Вид карты в меркаторской проекции
Карта, построенная в меркаторской проекции, имеет прямоугольную сеть меридианов и параллелей (рис. 59). По крайним меридианам и параллелям строят окаймляющую карту, так называемую рамку карты. Вертикальные стороны рамки разбивают на широтные градусы и минуты, а горизонтальные — на долготные.
Меридианы на меркаторской карте растягиваются от экватора к полюсам все в большей и большей степени. Поэтому широтные градусы и минуты выглядят на такой карте в виде отрезков, увеличивающихся с увеличением широты. Соответственно изменяется при этом и масштаб. Поэтому при указании масштаба меркаторской карты указывают и параллель, по которой он считается. Эти масштаб и параллель называются главным масштабом и главной параллелью для данной карты.
Масштабы по остальным параллелям называют частными. На карте высокоширотных районов частные масштабы могут отличаться от главных на 30% и более.
Широтные минуты на меркаторской карте, как уже отмечалось, представляют собой морские мили. Однако из-за изменяемости масштаба с широтой откладывать и измерять расстояния на меркаторской карте следует милями, снятыми с вертикальных сторон рамки, между которыми пролегает и данное расстояние.
На навигационных картах, издаваемых в СССР, для ряда морей установлены стандартные широты, к которым относится указываемый главный масштаб. Так, на картах Японского моря это будет 40°, Черного — 44, Балтийского — 60, для Белого — 66° и т. д. На многих английских и некоторых других иностранных картах главный масштаб считают по средней параллели карты.
3—869
Для карт океанов установлены широтные пояса со стандартными средними параллелями — 0°, 25, 40° и т. д.
Долготные минуты на меркаторской карте морских миль не выражают, поэтому пользоваться горизонтальными сторонами рамки для измерения расстояний нельзя. Лишь на картах, где глав-
"'^N» Ф / | |
nhffrfflV?........ imHifrft........ j |
ям* SO" 60° 40' Рис. 59. Вид карты в меркаторской проекции. |
20' |
ной параллелью является экватор, его минуты, называемые экваториальными милями, можно без ущерба для точности измеряемых расстояний приравнять к милям.
Меркаторская карта является основной для навигационных целей. Но линия единого курса — локсодромия, представляющая собой на меркаторской карте прямую линию, кратчайших расстояний не выражает. Кратчайшие расстояния проходят на земном шаре как дуги больших кругов, пересекающие меридианы не под одинаковыми углами, которые выглядят на карте в виде изогнутых линий, неудобных для построения.
Проекция, как отмечалось выше, не может быть одновременно равноугольной и равновеликой. Поэтому и меркаторская проекция равновеликой не является. Пропорциональность между площадями изображаемых фигур на карте в меркаторской проекции с изменением широты не сохраняется, что особенно заметно в вы
соких широтах, где площади изображаемых местностей н^эпомерно увеличиваются.
На меркаторской карте невозможно изобразить окологтолярные области, так как полюсы на боковую поверхность цшжжэндра не проектируются и удаляются в бесконечность. По этой! причине карты в меркаторской проекции для широт свыше 85° строят.
—— / | |
ч | |
-- ----------- - | |
V 0 | ; |
—Р |
Рис. 60. Меридиональные части. |
т |
с' % ч |
I'—й £—с г—е |
Расстояние на меркаторской карте от экватора до каз-сой-либо параллели, выраженное в тех же единицах, что и самый экватор (экваториальных милях), называется меридиональной час^глью этой параллели (МЧ). Разобьем дугу какого-нибудь меридиан-а. на земном шаре (рис. 60) на ряд элементарных участков, насто_лько малых, чтобы считать все точки каждого участка лежащими в одной и той же широте. При таком допущении можно считать, что данный участок меридиана, спроектированный на цилиндр касающийся экватора (см. рис. 57), растягивается по всей длижте равномерно. По условию равноугольности меридианы в даннсэжз проекции должны быть растянуты в той же мере, что и пара_тплели в данной широте, т. е. пропорционально секансу широты-
Пусть длина каждого элементарного участка мерид^-гана составляет величину d, тогда параллель 1 должна распоет сэжиться на расстоянии dsecqpi от экватора, параллель 2 будет отстроить от параллели 1 на расстоянии £fsecep2, параллель 3 будет отстгоять от параллели 2 на расстоянии dseccp3 и т. д. Последняя п^_1эаллель (п) будет отстоять от предпоследней на расстоянии dsec«cj3n.
Расстояние же последней параллели от экватора, т. е_ ее меридиональная часть МЧп, выразится суммой расстояний между всеми соседними параллелями
МЧп = dsec<p1 + dseccp2+dseccp3+«»»-f-dseccpn,
или
МЧп — d. (sec fi + sec tp2 + sec cp3 + • • • + sec ?„).
Практически расстояния между параллелями при построении меркаторской карты достаточно выполнить с точностью _тж инейно-
3*
Для карт океанов установлены широтные пояса со стандартными средними параллелями — 0°, 25, 40° и т. д.
Долготные минуты на меркаторской карте морских миль не выражают, поэтому пользоваться горизонтальными сторонами рамки для измерения расстояний нельзя. Лишь на картах, где глав
ной параллелью является экватор, его минуты, называемые экваториальными милями, можно без ущерба для точности измеряемых расстояний приравнять к милям.
Меркаторская карта является основной для навигационных целей. Но линия единого курса — локсодромия, представляющая собой на меркаторской карте прямую линию, кратчайших расстояний не выражает. Кратчайшие расстояния проходят на земном шаре как дуги больших кругов, пересекающие меридианы не под одинаковыми углами, которые выглядят на карте в виде изогнутых линий, неудобных для построения.
Проекция, как отмечалось выше, не может быть одновременно равноугольной и равновеликой. Поэтому и меркаторская проекция равновеликой не является. Пропорциональность между площадями изображаемых фигур на карте в меркаторской проекции с изменением широты не сохраняется, что особенно заметно в высоких широтах, где площади изображаемых местностей непомерно увеличиваются.
На меркаторской карте невозможно изобразить околополярные области, так как полюсы на боковую поверхность цилиндра не проектируются и удаляются в бесконечность. По этой причине карты в меркаторской проекции для широт свыше 85° не строят.
Расстояние на меркаторской карте от экватора до какой-либо параллели, выраженное в тех же единицах, что и самый экватор (экваториальных милях), называется меридиональной частью этой параллели (МЧ). Разобьем дугу какого-нибудь меридиана на земном шаре (рис. 60) на ряд элементарных участков, настолько малых, чтобы считать все точки каждого участка лежащими в одной и той же широте. При таком допущении можно считать, что данный участок меридиана, спроектированный на цилиндр, касающийся экватора (см. рис. 57), растягивается по всей длине равномерно. По условию равноугольности меридианы в данной проекции должны быть растянуты в той же мере, что и параллели в данной широте, т. е. пропорционально секансу широты.
Пусть длина каждого элементарного участка меридиана составляет величину d, тогда параллель 1 должна расположиться на расстоянии dseccpi от экватора, параллель 2 будет отстоять от параллели 1 на расстоянии dsec<p2, параллель 3 будет отстоять от параллели 2 на расстоянии dseсф3 и т. д. Последняя параллель (л) будет отстоять от предпоследней на расстоянии dseccpn.
Расстояние же последней параллели от экватора, т. е. ее меридиональная часть МЧп, выразится суммой расстояний между всеми соседними параллелями
МЧп = dseccpi + d sec<p2 + dsec?3 + ••• + dsectp„,
или
МЧп = d(sec cpi + sec <pa -f- sec + ... + sec .
Практически расстояния между параллелями при построении меркаторской карты достаточно выполнить с точностью линейного размера одной экваториальной мили в данном масштабе, т. е. при d— If Тогда в широте <р
МЧ9 = 1 (sec 1' + sec 2' + sec 3'+ ••• + seccp).
Опустив единицу и раскрыв скобки,, получим МЧ = sec Г + sec2' + sec34 +sec?.
Следовательно, меридиональная часть параллели в какой-либо широте определится как сумма секансов широт, взятых через промежутки в 1 дуговую мин от экватора до данной параллели.
Выведенная формула приблизительна, так как здесь сделано допущение, что Земля есть шар, т. е. меридианы равны по* длине экватору и морская миля равна экваториальной, а кроме того, что все точки каждого элемента меридиана лежат в одной и той же широте.
Поэтому при построении точных карт расчет меридиональных частей производят по более сложным формулам, применяя интегральное исчисление.
ПРОКЛАДОЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
Графические построения на карте, связанные с нанесением и снятием различных направлений (линий пеленгов и курсов), измерением и откладыванием расстояний, называется прокладкой. Для осуществления прокладки вручную служит так называемый прокладочный инструмент, к которому относится параллельная линейка, транспортир и циркуль-измеритель (рис. 61).
Транспортир (см. рис. 61, а) служит для измерения и прокладки на карте различных направлений. Он выглядит в виде полуокружности с риской (штрихом) в центре. Особенность штурманского транспортира в том, что он имеет два ряда цифр под шкалой, что сделано для удобства отсчетов направлений от 0 до 360°.
Если расположить транспортир на карте центром к какому-либо меридиану (дугой кверху), то отсчет на шкале, совпадающий с меридианом, указанным цифрами верхнего ряда, будет относиться к направлениям I и III четвертей горизонта, а указанный цифрами нижнего ряда — к направлениям II и III четвертей. Употребление транспортира совместно с параллельной линейкой показано на рис. 62.
Параллельная линейка (см. рис. 61, б) предназначена для перенесения на карте в другое место направлений, измеренных транспортиром или снятых линейкой. Линейка состоит из двух параллельных друг другу нланок А и Б, связанных между собой перемычками, поворачивающимися на шарнирах. При поочередном передвижении планок в одну и ту же сторону на карте линейка, сохраняет свое направление относительно меридиана.
Допустим, требуется проложить на карте из точки А, не совпадающей с каким-либо меридианом, линию курса 65°. Приложиа
линейку к транспортиру, их располагают так, чтобы центр транспортира совпадал с меридианом, ближайшим к данной точке, и разворачивают их до заданного направления (рис. 62). Затем, передвигая планки линейки, ее перемещают (см. рис. 62) пунктиром, пока срез (наружный край) не коснется данной точки.
На судах иногда применяют параллельные линейки Филь- да, совмещающие функции линейки и транспортира.
Циркуль (см. рис. 61, в) представляет собой обычный чертежный измеритель со вставными иглами в ножках. Ножки должны раздвигаться плавно, не туго, но и не слишком свободно, чтобы раствор циркуля не изменялся самопроизвольно. Регулировку подвижности ножек производят винтом в головке циркуля. Раствор ножек не должен превышать 90°, а если этого для измеряемого расстояния недостаточно, то расстояние измеряют или откладывают по частям.
На некоторых судах применяют протрактор (см. рис. 61, г),
Рис. 62. Употребление параллельной линейки и транспортира. |
служащий для построения двух углов с общей стороной между ними. Он представляет собой лимб (градуированный круг) 1 с тремя линейками в виде лучей, исходящих из его центра.
Средняя лниейка 2, один из срезов которой проходит через нулевое деление лимба, неподвижна, крайние 3 и 4 могут поворачиваться относительно нуля одна вправо, другая влево под заданными углами. Линейки вращаются вокруг цилиндрика 5 с донышком в виде полукружка с риской в центре для отметки вершины заданных углов на карте.
На транспортных и промысловых судах обычно вместо протрактора применяют кальку, на которую наносят заданные углы (карандашом).
Рис. 63. Получение поперечной меркаторской проекции. |
Грузики для карт служат для удержания их на столе и предотвращения от свертывания. Они представляют собой залитые свинцом пластмассовые цилиндрики, подклеенные снизу сукном или другим мягким материалом. Грузиками накрывают карты по углам.