Понятие об уничтожении девиации.

ТАБЛИЦА ДЕВИАЦИИ

Только знать девиацию на определенных курсах и учитывать ее недостаточно. Если девиация велика, значит велики и создаю­щие ее силы судового железа, которые на некоторых курсах могут так ослабить направляющую силу компаса, что система компасных стрелок окажется не в состоянии преодолеть силу трения вокруг оси своего вращения. При этом с каждым поворотом или даже при рыскании судна картушка компаса будет уводиться судном из плоскости компасного меридиана, т. е. пользоваться компасом ста­нет невозможно.

Поэтому на всех судах производят так называемое уничтожение девиации компаса, вернее — доведение ее до минимального зна­чения на всех курсах. Достигается это размещением вблизи ком­паса постоянных магнитов и брусков из мягкого железа, распола­гаемых так, чтобы их магнитные силы были равны и противопо­ложны силам судового железа, производящим девиацию. Магниты служат для компенсации сил твердого железа, а бруски — мягкого.

В связи с тем что наблюдения и действия по уничтожению де­виации не являются абсолютно точными, уничтожить девиацию полностью не удается. Однако ее можно довести до значений, не превышающих 2—3° на любом курсе. Эту девиацию, называемую остаточной, определяют сравнением пеленгов каких-либо ориен-

Таблица 2 Через 10°
КК(мк) о J КК (МК) ь КК (МК) s КК (МК) s
—0° +2°,3' —90° —Г,Г 180° — 1°, 7' —270° +4°.5/
+ 1,7 —3,3 —0,7 +4,5
+ 1,3 -3,7 +0,3 +4,3
+1,0 —4,0 + 1,3 +4,0
+0,5 -4,3 +2,0 +3,7
+0,0 I —4,0 +2,7 +3,5
—0,7 -3,7 +3,5 +3,0
—1,5 —3,3 +4,0 +2,7
—2,0 —2,5 +4,3 +2,5

Через 15°

КК (МК) КК (МК) г КК (МК) е 1КК (МК) s
—360 —0°,2' 90е —Г,3' 180° + Г.7' 270° +2°,3'
-0,5 —1,2 +2,3 +2,8
—0,8 -0,9 +2,7 ! зоо +1,4
—1,0 —0,4 +2,9 +0,9
— 1,2 —0,3 +2,9 +0,5
-1,3 1 —1,0 +2,7 1 +0,1

тиров, обычно створных знаков, наблюденных на восьми главных и четвертных компасных курсах, с магнитными пеленгами тех же ориентиров, так как 8=МП — КП. Значение девиации для проме­жуточных курсов через каждые 10 или 15° находят вычислением. Полученные значения сводят в таблицу остаточной девиации, на­пример табл. 2.

Так как при девиации, не превышающей 5—6°, значение ее для магнитных и компасных курсов, выражаемых равным числом гра­дусов, одно и то же, то девиацию по таблице можно выбирать как на магнитные, так и на компасные курсы.

Так как таблицы в данном случае предназначены для учебных целей, то величина девиации в них может быть и больше 4°.

Выборку девиации на промежуточные курсы производят с по­мощью интерполирования. Допустим, требуется выбрать девиа­цию на КК 67°. Ближайшие, больший и меньший, компасные курсы отличаются на 10°, а их девиации — на величину (1,5—0,7). Отсюда величину девиации на заданный курс найдем так:

X „7 (1,5-0,7)

°67 = — 0,7— —— »7— — 1 ,3 .

При использовании таблицы, вычисленной через каждые 15° (табл. 2), необходимо учитывать, что интерполяция здесь несколько труднее, но такая таблица позволяет легко сравнивать девиа­цию, вычисленную по наблюдениям как на главных, так и на чет­вертных курсах, т. е. определять, хорошо ли выполнены девиа- ционные работы.

При уничтожении девиации можно пользоваться графиком (см. рис. 41), что не требует интерполяции. Уничтожение девиации и определение остаточной девиации обычно производит специалист — девиатор. По окончании работ девиатор выдает на судно таблицу остаточной девиации, выполненную на форменном бланке с вычислением ее через каждые 15°. На бланке, а также на карточ­ке, находящейся внутри нактоуза, указывают положение магнитов- уничтожителей и брусков мягкого железа.

При уничтожении девиации все крупные, а также близкие к компасу мелкие железные предметы должны занимать положение, принятое во время плавания. Если же их положение может ме­няться, например у шлюп-балок, которые могут быть как зава­ленными, так и вываленными, то дважды производят наблюдения и составляют две таблицы девиации, по одной для каждого из ос­новных положений.

Остаточная девиация не должна превышать ±3° у главного компаса и ±5—6° у путевого. После приемки или выгрузки боль­шого количества ферромагнитных материалов, а также при обна­ружении большого расхождения девиации, определенной из наблю­дений, с табличной ее следует уничтожить заново.

Электромагнитная девиация. На показания магнитного компаса влияет не только судовое железо, но и магнитные поля постоян­ного электрического тока. Это влияние тем сильнее, чем больше величина тока и чем ближе к компасу расположены токоведущие провода. Данное явление вызывает дополнительное отклонение компасной стрелки от плоскости магнитного меридиана, называе­мое электромагнитной девиацией. В результате компасная стрелка будет отклонена от магнитного меридиана на угол, называемый суммарной девиацией.

Электромагнитные поля, создаваемые постоянным током судо­вого электрооборудования, даже при полной нагрузке не вызыва­ют заметной электромагнитной девиации. Магнитные поля пере­менного тока вообще не воздействуют на компасную стрелку. За­метную электромагнитную девиацию создают имеющиеся на круп­ных судах обмотки противоминного размагничивающего устройства (РУ), питаемые током большой величины. Поэтому на судах, имеющих РУ, составляют две таблицы девиации: одну для слу­чаев, котддРУ включено, а другую — выключено.

ОБЩАЯ ПОПРАВКА КОМПАСА.

Наши рекомендации