Девиация магнитного компаса.
КОМПАСНЫЕ КУРСЫ И ПЕЛЕНГИ
На стальном (железном) судне или даже на деревянном, но имеющем двигатель и прочие части, изготовленные из ферромагнитных материалов, называемых в целом судовым железом, последнее, намагничиваясь силами земного магнетизма, создает собственный так называемый судовой магнетизм. Поэтому на таких суднах проявляется совместное действие как непосредственно сил земного магнетизма, так и сил намагниченного им судового железа.
Вертикальная плоскость, в которой располагается равнодействующая сил земного магнетизма и намагниченного им судового- железа, проходящая через центр компаса на данном судне, называется компасным меридианом. В этой плоскости и расположится стрелка компаса.
Плоскости компасного и магнитного меридианов в общем случае не совпадают друг с другом. Угол, на который плоскость компасного меридиана отклонена от плоскости меридиана магнитного, называется девиацией магнитного компаса.
След плоскости компасного меридиана на плоскости истинного горизонта называется компасным меридианом, или линией норд-зюйд компасный (рис. 38). Угол, на который северная часть компасного меридиана отклонена от северной части магнитного меридиана, представит девиацию, обозначаемую буквой б.
Девиации, как и склонению, придают наименования остовой или вестовой и соответственно знак «плюс» или «минус» в зависимости от стороны отклонения северной части компасного меридиана от северной части меридиана магнитного (см. рис. 38, а и б), что обозначают следующим образом:
Ъ = + 5°, или о = 5° 0s1;
о = —9°, или 8 = 9°г.
Под словом «девиация» понимают также и явление отклонения компасной стрелки от плоскости магнитного меридиана под влиянием судового железа.
Какие-либо направления, считаемые относительно плоскости компасного меридиана, называются компасными румбами. Угол между плоскостью компасного меридиана и диаметральной плоскостью судна называется компасным курсом (КК) судна. Угол между плоскостью компасного меридиана и вертикальной плоскостью, проходящей через место наблюдателя и какой- либо предмет, называется компасным пеленгом предмета (/(77).
На плоскости истинного горизонта (рис. 39) компасный курс и компасный пеленг имеют вид плоских углов, одна сторона которых — компасный меридиан, другая — линия курса судна или линия пеленга предмета.
Рис. 39. Компасные курсы и пеленги. |
Компасные курсы и пеленги в современном судовождении имеют
круговой счет, т. е. отсчитываются от северной части компасного меридиана по часовой стрелке в пределах 360°.
Магнитные курсы и пеленги связаны с компасными курсами и пеленгами алгебраически соотношениями:
МК = КК+ 5;
МП = КК+Ь.
Пример. КК = 31 Г,0'; б = 4°,5' W. Рассчитать МК.
Решение. , /С/С =311° + & = — 4°
МК = 306°
0' 5'
5' (графическое построение выполнить самостоятельно).
Пример. МП = 3°; КП = 356°. Рассчитать девиацию.
Решение. МП = 3° = 363° ~ КП — 356°
Рис, 40. Графическое построение расчета девиации. |
8= —7° = TW (графическое построение см. рис. 40).
Направление, отличающееся от компасного пеленга на 180°, называется обратным компасным пеленгом (ОКП). В судовождении в основном рассчитывают ОКП, так как в пеленгаторах для 127-мм магнитного компаса наблюдатель ведет отсчет на картушке со стороны своего глаза, т. е. в направлении, обратном наблюдаемому предмету.
Соотношение прямых и обратных компасных пеленгов выражается формулой
ОКП = КП ± 180°.
Компасные курсы и пеленги, подобно истинным, связаны с курсовыми углами соотношениями:
КП = КК+ КУ (при круговом счете КУ);
КП = КК + КУ пр/б = КК — КУ л/б (при полукруговом счете КУ).
Расчеты производят так же, как и при истинных курсах и пеленгах.