Правила выполнения лабораторных работ
Лабораторные работы
Методическое пособие
по дисциплине «Химия»
Санкт-Петербург
2013 г.
Автор: Родякина Е.В., преподаватель высшей категории
Санкт-Петербургского политехнического колледжа.
Рецензент: Никитин В.А., канд. хим. наук, доцент кафедры химии
Санкт-Петербургского института машиностроения.
Данное пособие представляет собой методические указания к проведению лабораторных работ по дисциплине «Химия». Пособие предназначено для практического усвоения материала указанных тем, приобретения компетенций в области проведения химического эксперимента, развития организационных и коммуникационных компетенций.
В сборнике содержится материал, необходимый студентам как при самостоятельной подготовке к работе, так и при непосредственном выполнении работы на занятии. К работе прилагается бланк отчета.
Предисловие
В данном сборнике содержатся методические указания к работам, выполняемым студентами при изучении дисциплины Химия.
Назначение методических указаний – способствовать достижению следующих результатов обучения и развития студентов: умения выполнять химические опыты, подтверждающие свойства изученных веществ, распознавать вещества, пользоваться химической посудой и оборудованием, соблюдать правила охраны труда; сравнивать состав и свойства веществ, анализировать результаты наблюдаемых опытов на основе изученных законов и теорий.
Методические указания предназначены для использования студентами как при домашней подготовке к выполнению лабораторных работ, так и в процессе выполнения их в лаборатории.
Материал представлен в следующем порядке:
n Правила выполнения лабораторных работ.
n Лабораторные работы, содержащие разделы:
-- Цель работы.
-- Пояснения к работе, отражающие краткие теоретические сведения на основе минимума содержания по данному разделу дисциплины и с учетом требований к итогам его усвоения, определяемых ГОС СПО.
-- Задание, которое студент обязан выполнить при домашней подготовке к лабораторной работе.
-- Работа в лаборатории. Здесь содержатся инструкции по проведению опытов, приводится список необходимых реактивов и оборудования.
-- Содержание отчета.
-- Контрольные вопросы, позволяющие оценить выполнение требований Государственного образовательного стандарта к уровню знаний студентов по данному разделу дисциплины, в том числе и на этапе допуска к работе.
n Литература.
Лабораторные работы помогают студентам усвоить основные законы и теоретические положения химии, узнать свойства важнейших веществ и способы их получения, прививают навыки в проведении простейших химических исследований и определений, выполняемых в производственных условиях или в заводских лабораториях.
Правила выполнения лабораторных работ
Студенты допускаются к работе после проверки готовности, производимой преподавателем.
Объем домашней подготовки включает повторение соответствующих теме разделов учебника, записей в рабочей тетради, подробное ознакомление с теоретическими сведениями, содержащимися в пояснениях к данной работе, ответы на контрольные вопросы.
Кроме теоретических знаний по теме работы, студенты должны четко представлять последовательность действий в соответствии с инструкциями раздела «Работа в лаборатории», и знать правила охраны труда при работе в химической лаборатории.
При выполнении опытов необходимо строго следовать инструкции и соблюдать все меры предосторожности.
После выполнения работы студенты должны представить отчет о проделанной работе с обсуждением полученных результатов и выводов.
Порядок выполнения работ, пропущенных
по уважительным причинам.
После проверки готовности студент выполняет работу с другой группой в отведенный для лабораторных работ и дополнительных занятий день (субботу).
Порядок выполнения работ, пропущенных
по неуважительным причинам.
Студент допускается к выполнению работы после проверки готовности в зачетную неделю.
Лабораторная работа 1. Химические свойства спиртов и альдегидов
Цель работы:
Осуществить реакции, подтверждающие химические свойства спиртов и альдегидов, объяснить при помощи химических уравнений сущность этих реакций.
Пояснения к работе
Химические свойства спиртов
1) Кислотные свойства: Спирты — амфотерные соединения, могут образовывать соли и комплексы с активными металлами. Например:
СН3 – СН2–ОН + Na —> СН3– СН2–ОNa + Н2
2) Взаимодействие с галогеноводородами:
R-OH + HHal —> RHal + H2O
HF не вступает в эту реакцию так как его кислотность недостаточна.
3) Межмолекулярная дегидратация(образование простых эфиров):
R-OH + R'-OH -> R-O-R' + H2O
Катализатором данной реакции служит кислота. Чаще всего используют серную кислоту. Легче всего реагируют третичные спирты.
4) Внутримолекулярная дегидратация:
C2H5OH —> CH2=CH2 + H2O
Спирты дегидратируются по правилу Зайцева. Легче всего отщепляют воду третичные спирты. Межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация являются конкурирующими реакциями. Но вторая протекает при более высокой температуре.
5) Реакция этерификации. Спирты реагируют с кислотами, при этом образуются сложные эфиры.
а)R—ОН + HNO3 —> R—О—NO2 + Н2О
б)R'-OH + R-COOH —> R-C(O)-OR' + H2O
Реакция является обратимой. Также при взаимодействии с неорганическими кислотами-окислителями(например с азотной) протекает побочная реакция - окисление.
6) Окисление спиртов Спирты окисляются легче, чем углеводороды. Первичные и вторичные спирты окисляются легче третичных. Первичные окисляются до альдегидов, вторичные — до кетонов. В случае первичных спиртов может протекать дальнейшее окисление образующихся альдегидов до соответствующих карбоновых кислот.
7) R-OH —> R-CHO —> R-COOH
Химические свойства альдегидов
1) Альдегиды медленно окисляются кислородом воздуха в карбоновые кислоты:
2) Качественная реакция на альдегиды – реакция «серебряного зеркала». Реакция состоит во взаимодействии альдегида RСНО с водно-аммиачным раствором оксида серебра(I), представляющим растворимое комплексное соединение [Ag(NН3)2]OH. Реакцию проводят при температуре, близкой к температуре кипения воды (80–100 °С). В результате на стенках стеклянного сосуда (пробирки, колбы) образуется осадок металлического серебра – «cеребряное зеркало»:
3) Восстановление гидроксида меди(II) в оксид меди(I) – другая характерная реакция альдегидов. Реакция протекает при кипячении смеси и состоит в окислении альдегида. Точнее сказать, происходит внедрение атома [О] окислителя Cu(OH)2 по связи С–Н альдегидной группы. При этом изменяются степени окисления карбонильного углерода (от +1 до +3) и атома меди (от +2 до +1). При нагревании голубого осадка Cu(OH)2 в смеси с альдегидом наблюдается исчезновение голубой окраски и образование красного осадка Cu2O:
4) Альдегиды присоединяют водород Н2 по двойной связи С=О при нагревании в присутствии катализатора (Ni, Pt, Pd). Реакция сопровождается разрывом -связи в карбонильной группе С=О и присоединением по месту ее разрыва двух атомов Н молекулы водорода Н–Н. Таким образом из альдегидов получают спирты:
Работа в лаборатории
Опыт 1.Растворимость спиртов в воде
Реактивы и оборудование: спирты (этиловый, пропиловый, амиловый); фарфоровые чашки, пробирки.
В четыре пробирки наливают по 2 мл воды и в каждую добавляют по 0,5 мл этилового, пропилового, бутилового, амилового (или изоамилового) спиртов соответственно. Пробирки хорошо встряхивают. Отмечают, что этиловый и пропиловый спирты прекрасно растворяются в воде, а при растворении амилового спирта образуется эмульсия, которая быстро расслаивается. При этом изоамиловый спирт, подобно маслу, всплывает на поверхность воды. Отсюда и возникло название «сивушное масло», под которым понимают смесь высокомолекулярных одноатомных спиртов, в том числе и изоамилового. Объясните, почему выше перечаленные спирты по-разному растворяются в воде.
Опыт 2.Взаимодействие с металлическим натрием
Реактивы и оборудование: этиловый спирт, натрий металлический; пробирки, скальпель, пинцет, фильтровальная бумага, проволока, лучины.
В сухую пробирку наливают этиловый спирт и погружают в него кусочек чистого (свежеотрезанного, очищенного и отжатого от керосина) металлического натрия размером с горошину. Охлаждая пробирку в стакане с водой, предотвращают разогревание смеси и выкипание спирта. Когда газ станет выделяться спокойно, подносят к отверстию пробирки горящую лучину. Выделяющийся водород образует с воздухом смесь, вспыхивающую с характерным резким звуком. (Опыт демонстрационный)
Запишите уравнение реакции.
Опыт 3.Комплексообразование многоатомных спиртов
Реактивы и оборудование: глицерин, этиловый спирт, глицерин, сульфат меди (3%-ный водный раствор), гидроксид натрия (2н водный раствор), соляная кислота (разбавленная 1:5); пипетки, пробирки.
Поместите в пробирку 3 капли раствора сульфата меди, 3 капли раствора щёлочи и взболтайте. Появляется голубой студенистый осадок гидроксида меда (II). Добавьте в пробирку 2–3 капли многоатомного спирта. При взбалтывании осадок растворяется и появляется тёмно-синее окрашивание образовавшегося глицерата меди.
Опыт 4. Восстановление альдегидами соединений серебра
Реактивы: формальдегид.
Предварительно готовят аммиачный раствор окиси серебра, добавляя к 4-5 мл раствора нитрата серебра разбавленный водный аммиак по каплям до растворения первоначально образующегося осадка.
Раствор альдегида наливают (по 1 мл) в две пробирки и добавляют в каждую пробирку по 1 мл свежеприготовленного аммиачного раствора окиси серебра. В одну из пробирок добавляют еще 2-3 капли разбавленного раствора щелочи. Встряхнув пробирки, ставят их в штатив.
Отмечают, в какой пробирке изменение наблюдается раньше. Если серебро не выделяется, то нагревают пробирки с жидкостью несколько минут на водяной бане до 50-60оС.
Чтобы получить осадок серебра в виде зеркального слоя на стенках пробирки, перед проведением опыта следует тщательно вымыть пробирку горячим раствором щелочи и затем ополоснуть дистиллированной водой.
По окончании работы с аммиачным раствором окиси серебра необходимо сразу же вымыть посуду, находившуюся в работе, а образовавшиеся осадки и налеты на стенках растворить в разбавленной азотной кислоте.
Запишите уравнение реакции
Составьте отчет следующего содержания:
Цель работы:_____________________________________________
№ опыта | Порядок выполнения | Наблюдения | Уравнение реакции | Выводы |
Лабораторная работа 1.
Химические свойства спиртов и альдегидов
Отчет
Студент___________________________________________________________
Группа_______
Цель работы:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ опыта | Порядок выполнения | Наблюдения | Уравнение реакции | Выводы |
Пояснения к работе
Карбоновые кислоты содержат сильно полярную связь между атомами кислорода и водорода в гидроксильной группе, которая еще больше поляризуется под влиянием атома кислорода, входящего в состав карбонильной группы.
1). В водном растворе карбоновые кислоты обратимо диссоциируют:
RCOOH RCOO- + Н+
Лакмус в растворе карбоновых кислот приобретает красный цвет.
Карбоновые кислоты — слабые, поэтому сильные минеральные кислоты вытесняют их из соответствующих солей.
2). Реагируют с
- активными металлами
2RCOOH + Mg → (RCOO)2 Mg+Н2
- основными оксидами
2RCOOH + СаО → (RCOO)2 Са+Н2О
- основаниями
RCOOH + NаОH → RCOONа+Н2О
- солями слабых кислот
RCOOH + NаHCО3 → RCOONа+Н2О+CО2
3). Взаимодействуют со спиртами:
Работа в лаборатории
Оборудование: пробирки, штатив, хим. ложка, инструкция по выполнению лабораторной работы
Реактивы: две полоски индикаторной бумаги, раствор соляной кислоты концентрацией 3 моль/л, раствор уксусной кислоты концентрацией 3 моль/л, магний, раствор гидроксида калия концентрацией 1 моль/л, фенолфталеин , раствор карбоната натрия.
Опыт 1. Сравнение свойств органической и неорганической кислот.
В этом опыте сравним силу (степень диссоциации) органической кислоты на примере уксусной и неорганической – на примере соляной. Для этого определим рН растворов этих кислот с помощью универсальной индикаторной бумаги. Приготовить две полоски индикаторной бумаги и нанести на одну полоску каплю раствора соляной кислоты концентрацией 3 моль/л, а на другую каплю раствора уксусной кислоты такой же концентрации 3 моль/л. Сразу же сравнить изменившийся цвет бумаги с цветной шкалой, определив значение рН. Сделать вывод о том, какая из кислот является боле сильной.
Опыт 2. Отношение уксусной и соляной кислот к металлам.
Для опыта приготовить две пробирки. В одну поместить 1 мл уксусной кислоты , а в другую 1 мл соляной кислоты. В каждую из пробирок насыпать на кончике ложечки стружку магния. В каком случае реакция протекает интенсивнее? Какой газ выделяется из раствора. Записать уравнения соответствующих реакций.
Опыт 3. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.
Поместите в пробирку 1 мл раствора гидроксида калия и прибавить несколько капель фенолфталеина. Объясните изменение окраски раствора. Затем в пробирку по каплям прибавляйте раствор уксусной кислоты до обесцвечивания раствора. Чем вызвано исчезновение окраски раствора? Записать уравнение соответствующей реакции.
Опыт 4. Взаимодействие уксусной кислоты с солями слабых неорганических кислот.
В пробирку поместить раствор карбоната натрия и приливать по каплям уксусную кислоту концентрацией CH3COOH 3моль/л . Описать наблюдаемые явления. Записать уравнение соответствующей реакции. Какой газ выделяется из раствора?
Сделайте вывод по работе: какова сила карбоновых кислот (на примере уксусной кислоты)? Каковы сходные признаки между органическими и неорганическими кислотами?
Составьте отчет следующего содержания:
№ опыта | Порядок выполнения | Наблюдения | Уравнение реакции | Выводы |
Лабораторная работа 2.
Химические свойства карбоновых кислот
Отчет
Студент___________________________________________________________
Группа_______
Цель работы:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ опыта | Порядок выполнения | Наблюдения | Уравнение реакции | Выводы |
Цель работы
Ознакомление с условиями лабораторного практикума и формирование умений самостоятельно проводить экспериментальную работу на примере изучения основных закономерностей протекания реакций ионного обмена.
Пояснения к работе
Реакции ионного обмена – это реакции в растворах электролитов, при которых ионы одного вещества обмениваются с ионами другого вещества.
Электролитами называют вещества, которые в расплавах или в растворах при взаимодействии с растворителем распадаются на ионы (диссоциируют).
Ионы – это заряженные частицы, образованные из одного или нескольких атомов. Положительно заряженные ионы называют катионами, отрицательно заряженные – анионами.
Растворы сильных электролитов в результате полной диссоциации содержат в основном ионы, а растворы слабых электролитов содержат в основном нераспавшиеся (недиссоциированные) молекулы и небольшую часть ионов. Сила электролита характеризуется степенью диссоциации, которая показывает соотношение между числом распавшихся(диссоциированных) молекул и общим числом молекул: α = Nдис/Nобщ
К сильным электролитам (α > 30%) относят:
а) практически все растворимые соли;
б) кислоты: H2SO4, HNO3, HCl, HBr, HI, HClO4, HMnO4 и некоторые другие;
в) растворимые основания (щелочи) – гидроксиды металлов IA и IB групп периодической системы
К слабым электролитам относят остальные кислоты и основания, воду и другие вещества.
В реакциях ионного обмена наряду с растворимыми сильными электролитами участвуют (образуются или расходуются) нерастворимые вещества, газы, малодиссоциированные соединения (слабые электролиты). Уравнения ионообменных реакций записывают в трех формах: 1) молекулярной, 2) полной ионной и 3) сокращенной ионной. В качестве примера составим уравнение для реакции между растворами нитрата бария и сульфата натрия.
Молекулярное уравнение
Ba(NO3)2 + Na2SO4 = BaSO4$ + 2NaNO3
Полное ионное уравнение
Ba2+ + 2NO3-+ 2Na+ + SO42- = BaSO4$ + 2Na+ + 2NO3-
Сокращенное ионное уравнение
Ba2+ + SO42- = BaSO4$
При составлении ионных уравнений сильные растворимые электролиты записывают в виде ионов: катионов (положительно заряженных ионов) и анионов (отрицательно заряженных ионов). Нерастворимые вещества, газы и слабые электролиты записывают в виде молекул. Внимательно изучите таблицу растворимости – она не только подскажет, какие вещества нерастворимы, но и поможет вам правильно определить заряды катионов и анионов для сильных электролитов.
Сокращенное ионное уравнение наиболее ясно выражает сущность реакции. В нашем примере видно, что реакция свелась к образованию нерастворимого вещества (осадка) сульфата бария.
Реакции в растворах электролитов практически необратимы и идут до конца в случаях, когда образуется: а) осадок, б) газ, в) слабый электролит.
Примеры уравнений реакций с образованием осадка
Взаимодействие растворов кислоты и соли
H2SO4 + Pb(NO3)2 = PbSO4$ + 2HNO3
2H+ + SO42- + Pb2++2NO3- = PbSO4$ + 2H++ 2NO3-
Pb2+ + SO42- = PbSO4$
Взаимодействие растворов сильного основания (щелочи) и соли
2NaOH +MgSO4 = Mg(OH)2$ + Na2SO4
2Na+ + 2OH- + Mg2+ + SO42- = Mg(OH)2$ + 2Na+ + SO42-
Mg2+ + 2OH- = Mg(OH)2$
Взаимодействие растворов двух солей
AgNO3 + NaCl = AgCl$ + NaNO3
Ag+ NO3- + Na+ + Cl- = AgCl$ + Na+ + NO3-
Ag+ + Cl- = AgCl$
Взаимодействие газа (кислотного оксида) с сильным основанием
SO2 + Ca(OH)2 = CaSO3$ + H2O
SO2 + Ca2+ + 2OH- = CaSO3$ + H2O
Примеры уравнений реакций с образованием газа
Взаимодействие кислоты и соли
H2SO4 + K2SO3 = K2SO4 + H2O + SO2#
2H+ + SO42- + 2K+ + SO32- = 2K+ + SO42-+ H2O + SO2#
2H+ + SO32- = H2O + SO2#
Взаимодействие сильного основания и соли
NaOH + NH4NO3 = NaNO3 + NH3# + H2O
Na+ + OH- + NH4+ + NO3- = Na+ + NO3- + NH3# +H2O
NH4+ + OH- = NH3# +H2O
Примеры уравнений реакций с образованием слабого электролита
Реакция нейтрализации
2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
2Na+ + 2OH- + 2H++ SO42- = 2Na++ SO42-+ 2H2O
OH- + H+ = H2O
Взаимодействие нерастворимого основания и кислоты
Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O
Cu(OH)2 + 2H+ + SO42- = Cu2+ + SO42- + H2O
Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + H2O
Образование слабой кислоты
2NaCH3COO + H2SO4 = Na2SO4 + CH3COOH
2Na+ + CH3COO- + 2H+ + SO42-= 2Na+ + SO42- +CH3COOH
CH3COO- + H+ = CH3COOH
Задание для самопроверки и получения допуска к работе в лаборатории
При домашней подготовке необходимо:
1. Самостоятельно изучить методические рекомендации к данной лабораторной работе, конспект и литературу по теме.
2. Подготовить ответы на контрольные вопросы.
3. Решить экспериментальную задачу.
Контрольные вопросы
1. Какие реакции называют реакциями ионного обмена?
2. Что такое ионы? В результате какого процесса они образуются?
3. Какие вещества называют сильными электролитами?
4. Какие вещества называют сильными электролитами? Назовите некоторые из них.
5. Какие вещества называют слабыми электролитами?
6. В каких случаях реакции ионного обмена необратимы?
7. Как записываются уравнения реакций ионного обмена?
Экспериментальная задача.
Даны растворы:
серной кислоты,
гидроксида натрия,
хлорида бария,
cульфата меди(II).
Пользуясь таблицей растворимости, определите, при сливании каких растворов будут образовываться нерастворимые вещества (осадки). Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярной, ионной и сокращенной ионной формах.
Работа в лаборатории
Реактивы: Оборудование:
раствор карбоната натрия (Na2CO3) штатив
раствор серной кислоты (H2SO4) шесть пробирок
раствор гидроксида натрия (NaOH)
раствор хлорида бария (BaCl2)
раствор сульфата меди (CuSO4)
измельченный мел (CaCO3 с примес.)
индикатор фенолфталеин
Порядок работы:
1. Реакции обмена, сопровождающиеся выделением газа.
Подготовить две пробирки.
Опыт 1.1. В первую пробирку налить раствор карбоната натрия и добавить по каплям раствор кислоты.
Опыт 1.2. Во вторую пробирку положить кусочек мела и добавить по каплям раствор кислоты.
2. Реакции обмена с образованием слабого электролита.
Подготовить одну пробирку.
Опыт 2.1. В пробирку налить раствор гидроксида натрия и добавить две-три капли индикатора. К полученному раствору добавить по каплям раствор кислоты до исчезновения окраски индикатора.
3. Реакции обмена, сопровождающиеся образованием осадка.
Пользуясь таблицей растворимости солей и оснований в воде, подберите из имеющихся реактивов такие растворы, которые при взаимодействии между собой привели бы к образованию нерастворимого соединения (осадка).
Подготовьте необходимое число пробирок.
Осуществите на практике эти реакции.
В ходе работы все наблюдения необходимо заносить в отчет.
По окончании эксперимента необходимо записать в отчете уравнения всех проведенных реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
На основании сокращенных ионных уравнений объяснить свои наблюдения и сущность происходящих превращений.
Лабораторная работа 3
Цель работы
Осуществить реакции, подтверждающие химические свойства кислот и оснований и объяснить при помощи сокращенных ионных уравнений сущность этих реакций.
Пояснения к работе
Электролитической диссоциацией называют процесс распада электролитов на ионы в водных растворах или в расплавах. При диссоциации молекулы электролитов (кислот, солей, оснований) распадаются на положительно заряженные ионы, называемые катионами и отрицательно заряженные ионы, называемые анионами. Катионы и анионы в растворе химически связаны с молекулами воды – гидратированы, но для простоты написания уравнений электролитической диссоциации в них обычно гидратацию не показывают.
Кислоты.
Диссоциация кислот:
HCl H+ + Cl-
HNO3 H+ + NO3-
Диссоциация многоосновных кислот происходит ступенчато:
первая ступень H2S H+ + HS-
вторая ступень HS- H+ + S2-
Из уравнений диссоциации видно, что общим для всех кислот является присутствие в растворе катионов водорода(H+).
Кислоты – это электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только ионы водорода(H+).
Именно катионы водорода являются причиной общих свойств всех кислот: кислый вкус, изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями.
Химические свойства кислот
1) Диссоциация
HCl = H+ + Cl-
2) Взаимодействие растворов кислот с металлами:
2HCl + Zn = ZnCl2 + H2#
2H+ + 2Cl- + Zn0 = Zn2+ + 2Cl- + H20#
2H+ + Zn0 = Zn2+ + H20#
3) Взаимодействие кислот с основными оксидами:
H2SO4 +MgO = MgSO4 + H2O
2H+ + SO42- +MgO = Mg2+ + SO42- + H2O
2H+ +MgO = Mg2+ + H2O
4) Взаимодействие кислот с основаниями (реакция нейтрализации):
HNO3 + NaOH = NaNO3 + H2O
H+ + NO3- +Na+ + OH- = Na+ + NO3- + H2O
H+ + OH- = H2O
Сокращенные ионные уравнения этих взаимодействий еще раз показывают, что именно катионы водорода (H+) участвуют в реакциях со стороны кислот.
Кислоты могут реагировать с солями, если образуется газ, осадок или слабый электролит (см. “Реакции ионного обмена”).
H2SO4 + K2CO3 = K2SO4 + CO2# + H2O
2Н+ + SO42- + 2K+ + CO32- = 2K+ + SO42- + CO2# + H2O
2Н+ + CO32- = CO2# + H2O
H2SO4 + Ва(NO3)2 = ВаSO4$ + 2HNO3
2Н+ + SO42- + Ba2+ + 2NO32- = BaSO4$ + 2H+ + 2NO32-
Ва2+ + SO42- = ВаSO4$
H2SO4 + 2NaF = Na2SO4 + 2HF
2Н+ + SO42- + 2Na+ +2F- = 2Na+ + SO42- + 2HF
Н+ + F- = HF
Основания.
Диссоциация оснований:
NaOH D Na+ + OH-
KOH D K+ + OH-
Диссоциация многокислотных оснований происходит ступенчато:
первая ступень Ba(OH)2 D BaOH+ + OH-
вторая ступень BaOH+ D Ba+ + OH-
Из уравнений диссоциации видно, что общим для всех оснований является присутствие в растворе гидроксид-ионов(OH-).
Основания – это электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуются только гидроксид-ионы(OH-).
Именно гидроксид-ионы являются причиной общих свойств всех оснований:
изменение окраски индикаторов (для растворимых оснований – щелочей), взаимодействие с кислотными оксидами, с кислотами, с растворами солей.
Задание для самопроверки и получения допуска к работе в лаборатории
При домашней подготовке необходимо:
1. Самостоятельно изучить методические рекомендации к данной лабораторной работе, конспект и литературу по теме.
2. Подготовить ответы на контрольные вопросы.
3. Решить экспериментальную задачу.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение кислотам и основаниям в свете теории электролитической диссоциации.
2. Какие ионы определяют химические свойства кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации? Перечислите эти свойства.
3. Какие ионы определяют химические свойства основанний с точки зрения теории электролитической диссоциации? Перечислите эти свойства
Экспериментальная задача.
В лаборатории имеются вещества: железо металлическое, медь металлическая, оксид кремния(IV), оксид бария, соляная кислота, гидроксид магния, раствор хлорида цинка. С какими из перечисленных веществ будут реагировать: а) раствор серной кислоты; б) раствор гидроксида натрия? Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярной, ионной и сокращенной ионной форме
Работа в лаборатории
Реактивы: Оборудование:
раствор серной кислоты H2SO4 штатив
раствор гидроксида натрия NaOH . стеклянная трубка
раствор гидроксида кальция Ca(OH)2 семь пробирок
(известковая вода)
раствор карбоната натрия Na2CO3
раствор сульфата меди CuSO4
порошок оксида меди(II) CuO
цинк металлический Zn
индикатор лакмус
Порядок работы:
1. Химические свойства кислот.
Подготовьте четыре пробирки и налейте в каждую по 1мл раствора кислоты.
Опыт 1.1. Действие кислот на индикаторы.
В первую пробирку добавить по каплям раствор индикатора лакмуса.
Опыт 1.2. Взаимодействие кислот с металлами.
Во вторую пробирку опустить кусочек цинка.
Опыт 1.3. Взаимодействие кислот с основными оксидами.
В третью пробирку аккуратно насыпать немного порошка оксида меди.
Опыт 1.4 Взаимодействие кислот с основаниями.
В первую пробирку с раствором кислоты в присутствии индикатора добавить по каплям раствор гидроксида натрия до изменения окраски индикатора.
Опыт 1.5. Взаимодействие кислот с солями.
В четвертую пробирку пролить раствор карбоната натрия.
2. Химические свойства оснований.
Подготовьте три пробирки и налейте в каждую раствор гидроксида кальция.
Опыт 2.1. Действие растворимых оснований (щелочей) на индикаторы.
В первую пробирку добавить раствор индикатора лакмуса.
Опыт 2.2. Взаимодействие оснований с кислотными оксидами.
Во вторую пробирку опустить трубку и выдыхать через нее (осторожно!)
в раствор углекислый газ – оксид углерода(VI).
Опыт 2.3. Взаимодействие оснований с кислотами.
В первую пробирку с раствором гидроксида кальция в присутствии индикатора добавить по каплям раствор кислоты до изменения окраски индикатора.
Опыт 2.4. Взаимодействие растворимых оснований (щелочей) с солями.
В третью пробирку прилить раствор сульфата меди(II).
Отчет
Лабораторная работа
Цель работы
Путем испытания растворов солей индикаторами доказать, какие соли подвергаются гидролизу и определить реакцию среды данных растворов.
Пояснения к работе
Гидролизом соли называется взаимодействие ионов соли с водой, в результате которого образуется слабый электролит.
Гидролиз соли – это разновидность ионообменной реакции. Реакция протекает в направлении, обратном реакции нейтрализации. Поэтому при гидролизе соли образуются кислота (или кислая соль) и основание (или основная соль), и обычно среда раствора становится соответственно щелочной или кислой. Будет ли соль подвергаться гидролизу и какое значение рН приобретет раствор, можно определить, зная силу кислот и оснований, которыми образована соль.
К сильным электролитам относят: а) практически все растворимые соли; б) кислоты: H2SO4, HNO3, HCl, HBr, HI, HClO4, HClO3, HMnO4, HCrO3; в) растворимые основания (щелочи) – гидроксиды металлов IA и IB групп периодической системы:
KOH, NaOH, LiOH, Ba(OH)2, Ca(OH)2. К слабым электролитам относят остальные кислоты и основания, воду и другие вещества.
Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой, гидролизу не подвергаются (KCl, Na2SO4, Ba(NO3)2 и др.). Среда водного раствора остается нейтральной.
Если растворимая соль содержит хотя бы один ион слабого электролита (основания, кислоты), то такая соль обязательно подвергается гидролизу; характер среды при этом соответствует более сильному электролиту, образовавшему соль. То есть соль сильного основания и слабой кислоты дает щелочную среду, рН > 7 (Na2CO3, K2SO3, (CH3COO)2Ba и др.); соль слабого основания и сильной кислоты дает кислую среду, рН < 7 (AlCl3, Zn(NO3)2, CuSO4 и др.). Если оба электролита слабые, то в зависимости от того, какой из них сильнее, среда становится слабокислой, нейтральной или слабощелочной.
Напишем уравнения гидролиза. Обычно уравнения гидролиза записывают в трех формах: сокращенной ионной, ионной и молекулярной. Удобнее начинать с сокращенной ионной формы, которая отражает сущность процесса гидролиза – взаимодействие ионов соли с водой. Необходимо помнить, что в реакции участвуют ион слабого электролита и одна молекула воды (H+OH-).
1. Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой
хлорид аммония NH4Cl
NH4+ + H2O D NH4OH + H+
NH4+ + Cl- + H2O D NH4OH + H+ + Cl-
NH4Cl + H2O D NH4OH + HCl
хлорид алюминия AlCl3
Al3+ + H2O D AlOH2+ + H+
Al3+ + 3Cl- + H2O D AlOH2+ + H+ + 3Cl-
AlCl3 + H2O D AlOHCl2 + HCl
Обычно реакция гидролиза с участием многозарядного иона протекает по
более сложной схеме, включающей несколько стадий. Об этом следует помнить, но нет необходимости писать остальные стадии, так как первая достаточно полно характеризует процесс: образование иона Н+ указывает на кислую среду раствора, осадок Al(OH)3 не образуется, потому что гидролиз протекает преимущественно по первой стадии.
2.Соли, образованные Наши рекомендации