Правила плавания по внутренним водным путям
Степанов Олег Александрович
Шлюзование
187. Суда, идущие на шлюзование, обязаны сообщать по радиотелефонной связи диспетчеру шлюза не менее чем за 1,5 часа (если это невозможно, то с максимального расстояния установления устойчивой связи) о расчетном времени подхода к границам шлюза.
188. Судоводитель при подходе к границам шлюза, но не менее чем за 1 км, запрашивает по радиотелефонной связи у диспетчера шлюза уточненные данные о порядке судопропуска и докладывает о готовности к шлюзованию.
189. Пропуск судов через шлюзы осуществляется в соответствии с планом - графиком шлюзований, разработанным диспетчерским аппаратом шлюза на основе информации о подходе судов. При составлении графика шлюзований пропуск пассажирских и других судов, работающих по объявленному расписанию, планируется согласно расписанию их движения. Пропуск остальных судов через шлюзы осуществляется в порядке подхода их к шлюзу (месту отстоя).
При наличии очереди судов на подходах к шлюзам в первую очередь пропускаются суда с нефтепродуктами с температурой вспышки паров ниже 60 град. С или их остатками, взрывчатыми или отравляющими веществами, суда со скоропортящимися грузами и спецобъекты.
191. Маломерные суда не могут требовать отдельного шлюзования. Их шлюзование осуществляется совместно с другими судами.
203. Вход судов в камеру шлюза, переход из одной камеры в другую и выход из камеры разрешаются только при зеленом сигнале входного (выходного) светофора.
Начало движения судов в шлюз при двухстороннем судопропуске разрешается также при зеленом сигнале промежуточного светофора.
204. Отсутствие сигнала на светофоре является запрещением, соответствующим красному цвету. В этом случае судно может продолжать движение только с разрешения диспетчера шлюза, оформленного записью в судовом журнале и в вахтенном журнале шлюза.
Расхождение
(Читать 19 правил хода МППСС-72)
223. Когда два судна сближаются на противоположных или почти противоположных курсах так, что возникает опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо с тем, чтобы разойтись левыми бортами.
224. Когда два судна идут пересекающимися курсами так, что возникает опасность столкновения, то судно, которое имеет другое на своей правой стороне, должно уступить ему дорогу. При этом оно не должно пересекать курс другого судна по носу.
Судно, которому уступают дорогу, должно сохранить свои курс и скорость. Однако, когда для него становится очевидным, что судно, обязанное уступить дорогу, не принимает для этого соответствующих действий, оно должно предпринять меры для избежания столкновения только собственным маневром.
225. Судно считается лишенным возможности управляться, если оно из-за неисправности двигателей, движителей, корпуса, рулевого устройства и других механизмов и (или) тяжелого воздействия гидрометеорологических явлений не может маневрировать так, как требуется настоящими Правилами.
Оно должно нести два красных круговых огня, расположенные по вертикали на наиболее видном месте. Если оно имеет ход относительно воды, то дополнительно - бортовые и кормовой (кормовые) огни. Днем такое судно должно нести два черных шара, расположенных по вертикали на наиболее видном месте.
226. Каждое судно на ходу (за исключением обгона) должно уступать дорогу судам, указанным после него:
· одиночное самоходное судно, толкающее или буксирующее состав (кроме плота);
· парусное судно;
· судно, занятое ловом рыбы;
· судно, буксирующее плот;
· судно, лишенное возможности управляться, занятое подводными или водолазными работами.
238. Судоводители должны при подходе к воздушным переходам заблаговременно уточнить их высотные габариты с учетом фактических уровней воды и принять необходимые меры по недопущению повреждения их, а также судовых устройств.
Повторение: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАНЕВРИРОВАНИЯ 1. Уступать дорогу не маломерным судам 2. Парусные суда - Правый галс – приоритет - Подветренное на одинаковых галсах – приоритет - Судно с левым галсом уступает судну, галс которого нельзя определить - Обгон осуществлять по наветренной стороне 3. Маломерные гребные и моторные уступают парусным |
Глава 8
Звуковая сигнализация
Общие сигналы | ||
1. Продолжительный звук ▬ | - "Внимание" При подходе к причалу пассажирского судна | |
2. Один короткий звук ▪ | - "Изменяю свой курс вправо" | |
3. Два коротких звука ▪ ▪ | - "Изменяю свой курс влево" | |
4. Три коротких звука ▪ ▪ ▪ | - "Мои движители работают на задний ход" | |
5. Четыре коротких звука ▪ ▪ ▪ ▪ | - "Я намереваюсь остановиться" - "Я намереваюсь сделать оборот" | |
6. Серия коротких звуков ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ | - "Предупреждение" | |
7. Три продолжительных звука ▬ ▬ ▬ | - "Человек за бортом" | |
8. Один короткий и один продолжительный звук ▪ ▬ | - "Прошу увеличить ход" | |
9. Один продолжительный и один короткий звуки ▬ ▪ | - "Прошу уменьшить ход" | |
10. Один продолжительный, один короткий и один продолжительный звуки ▬ ▪ ▬ | - "Прошу выйти на связь" | |
11. Непрерывно повторяющиеся продолжительные звуковые сигналы, а также беспрерывные частые удары в колокол или металлический предмет ▬ ▬ ▬ ▬ ▬ ▬ | - "Сигнал бедствия" Правило 110. Когда судно, терпящее бедствие, просит о помощи, оно подает сигналы посредством повторяющихся ударов в колокол или продолжительных звуков. | |
12. Один продолжительный, один короткий, один продолжительный и один короткий звуки ▬ ▪ ▬ ▪ | - "Я Вас понял" | |
13. Один продолжительный и три коротких звука ▬ ▪ ▪ ▪ | - "При отходе в рейс пассажирского судна" | |
14. Два продолжительных и два коротких звука ▬ ▬ ▪ ▪ | - "Запрос на обгон" | |
Сигналы, подаваемые в условиях ограниченной видимости | ||
1. Один продолжительный звук ▬ | - "Одиночные суда в движении" Подается с интервалом не менее 2 минут | |
2. Один продолжительный и два коротких звука с интервалом не менее 2 мин. ▬ ▪ ▪ | - "Составы и плоты в движении" | |
3. Один короткий, один продолжительный и один короткий звуки ▪ ▬ ▪ | - "Одиночные суда или составы на якоре или на мели в пределах судового хода" | |
4. Частые удары в колокол или металлический предмет | - "Несамоходное судно с экипажем на якоре или на мели в пределах судового хода" | |