Истинный курс и истинный пеленг. курсовой угол
Истинным курсом (ИК) судна в общем случае называют двугранный угол между плоскостью истинного меридиана наблюдателя и носовой частью диаметральной плоскости судна. На земной поверхности истинный курс (рис. 10) выразится сферическим углом ИК между истинным меридианом и дугой большого круга, образованной пересечением земной поверхности диаметральной плоскостью судна. Истинные курсы в современном судовождении принято отсчитывать от северной части меридиана наблюдателя по круговому счету.
![]() |
Истинным пеленгом (ИП) какого-либо предмета или ориентира называется в общем случае двугранный угол между плоскостью истинного меридиана наблюдателя и вертикальной плоскостью, проходящей через место наблюдателя и данный предмет. На зем
ной поверхности истинный пеленг выразится сферическим углом ИП при наблюдателе между меридианом наблюдателя и дугой большого круга, проходящего через место наблюдателя и предмет. Истинные пеленги принято отсчитывать в круговом счете.
На плоскости истинного горизонта истинный курс и истинный пеленг выглядят плоскими углами (рис. II), где, как принято в подобных изображениях, северную часть истинного меридиана наблюдателя (или линии NS) отмечают буквой N с индексом «и» (норд истинный), а место наблюдателя — нулем. Истинный курс будет углом, одна сторона которого (северная) — часть истинного меридиана, другая — след на плоскости горизонта от диаметральной плоскости судна, называемая линией курса. Истинный пеленг будет углом, одна сторона которого — также северная часть истинного меридиана, другая — след вертикальной плоскости, проходящей через место наблюдателя и наблюдаемый предмет, называемый линией пеленга предмета.
Направление, противоположное истинному пеленгу, называется обратным истинным пеленгом (ОИП) (рис. 12). Истинный и обратный истинный пеленг связаны соотношением ОЯЯ=ЯЯ± ±180°.
К заданной величине ИП прибавляют 180°, если она равна или меньше 180°, и вычитают из нее, если она равна или больше 180".
![]() |
П р и м е р. а) ИП = 165°,0'; б) ИП = 231°,0'. Найти ОИП.
Решение, а) , ИП = 165°, 0' + 180°, 0'
ОИП = 345°, 0' б) ИП = 23Г, 0' ~ 180°, 0'
ОИП = 51°, 0'
Пример, а) ОИП = 220°,0'; б) ОИП = 45°,0'. Найти И П.
б) ОИП = 45°, 0' + 180°, 0' ИП = 225°, 0' |
Решение. Из соотношения истинного и обратного пеленгов найдем обратную зависимость, т. е. ИП = ОИП — 180°. При этом 180° прибавим к величине ОИП, если она равна или меньше 180°, и отнимем от нее, если оиа равна или больше 180°.
а) ОИП = 220°, 0' —180°, 0'
ИП = 40°, 0'
В некоторых случаях направления на предметы определяют относительно диаметральной плоскости судна. Двугранный угол между носовой частью диаметральной плоскости судна и вертикальной плоскостью, проходящей через место судна и какой-либо предмет или ориентир, называется курсовым углом (КУ) предме
та. На плоскости истинного горизонта курсовой угол представляет собой плоский угол, одной стороной которого будет линия курса судна, а другой — линия пеленга предмета (рис. 13).
![]() |
Курсовые углы в круговом счете отсчитываются от носовой части диаметральной плоскости судна по часовой стрелке от 0 до 360°. Такой счет применяют при радиопеленговании, т. е. определении радиотехническими средствами направлений на передающие станции, а также при введении курсовых углов в счетно-решающие устройства.
Истинный курс судна, истинный пеленг и курсовой угол предмета в круговом счете связаны соотношением (см. рис. 13) ИП = ИК—КУ.
Пример. ИК = 27°,0'; КУ = 101°,0'. Рассчитать ИП предмета и сделать графическое построение.
Решение. , ИК = 27°, 0' + КУ = 101°, 0'
ИП = 128°, 0'
(графическое построение выполнить самостоятельно).
Если в подобных расчетах (как и вообще при действиях с угловыми величинами, даваемыми в круговом счете) сумма получится более 360°, то 360° надо из нее вычесть (рис. 14).
Пример. И К = 120°,0'; КУ = 290°,0'. Найти И П.
![]() |
Рис. 14. Графическое построение: а — определения ип; б — определения ку. |
Решение. ,ИК = 120°, 0' + КУ = 290°, 0'
ИП = 410°, 0' 360°, 0'
ИП = 50°, 0' построение
(графическое рис. 14, а).
Из формулы соотношения истинного курса судна, истинного пеленга и курсового угла следует, что ИК.=ИП—КУ и КУ = ИП—ИК.
Так как истинный пеленг может быть численно меньше истинного курса или курсового угла, т. е. уменьшаемое будет меньше вычитаемого, то к нему прибавляют предварительно 360°.
Пример. ИП = 212°0'; КУ = 63е,0'. Найти ИК. ОтветИК = 149°,О' Пример. ИП = 46°,0'; К У = 85° 0'. Найти И К.
Решение. , ИП = 46°, О' + 360°, О'
460°, О' ~ КУ=85°, О'
ИК = 321°, О'
(графическое построение см. рис. 14,6).
Пример. ИП = 119',О'; ИК = 212°,0'. Найти КУ.
Решение. , ИП = U9°, О'
+_________ 360°, О'
![]() |
479°, О' ~ ИК = 212°, О'
КУ = 267°, О'
(графическое построение выполнить самостоятельно).
При наблюдении курсовых углов визуальным (зрительным) способом применяют полукруговой счет. В этом случае (рис. 15) их отсчитывают от носовой части диаметральной плоскости судна вправо или влево в пределах 180° в сторону борта, по которому располагается предмет или ориентир. При этом курсовому углу придают наименование правого или левого борта (АГУпр/б или К У „[в)-
Истинный пеленг, истинный курс и курсовой угол в полукруговом счете (рис. 16) численно связаны следующими соотношениями:
ИП = ИК + КУпр/б и ИП = ИК — КУл/б.
Пример. ИК = 305°; КУ == 20°пр/б. Рассчитать ИП. Ответ. ИП = = 325°.
Пример. ИК = 220°; КУ = 80°л/б. Рассчитать ИП. Ответ. ИП = = 140°
Пример. ИК = 310°; КУ = П5°пр/б. Определить ИП.
Решение. , ИК = 310° ' КУ = 115°
ИП = 425° 360°
ИП = 65° ,
(графическое построение см. рис. 17,а).
Пример. ИК = 70°; КУ = 95'л/б. Определить ИП.
Решение. , И К = 75° + 360°
= 435° ~ КУ= 95°
ИП = 340°
(графическое построение см. рис. 17,6).
Направление, перпендикулярное к линии истинного курса судна, т. е. когда курсовой угол на предмет составляет 90 или 270° в круговом счете либо 90° правого или левого борта в полукруговом счете, называют траверзом предмета. Говорят, например:
![]() |
«Судно прошло траверз маяка такого-то» или «По правому траверзу вижу огонь». Практически для взятия курсовых углов обычно используют пеленгатор.