 40° 30° 20° 10°
                    Расстояния    
90° 90° 180° 180° 270° 270° 360° со со со со со со СО со

Пример. ГКК = 263°,0; Д ГК = -2,0; фцч = 65°,23ЛГ; Ясч = = 16°,18'О6'; ф радиомаяка = 56°,55; NX = 18,°090s!. РКУ, взятый при ГКК 263°,0 = 159°,0. Радиодевиацию выбирать по таблице, поправку ф — из таблицы приложе ния 3. Рассчитать Лак.П радиомаяка.

Решение. 1) Я*У=159°,0 5) , ГКК = 263°,0

~ / = — 5°, 0 + АГК= — 2°,0

ИРКУ= 154°, 0 , ПК = 265°,0

2) юр = 56°, 0 +ИРКУ- 154°,О

3) РД = 1,8 к О5' ИРП = 419°,О

прокладка радиопеленгов на карте - student2.ru Рис. 126. Прокладка радиопеленгов на карте в центральной проекции.
лом к истинному меридиану (рис.

4) По табл. 23-6 МТ—75 находим, = 59°, 0 (Орт. П) что ii = 1,5. Знак у <\> будет «плюс» (судио - — 1°,5 западнее радиомаяка). док_ я = 60°,5.

Если место, нанесенное на карту по локсодромическим пелен­гам, получается с большой невязкой, что может произойти в слу­чае накопившейся неточности счисления, вносящей заметную ошибку в рассчитанную разность долгот, то следует, учтя долготу полученного места, выбрать заново ортодромическую поправку,

пересчитать локсодромические пеленги и вновь получить об- сервованное место судна на кар­те.

Использование карт в цент­ральной проекции. Свойство та­ких карт представлять ортодро­мию в виде прямой линии поз­воляет использовать их для прокладки радиопеленгов без обращения их в локсодромиче­ские. При этом на средних рас­стояниях заметных искажений углов не возникает.

Линия радиопеленга должна пройти под соответствующим уг- 126) не в месте радиомаяка (точ­ка А), а в точке приема М. Для этого прокладку осуществляют так. От счислимой точки М' под углом к меридиану, равным ИРП, проводят в сторону радиомаяка прямую (линия Г). Затем из точки местонахождения радиомаяка проводят в сторону место­нахождения судна прямую I, параллельную линии /'. Эта прямая и будет ортодромической линией положения судна.

Проделав подобные операции и в отношении второго радио­маяка — РМК В (линии //' и //), в точке пересечения линий / и II получают место судна. Сняв координаты полученного места, пе­реносят его меркаторскую путевую карту.

При большой невязке, особенно по долготе, полученную точку принимают за счислимую и повторяют прокладку.

Прокладка радиопеленгов от радиомаяка, находящегося за рам­кой карты. Иногда радиомаяк, координаты которого известны, на­ходится за пределами карты, по которой ведут счисление. В этом случае прокладку радиопеленгов выполняют одним из следующих способов.

С помощью генеральной карты радиопеленг прокладывают на карте более мелкого масштаба. Если пеленгуемые радиомаяки на карте не показаны, то их наносят по ко­ординатам, взятым из пособия РТСНО. Из-за мелкомасштабности карты увеличат­ся ошибки графических построений, одна­ко они не превысят ошибок наблюдений.

Для нанесения места радиомаяка к кар­те с угла, ближайшего месту радиомаяка, подклеивают бумагу (рис. 127) (расшире­ние пределов карты). По разности долгот крайнего меридиана карты Я i и радиомая­ка Яг проводят на бумаге меридиан ра­диомаяка. Провести параллель радиомая­ка непосредственно по разности широт ф4 и ф2 крайней параллели карты и радио­маяка нельзя, так как масштаб карты с широтой изменяется. Это осуществляют через меридиональные части крайней параллели карты M4i и радиомаяка МЧ2.

Выбрав величины, соответствующие широтам ф! и ф2, из табл. 26 МТ—75, рассчитывают РМЧ, которая выразится в экваториаль­ных милях. Приравняв их к долготным минутам, снимают по­лученную величину с верхней или нижней стороны рамки карты и откладывают вдоль нанесенного меридиана. Полученная точка А будет местом радиомаяка.

В рассмотренных нами способах мы брали общий случай, ког­да ни параллель, ни меридиан радиомаяка не проходят через кар­ту. Если только одна из этих линий отсутствует, то действия уп­рощаются.

Существуют более сложные способы, выполняемые с помощью нанесения на карту так называемых определяющих точек, кото­рые здесь не рассматриваются.

Наши рекомендации