Механическая и электромеханическая характеристики машины постоянного тока с последовательным возбуждением, режим холостого хода, режим пуска, работа под номинальной нагрузкой.

Механическая и электромеханическая характеристики машины постоянного тока с последовательным возбуждением, режим холостого хода, режим пуска, работа под номинальной нагрузкой. - student2.ru

Обычная схема включения МПТ последовательного возбуждения показана на рисунке 8.25, на котором взаимные направления напряжения источника питания U, ЭДС движения Е и тока Iя соответствуют двигательному режиму работы. Поскольку обмотки якоря и возбуждения соединены последовательно и по ним протекает один и тот же ток Iя, поток Ф изменяется с изменением якорного тока, т.е. поток является функцией якорного тока, т.е. Ф(Iя). При этом, уравнения электромеханической и механической характеристик имеют тот же вид, что и для МПТ независимого возбуждения

Механическая и электромеханическая характеристики машины постоянного тока с последовательным возбуждением, режим холостого хода, режим пуска, работа под номинальной нагрузкой. - student2.ru

Механическая и электромеханическая характеристики машины постоянного тока с последовательным возбуждением, режим холостого хода, режим пуска, работа под номинальной нагрузкой. - student2.ru

Однако следует иметь в виду, что в сопротивление якорной цепи RяΣ входит также сопротивление обмотки возбуждения Rв, а зависимость Ф(Iя), называемая кривой намагничивания, нелинейна и не имеет простого аналитического выражения. Поэтому уравнения (8.28) и (8.29) непосредственно не позволяют установить характер зависимости между скоростью и током и скоростью и моментом, т.е вид электромеханических и механических характеристик. В первом приближении эти зависимости для установившегося режима работы МПТ можно получить, если пренебречь насыщением, т.е. принять, что поток и ток якоря связаны линейной зависимостью:

Механическая и электромеханическая характеристики машины постоянного тока с последовательным возбуждением, режим холостого хода, режим пуска, работа под номинальной нагрузкой. - student2.ru ,

где α – коэффициент пропорциональности между током и потоком.

Подставив в (8.28) выражение для потока из (8.30), получаем приближенное уравнение для электромеханической характеристики

Механическая и электромеханическая характеристики машины постоянного тока с последовательным возбуждением, режим холостого хода, режим пуска, работа под номинальной нагрузкой. - student2.ru

С учетом того, что в данном случае момент и ток связаны зависимостью

Механическая и электромеханическая характеристики машины постоянного тока с последовательным возбуждением, режим холостого хода, режим пуска, работа под номинальной нагрузкой. - student2.ru

находим уравнение механической характеристики

Механическая и электромеханическая характеристики машины постоянного тока с последовательным возбуждением, режим холостого хода, режим пуска, работа под номинальной нагрузкой. - student2.ru , где

Механическая и электромеханическая характеристики машины постоянного тока с последовательным возбуждением, режим холостого хода, режим пуска, работа под номинальной нагрузкой. - student2.ru .

Таким образом, даже при сделанном допущении из (8.31) и (8.33) следует, что электромеханическая и механическая характеристики нелинейны и представляют собой гиперболические зависимости. Одной из асимптот для обеих зависимостей является ось ординат, а другой асимптотой – прямая, параллельная оси абсцисс, уравнение которой для имеет вид:

Механическая и электромеханическая характеристики машины постоянного тока с последовательным возбуждением, режим холостого хода, режим пуска, работа под номинальной нагрузкой. - student2.ru

Следует особо отметить, что полученные уравнения являются идеализированными и дают лишь самое общее представление о характеристиках МПТ последовательного возбуждения. В частности, из уравнений (8.31) и (8.33), видно, что отличительной особенностью характеристик этой машины является отсутствие точки идеального холостого хода. При снижении момента и тока снижается магнитный поток и скорость существенно возрастает, теоретически стремясь к бесконечности. Однако, реально она ограничена на некотором максимальном уровне из-за наличия остаточного потока намагничивания Фост. Наличие остаточного потока определяет величину скорости идеального холостого хода

Механическая и электромеханическая характеристики машины постоянного тока с последовательным возбуждением, режим холостого хода, режим пуска, работа под номинальной нагрузкой. - student2.ru

Тем не менее, если учесть, что обычно Фост не превышает (2 – 9)% от номинального значения потока, значение ω0 может в десятки раз превышать номинальную скорость двигателя. С учетом того, что такие значения скорости недопустимы по условиям прочности механической конструкции двигателя, оказывается, что реально режим идеального холостого хода двигателя находится далеко за пределами его рабочей зоны.

Кроме того, в действительности магнитная система машины насыщена и кривая намагничивания далека от прямой. Соответственно, реальные характеристики заметно отличаются от кривых, получаемых согласно уравнениям (8.31) и (8.33).

Механическая и электромеханическая характеристики машины постоянного тока с последовательным возбуждением, режим холостого хода, режим пуска, работа под номинальной нагрузкой. - student2.ru ß электрическая характеристика

Механическая и электромеханическая характеристики машины постоянного тока с последовательным возбуждением, режим холостого хода, режим пуска, работа под номинальной нагрузкой. - student2.ru ß механическая характеристика двигателя последовательного возбуждения для прямого (кривая 1) и обратного (кривая 2) направлений вращения

Пуск, реверсирование, торможение и регулирование угловой скорости двигателей последовательного возбуждения осуществляется теми же способами, что и у двигателей независимого и параллельного возбуждения с учетом специфики включения обмоток.

Работа машины постоянного тока в четырёх квадрантах плоскости механических характеристик: двигательный режим, реверсивный режим, генераторный режим, режим торможения противовключением, режим рекуперативного торможения и режим динамического торможения.

Если в уравнении механической характеристики ω=U/(KΦ)−Rя·M/(KΦ)2 изменять напряжение в интервале (+Uн,−Uн), то при различных значениях скорости и момента мы получим семейство механических характеристик, расположенных во всех четырех квадрантах плоскости параметров ω,M.

Механическая и электромеханическая характеристики машины постоянного тока с последовательным возбуждением, режим холостого хода, режим пуска, работа под номинальной нагрузкой. - student2.ru

В квадрантах 1 и 3 имеем двигательный режим, так как здесь электромагнитная мощность двигателя положительна – P=Mω>0, а в квадрантах 2 и 4 реализуются тормозные (генераторные) режимы, так как здесь P<0. Причем, если двигательный режим один (область его существования отмечена горизонтальной штриховкой), то тормозных режимов несколько. Рассмотрим их.

Из теории электрических машин известно, что генераторный режим имеет место в том случае, если э.д.с. и ток двигателя одного знака. Согласно формуле U=RяIя+E имеем:

Iя=(U−E)/Rя.

Отсюда можно заключить, что ток и э.д.с. будут одного знака в трех случаях:

1. Если при одинаковых знаках, модуль э.д.с. больше модуля напряжения на якорной обмотке: |E|>|U|;

2. Если напряжение якорной обмотки равно нулю: U=0 (при ω≠0);

3. Если напряжение и э.д.с. имеют разные знаки: signU=−signE.

Режим, соответствующий первому условию, называют рекуперативным торможением. Он возникает в том случае, если скорость двигателя под действием внешнего момента, возникающего при торможении рабочего органа, превысит скорость холостого хода, т.е. рабочая точка привода по механической характеристике перейдет из квадранта 1 в квадрант 2, либо из квадранта 3 в квадрант 4. Область существования режима рекуперативного торможения отмечена вертикальной штриховкой. При этом двигатель работает как обычный генератор постоянного тока, его механическая и электромеханическая характеристики описываются теми же уравнениями ω=U/(KΦ)−RяIя/(KΦ) и ω=U/(KΦ)−Rя·M/(KΦ)2. Уравнение баланса мощностей имеет вид

Pэ=Pм−ΔP

где: Pм – механическая мощность, поступающая от рабочего органа,

Pэ – мощность, генерируемая двигателем,

ΔP – потери мощности в обмотке якоря.

В соответствии с этим механическая энергия торможения рабочего органа частично возвращается в сеть, а частично рассеивается в виде потерь в двигателе.

Режим, соответствующий второму условию называют динамическим торможением. Физически он реализуется путем отключения двигателя от сети и закорачивания обмотки якоря, либо включения ее на добавочное активное сопротивление. В первом случае рабочая точка привода оказывается на линии механической характеристики при U=0, которая является механической характеристикой режима динамического торможения при Rд=0. Во втором случае уравнение механической характеристики двигателя при динамическом торможении имеет вид

ω=−(Rя+Rд)·M/(KΦ)2

Следовательно, в обоих случаях механические характеристики проходят через начало координат и отличаются только жесткостью.

Уравнение баланса мощностей для динамического торможения имеет вид Pм=ΔP.

Согласно этому уравнению механическая энергия торможения рассеивается в виде электрических потерь на добавочном сопротивлении и в обмотке якоря.

Режим, соответствующий третьему условию, называют противовключением. Физически он реализуется, если под действием момента со стороны рабочего органа двигатель начнет вращаться в обратную сторону, т.е. рабочая точка перейдет по механической характеристике из квадранта 1 в квадрант 4 или из квадранта 3 в квадрант 2. Режим противовключения возникает также, если в работающем двигателе изменить полярность напряжения на якорной обмотке. Тогда за счет инерции вращающихся частей какое-то время якорь будет вращаться в сторону, противоположную направлению момента. Отсюда и название режима. Область существования режима противовключения отмечена наклонной штриховкой.

Уравнение механической характеристики имеет вид: ω=−(U/(KΦ)+Rя·M/(KΦ)2).

При переключении полярности напряжения в обмотке якоря может возникнуть большой ток, определяемый выражением Iя=−(U+E)/Rя, поэтому необходимо предусматривать меры по его ограничению, например, путем введения добавочного сопротивления в цепь якоря или используя устройства ограничения тока в преобразователях напряжения, от которых питается двигатель.

Уравнение баланса мощностей имеет вид: Pм+Pэ=ΔP.

В соответствии с этим уравнением при торможении противовключением механическая энергия торможения и электрическая энергия, потребляемая двигателем, преобразуются в электрические потери.

Реверсирование – это изменение направление вращения двигателя. Обычно оно выполняется в две стадии. Сначала двигатель останавливается торможением, а затем изменяется направление тока якоря или обмотки возбуждения и производится пуск. В микромощных (до 500 Вт) двигателях, если нагрузка допускает ударные моменты и требуется изменение направления вращения за минимальный отрезок времени, реверсирование вращающегося двигателя осуществляют переключением обмотки якоря.

Двигательный и генераторный режимы подробно рассмотрены в 9.1.

Наши рекомендации