Стимулированная экстериоризация сознания
Можно различить два вида стимулированной экстериоризации сознания — вызванную волевым усилием сенситива и обусловленную сторонним воздействием на него. Рассмотрим их раздельно.
Экстериоризация по воле сенситива. В числе ранее приведенных случаев экстериоризации были примеры, где воля сенситива играла определенную роль (выход П во сне по условию). Некоторые сенситивы обладают врожденной способностью управлять выходом своего П. Опыт оккультистов говорит о возможности овладения этой способностью путем специальных упражнений {49-6}. Она используется адептами оккультизма для проникновения в мир П0 и получения сведений о нем. Считается, что йоги также обретают способность выводить по своей воле П из тела [1246].
Способность сенситивов к волевой экстериоризации проверялась и использовалась в лабораторных условиях {50-8}. Приведем несколько примеров полученных результатов.
Женщина, которой были присущи частые выходы П, четыре ночи спала в лаборатории, где, в местах, недоступных зрению ее тела, были положены листки с написанными на них случайно выбранными цифрами, видимыми сверху (опыты Ч. Тарта). В результате выходов и витаний П у потолка, испытуемая запоминала эти цифры и сообщала их поутру. Кроме того она сообщила о трех своих переживаниях во сне: 1) она идет по улице в платье, которого у нее в действительности нет; на нее нападают, насилуют, убивают; на следующее утро в газетах публикуется сообщение об изнасиловании и убийстве ночью женщины в платье, соответствующем описанию испытуемой; 2) она описывает сцену убийства; на другой день сообщается, что все в точности так произошло в 60 км от лаборатории; 3) описывает свой визит к сестре, которая живет в другом города; сестра сообщает письмом, что видела испытуемую в ту ночь во сне [1294].
Сенситив Харари, способный управлять экстериоризацией, пытался воздействовать при лабораторных опытах на людей и животных, удаленных от него на 0,5 км. Люди слабо ощущали его влияние, а животные — более явственно: запертый в комнате кот переставал мяукать, котята снижали писк; но детекторы, чувствительные к электромагнитному излучению частотой от 500 Мгц до инфракрасного, не реагировали на его "появления" [763, 1500].
К Осис и Д. Мак Кормик помещали сенситива А. Тэнауса, спообного к волевой экстериоризации, в звукоизолированную комнату, С паленную от лаборатории, в которой они находились. В соседнем лабораторией помещении была установлена толстостенная металлическая кубическая камера стороной 45 см, внутри которой были подвешены две пластины, образующие электрическую емкость и служащие чувствительным индикатором сотрясений. В окно камеры был вставлен экран, на который проектировались видимые изнутри изображения, форму и цвет которых по случайному закону комбинировала и одновременно регистрировала автоматическая аппаратура. Сенситив "посылал" свой процессор (П) в камеру, отмечая время посыла и записывая то, что его П увидел на экране. Индикатор сотрясений отмечал "присутствие" П в камере. Сопоставляли записи показаний индикатора и показаний регистратора изображений с их описаниями и отметками моментов "выхода", которые делал сенситив [814, 815]. Опыты продолжаются. Цель их состоит в установлении существования П по факту его экстериоризации. Однако, возможность объяснения явления совместным действием психокинеза и дальновидения не исключается. По-видимому, больше данных для доказательства существования П можно извлечь из явления экстериоризации чувствительности, которое будет рассмотрено в главе 6.
Психокинетические действия нередки при явлениях экстериоризации. Так, однажды, Р. Монро "посетив" во сне свою знакомую, "ущипнул" ее. На другой день выяснилось, что его "посещение" ею забыто, но синяк остался [749].
Профессор Чари из Мадрасского университета пересказывает следующую историю. В Индии одновременно тонули англичанин и француз. Когда их спасали, "вышедший" из тела П англичанина проник в покинутое своим П тело француза, который был затем возвращен к жизни. Англичанин, в обличий француза, несколько лет прожил в Индии, но П0 француза за ним следил и однажды сумел вытеснить во сне его П. После этого француз вернулся во Францию к своей семье. Автор видел его в обоих ипостасях, сначала в Индии в роли англичанина, а потом во Франции уже французом и приводит много подробностей в подтверждение реальности его Двух воплощений [1281].
Экстериоризация внешним воздействием. Эффективным стимулятором экстериоризации сознания явлется глубокий операционный наркоз. При операциях под наркозом оперируемый иногда "видит" со стороны или сверху ход операции и после ее окончания правильно сообщает о всем происходившем, изредка даже в местах, недоступных восприятию органов чувств, например, в удаленных от операционной помещениях [28, 1229]. Эти переживания полностью соответствуют начальной фазе переживаний при клинической смерти.
Значительно менее эффективными оказываются воздействия наркотиками (преимущественно ЛСД-25), шумом, перегревом, утомлением и т.п., которые широко опробывались в последние годы {52-6}. Теофиль Готье, Шарль Бодлер, Жан Кокто, Алдос Хаксли и еще рад лиц испытывали на себе действия наркотиков, в том числе ЛСД-25, ядовитых грибов и т.п., но получили лишь смутные впечатления о пребывании в "ином пространстве" [406 ]. Более успешными были опыты Д. Палмера и К. Вассара, которые воздействовали на группу испытуемых (60 человек) средствами релаксации, а также слуховых и зрительных эффектов [1317]. У 42% испытуемых наблюдались симптомы экстериоризации — ощущения "внетельности", прохождения через "темный туннель", видения себя со стороны.
По данным оккультизма "выходы" П из тела не безопасны. Оккультисты различают два вида опасностей, сопровождающих экстериоризацию. Один из них возникает в случаях, когда вышедший П ("астросом" оккультистов) материализуется, образуя фантом, который, раним, причем полученные им повреждения передаются оставленному телу [147]. Другой вид опасности связывают с возможностью вторжения в оставленное тело стороннего П0, не потерявшего тяги к утехам земной жизни [1219]. Его внедрение может привести к безумию (при замещении П) или к полубезумному состоянию (при симбиозе П и П0) [16, 147]. Исходя из этих представлений, супруги Уиклэнд предприняли лечение некоторых видов помешательства. Путем электростатического удара вторгшийся в больного П0 изгонялся из него и временно воспринимался сенситивом — женой Уиклэнда, которая затем системой выработанных приемов от него освобождалась [319, 1175 ]. В одном больном иногда обнаруживалось несколько П0. Это были не "злые духи", а самые обычные невежественные П0, иногда даже не осознавшие толком своей смерти. В этом отличие данных Уиклэндов от понятий церкви, которая издавна практикует "экзорсизм" —- изгнание "демонов", "злых духов", из одержимых ими бесноватых с применением самых жестоких средств воздействия, нередко приводивших к смертельному исходу [412, 801 ], тогда как в многолетней практике Уиклэндов не было ни одного подобного случая.
Стимуляция экстериоризации может быть осуществлена посредством психического влияния — "магнетизации", гипноза {53-4}. Подобные эксперименты обычно проводились со специально подобранными сенситивами. Особо впечатляющими были опыты Де Роша и Дюрвилля. Так как они сопровождались материализационными явлениями (экстериоризацией чувствительности и фантомогене-зом), то мы их рассмотрим вместе с прочими явлениями материализации в главе 6.
Психическое влияние используется при исследовании и лечении истерии, сомнамбулизма и прочих расстройств, при которых в ряде случаев наблюдается явление "множественности сознаний", которое имеет черты сходства с экстериоризацией сознания в том, что при происходит хотя и не "выход", но "всплывание" пласта сознания, который обычно таится в глубинах психики субъекта {54-6}. При обнаруживается, что в одном субъекте (обычно истеричном) сосуществуют и поочередно проявляются несколько отличных друг от друга сознаний, нередко даже антагонистичных. Эти "вторичные личности" часто проявляют и интеллект и воображение [873]. Так, в работе [1177] сообщается о выявлении у одной пациентки семи персонофикаций, каждая из которых обладала своей особенной индивидуальностью и отдельной памятью. Они проявлялись и отдельно и вперемешку, причем повторно. В другом случае было обнаружено, что в необразованной крестьянке таилась значительно более развитая и способная личность, презиравшая основную "владелицу тела", которую она называла "тупая тварь". Автор считает эту вторичную личность "астральной сущностью" испытуемой, т.е. ее астросомом, П. В более глубоком трансе проявлялась и третья, беспристрастно и умно судившая о двух первых; автор считает ее "ментальной сущностью" испытуемой [92].
Весьма интересен случай "множественности личности госпожи Бошан", подробно описанный доктором М. Принсом [126]. Он обнаружил в своей пациентке, кроме основного сознания, еще четыре "глубинные" персонофикаций. Одну из них, "ближайшую к поверхности", Принс отождествлял с подсознанием больной. Она ненавидела основную личность больной, оспаривала ее главенство и упорно старалась ей вредить. Она проявлялась самопроизвольно, тогда как три остальные персонофикаций — лишь при гипнозе. Важно отметить, что любая из пяти личностей, "сожительствовавших" в г-же Бошан, все знала и все помнила о жизни "вышележащих" сущностей и ничего не знала о "нижележащих". Это типично для случаев проявления сомнамбулических сознаний: "внешнее" сознание субъекта ничего не знает о затаившихся в нем сущностях, в том числе и о своем П, а само открыто для него. Этот вывод будет нами использован в дальнейшем при истолковании медиумических опытов и расшифровке информационных схем. Он соответствует тому, что наблюдается в повседневной жизни: люди обычно не ощущают присутствия в них П и не чувствуют проявлений его деятельности.
Явления множественности сознания объясняют по-разному. Многие расценивают их как проявления существования в субъекте нескольких П, как бы сосуществования "психических близнецов". В отличие от случаев "одержания", с которыми боролись Уиклэнды, совместно развившиеся "близнецы" приучаются сосуществовать и дело обходится без безумия. Другие объясняют случаи множественности сознаний исконной способностью сознания человека к стратификации. Этой же способностью профессор Рише пытался объяснить одновременное получение через медиума нескольких независимых сообщений (как в случае сенситива Э. Пайпер, одновременно автоматически писавшей двумя руками и передававшей третье сообщение трансовой речью) [1245].
Авторы работы [621] пошли дальше сочтя, что все разнообразные П0, проявляющиеся через медиума, — ничто иное, как многочисленные "слои" его сознания. Практика медиумизма на каждом шагу противоречит этому предположению.
В заключение обращаем внимание читателей на полное сходство данных об экстериоризации П, полученных совершенно независимо друг от друга исследователями таких разных явлений, как сон, клиническая смерть и предсмертье, медиумические опыты, спонтанная и стимулированная экстериоризация и естественная множественность сознаний. Это — один из показательных случаев, когда совпадение множества независимых данных свидетельствует об их истинности.
1 Здесь и всюду далее слова сообщающихся пишутся курсивом и приводятся буквально, без исправления ошибок, за исключением внесения пунктуации. Все имена изменены. Вопросы экспериментаторов предельно сокращены.
2 Во всех случаях "выхода" из тела с той или иной полнотой испытываются и описываются ранее изложенные ощущения, сопровождающие это явление. Для краткости мы их опускаем.
Глава 4. Психическое влияние и автоматизм.
Психическое влияние.
Официальная наука не признает реальности дистанционною психического влияния одного сознания на другое, хотя один из видов подобного влияния — гипноз — давно известен, признан и используется медициной. Но последовательность не всегда принадлежит к числу достоинств ученых. Проведем изложение вопроса о психическом влиянии в порядке увеличения дистанции, разделяющей взаимодействующие сознания.
Психическое самовлияние. Имеется множество примеров, которые показывают, что внутренняя убежденность, вера, могут оказывать огромное влияние не только на психику человека, но и на его организм. Так, из опыта медицины следует, что вера в прозорливость лечащего врача и в правильность применяемого им лечения часто важнее для успеха, чем лекарства. Существенна роль убежденности при психотерапии и целительстве. Этим объяснялся успех "христианской науки" М. Бекер-Эдди, рассчитанной на действие массовой экзальтации при служениях в церкви, и подобной же практики целительницы К. Кульман /797/. О том же свидетельствуют случаи "чудесных исцелений" религиозными святынями. Изучение обстоятельств чудесных исцелений, имевших место в Лурде, установило несомненность 49 из них /882/. Из этих случаев 11 не признают бесспорными, т.к. документация по ним недостаточна для медицинского заключения /1162/. Наряду с религиозной экзальтацией, указывают на психический шок, как на причину случающихся излечений от обычно неизлечимых болезней /55/. Отсюда мнение о высокой эффективности "оккультной медицины", в значительной мере опирающейся на самовлияние /426/.
Имеется множество противоположных примеров, когда в результате самовлияния "надумывается" болезнь, иной причины для которой нет. Известны случаи истерии, когда "надумывалась" мнимая беременность со всеми признаками, характерными для последней стадии беременности, кроме наличия плода /319/. Нередкими были случаи, когда в результате психоза на почве религиозной экзальтации образовывались стигматы (раны, как бы от гвоздей) 3 руках и ногах больных, мучавшихся мыслью о распятии Христа, или воображавших себя им. Зафиксированы примеры влияния переживаний беременной женщины на плод, вплоть до запечатления на нем испугавшего ее объекта (родимое пятно в форме паука, крысы и т. п.) /967/. В Африке и других неразвитых странах, где власть суеверия велика, бывали случаи смерти в результате проклятия или колдовства /203, 1362/. Примером силы самовлияния может служить известный случай, когда субъект умер, когда его подвергли мнимой "казни", ударив мокрым полотенцем по шее /55/.
Гипноз и магнетизация. При гипнозе осуществляется контакт воли гипнотизера и гипнотизируемого. Он базируется на принудительной фиксации внимания последнего и представляет собой акт чисто психический. Воля внушающего как бы внедряется в гипнотизируемого, подавляя его сознание и создавая состояние подчинения гипнотизеру — амнезии /92/. При этом обнажаются глубинные слои сознания гипнотизируемого, и в них формируются требующиеся внушающему конструкции /698/.
При магнетизации главным действующим фактором является биополе магнетизера /379/. В этом магнетизация родственна целительству (см.главу 5). Путем использования специальной техники пассов магнетизер воздействует на магнетизируемого, чем достигается тесная связь ("раппорт") не только их подсознаний, но и, на высших стадиях развития явления, биополей и даже, в какой-то мере, организмов. Это доказывают ссылкой на такой факт: выпитый магнетизером алкоголь окрашивает дыхание магнетизируемого /967/. В этом видят общность явлений магнетизации и материализации, о которой мы будем говорить в главе 6: замечалось, что фантомы источали запах табака, кофе или вина, если сенситив или участники опыта употребляли их перед опытом /6, 1223/. Наличие не только психического, но и вещественного контакта между участниками опытов магнетизации, способствовало возникновению представления о материальной субстанции, через посредство которой возникает раппорт. Разными авторами ей давались различные названия, как, например: "од" Рейхенбаха и Барадюка; "флюид" Де Роша; "эктоплазма" медиумистов; "фотосфены" Погррельского; "эманация" магнетизеров; "лучи" Охоровича; "биополе" наших современников...
Термин "магнетизация" ввел инициатор использования психического влияния в медицине Ф.А. Месмер, поскольку в течение первого года практики он применял для лечения больных постоянные магниты и их действию приписывал успех. Лишь впоследствии он понял, что не магниты причина исцеления, а наложение его рук на больного, общее влияние его личности и вера больного в пользу лечения /160, 609/. В дальнейшем психическому влиянию присвоили название "месмеризация". С течением времени приверженцы магнетизации разделились на два направления — "флюидическое" (Делез; мысль о влиянии на магнетизируемого истечения из магнетизера некоего материального агента) и "анимистическое" (Барбарен; представление о чисто психическом, волевом воздействии). После опытов ученика Месмера М. Де Пюисегюра, выявившего явление гипнотического сна (стимулированного сомнамбулизма) с последующим выполнением внушенных приказов, постепенно стали различать гипноз и магнетизацию, хотя и в опытах магнетизации имеет место чередование состояний сомнамбулизма и летаргии. Вначале магнетизация получила широкое распространение, в дальнейшем же стал доминировать гипноз с его приемами отвлечения внимания пациента и подавления его сознания, основы которого были впервые сформулированы в 1843г. Д. Брэдом в книге "Неврология" /288, 1366 и др./. Считается, что методика гипнотического внушения основана на стимулировании гипнологом самовнушения у гипнотика, на мобилизации его воображения и на направлении его психических сил на единую цель. Поэтому те случаи, когда внушение осуществляется словесными приказами, можно было бы отнести к предыдущему разделу. Но известно много случаев, когда гипнотик выполнял мысленные приказы гипнолога, что дает основание выделить этот род явлений в отдельный раздел.
Как мы уже писали, большинство исследователей считает, что при подавлении сознания человека гипнозом резко возрастает его способность к внечувственному восприятию (ВВ) и другим проявлениям психизма {56-8}. Весьма показательными в этом отношении были результаты более чем 30 000 опытов, проведенных с привлечением 3 000 студентов /236/. Усиление ВВ свидетельствует о раскрепощении П и проявлении присущих ему способностей. Мы видели, что это имеет место и во сне. Родственность сна и гипнотического состояния подтверждается тем, что лица, страдающие бессонницей, плохо гипнотизируются /967/. Признак активизации П при гипнозе видят в парадоксальном усилении памяти у некоторых загипнотизированных, О том, что не одна воля гипнотизера, но и П управляют загипнотизированным, судят по тому, что хорошее внушается значительно легче, чем дурное [698 ]. Выполнение внушенных приказов точно в назначенное время считают доказательством хода в организме "биологических часов". Об удивительной силе гипнотического воздействия можно судить по успешности опытов анестезии путем "месмеризации", проведенных английским хирургом в Индии, но, к сожалению, не получивших развития в связи с внедрением хлороформа /1223/. О глубине воздействия свидетельствует также смена почерка гипнотизируемого при смене внушенной ему персонофикации, хотя до конца не выяснено, совпадают ли эти почерки с действительными почерками прототипов /698, 1339/. Сообщается о существенном усилении медиумической способности под воздействием гипноза, с той неблагоприятной особенностью, что при этом возрастает вероятность влияния подсознания медиума на сообщения /1218/. Обнаружена возможность инверсированна внушенного настроения приложением магнита к заподопытного. Например, до поднесения магнита было радостное ожидание якобы предстоящей согласно внушению поездки, а после его поднесения — заявление "ехать нельзя, было крушение" /698/.
"Чтение" мыслей и обмен мыслями. Реальность этих явлений следует из опытов узаконенного медициной гипноза: случаи отдачи и восприятия при гипнозе мысленных приказов общеизвестны. Есть сведения, что некоторые лица, страдавшие истерией, были способны в сомнамбулическом состоянии проникать в мысли окружавших их людей /7, 55, 1239/. В печати сообщалось о способности современных сенситивов (В. Мессинг, Т. Дадашев) "читать" мысли окружающих. Делались попытки делового использования способности людей к прямому обмену мыслями, например, для обучения слепых и глухонемых детей /1222/. Много примеров чтения мыслей приводится в описаниях медиумических опытов, выполнявшихся с одаренными сенситивами. Возникло даже ошибочное представление о том, что обладание этой способностью, а также психокинетической одаренностью, является критерием истинности медиумизма (в действительности, это не обязательно). Так, например, профессор Р. Гер конструировал часть своих медиумоскопов так, что их мог привести в действие лишь субъект, одаренный способностью к бесконтактному перемещению предметов, а видел ответы на свои устные или мысленные вопросы лишь экспериментатор, но не медиум, через которого эти ответы поступали /43/. Это затрудняло сообщение, но не исключало его возможность, если медиум был достаточно одарен. При опытах, проводившихся в лаборатории профессора Ш. Рише, один из участников, находившийся вне поля зрения остальных экспериментаторов, державших руки на столе, молча перемещал указку по невидимому экспериментаторам алфавиту. Когда указывалась буква, нужная для образования слова, задуманного экспериментаторами (но неизвестного указчику) или исходящего от медиумически сообщающейся сущности, это отмечалось стуком в материале стола /1343/. Первый из этих двух вариантов прямо указывал на обмен мыслями между указчиком и экспериментаторами. Многие же случаи медиумизма демонстрируют прямой обмен мыслями между П0 и П участников опыта {57-11}. И в этом просматривается идентичность свойств П и П0.
Телепатия
Телепатией называют способность прямого восприятия мыслей на расстоянии при значительном удалении сендера от перцепиента1. Так как понятие "на расстоянии" растяжимо, а ранее рассмотренное явление чтения мыслей часто осуществляется без непосредственного контакта участвующих лиц, а иногда и вне их видимости друг для друга, то нет четкой границы между этим явлением и телепатией и факты чтения мыслей могут привлекаться для утверждения реальности телепатии.
В вопросе о телепатии, пожалуй, ярче, чем при изучении других явлений психизма, проявляются два резко отличающиеся друг от друга подхода. Первый из них имеет место при изучении телепатии, как отдельного психического явления. Для этого подхода характерны скептицизм, обилие экспериментальных проверок и настороженно-критическое отношение к их результатам, а со стороны официальной науки — их игнорирование или отрицание вопреки фактам. Совершенно иной подход к телепатии в том случае, когда ее привлекают для опровержения выводов медиумизма. В этом случае возможности телепатии бездоказательно и безгранично гипетрофируются, что отражено появлением в таблице 2 разделов "Задержанная телепатия" и "Блуждающая телепатия". Причина этого проста: если не привлекать представления о чтении мыслей и неограниченных возможностях телепатии2, то самые простые опыты медиумизма станут неопровержимыми доказательствами существования посмертной жизни и возможности общения с отшедшими. В этом случае не было бы никакой нужды в сложных поисках доказательства существования П0, чем на протяжении многих десятилетий занимались исследователи психизма. Таким образом, скептики, отвергающие телепатию, ломают оружие своих соратников, сражающихся с медиумизмом. Они не сознают этого потому, что каждый из отрицателей тщится сокрушить свой отдельный объект, не задумываясь над всей областью психизма в целом.
В этой главе мы ограничимся изложением сведений о телепатии, как о реальном явлении психизма (раздел "Обычная телепатия" таблицы 2). На конструкциях, которые не имеют под собой реальной экспериментальной почвы и измышлены для опровержения медиумической гипотезы (разделы "Задержанная телепатия" и "Блуждающая телепатия" таблицы 2), мы остановимся в главе 16, где собраны все возражения критиков медиумизма.
Исследованию телепатии посвящено большое число работ {58-80}. Первое время исследователи ограничивались сбором и анализом спонтанных случаев дистанционной передачи мысленных посылов, которые часто воспринимались во сне. Среди этих случаев много весьма показательных, но, как и прочие "исторические" примеры, они не для всех убедительны /174/. Это послужило одной из причин развития экспериментальных исследований телепатии. Отметим сразу же, что большинство исследований, которые проводились во многих странах разнообразными методами, единодушно свидетельствуют: какова бы ни была природа телепатии, она представляет собой реально существующее явление {59-40}. Убедительные данные, подтверждающие реальность телепатии, получил Марк Твен /215/. Профессор Ш. Рише провел успешные опыты по внуению на расстоянии /1340/. Правильность его выводов подтвердил профессор Ц. Ломброзо и подкрепил их дополнительными данными /698/ Были выявлены телепатические эффекты у лиц, находящихся в сомнамбулическом состоянии /7/. Изучены явления интенсивной повседневной телепатической связи между членами некоторых семей /385, 992/. Сообщается о случаях дистанционной передачи (вне прямой видимости) читаемых про себя текстов, а также ощущений (сендер пробует соленое или горькое, перцепиент отплевывается и т.п.) /1242/.
Получены данные о том, что эффективность телепатического посыла сравнительно мало зависит от расстояния, на котором происходит связь /34, 967/. Есть примеры успешной телепатической связи между удаленными друг от друга городами и даже континентами. Так, например, в одном из опытов, сендер рисовал по наитию в обусловленное время определенное число рисунков, а перцепиент в другом городе в тот же период времени воспроизводил такое же их число. Количество совпадений сюжетов рисунков исключало объяснение их случайностью /670/. Конечно, не все опыты приводили к успеху. Например, неудачей закончилась попытка телепатической связи с перцепиентом, находившемся на борту погрузившейся в океан подводной лодки "Наутилус". На уровне случайных были и результаты попыток угадывания четырьмя перцепиентами на Земле символов, которые пытался им посылать из космоса в установленное время космонавт Е. Митчелл /745/. Гораздо более показательными были опыты, выполненные в парапсихологических лабораториях. Не последнее место среди них занимают многолетние исследования, осуществленные в Ленинградском университете под руководством профессора Л.В. Васильева {60-5}. Они были начаты в 1932 году по инициативе его учителя профессора Бехтерева. Были осуществлены успешные опыты внушения при постепенно возраставшем расстоянии между сендером и перцепиентом вплоть до 1500км (Ленинград-Крым). Для выяснения вида энергии, действующей при телепатии, проверялось влияние на связь экранировки сенситива. Оно отсутствовало, даже когда перцепиент окружался сплошным экраном из железа толщиной 1 мм с ртутным уплотнением крышки, а сендер экранировался свинцом. Был сделан вывод, что связь осуществляется или на электромагнитных волнах с длиной волны более 100 м (мало вероятно) или, скорее всего, с использованием энергии иного рода. В пользу последнего предположения говорит отсутствие в организме человека систем для генерирования и излучения электромагнитных сигналов должной силы и для их приема. В его пользу свидетельвуют также проявления неизвестных пока видов энергии и при других явлениях психизма. Неубедительность попыток приписать электромагнитную природу телепатическому каналу связи показана расчетным путем /76, 128, 864/. Попытки объяснить явление телепатии "нервной радиацией" (Куарино), излучением "психонов" (У. Каррингтон), существованием полей, распространяющихся быстрее света (Шишкин) и т.п. остались на уровне малообоснованных рассуждений /535, 536, 791/.
Обращаясь к личному опыту добавим, что нам встретился человек, занимающийся целительством и обладающий ясновидением. Он записывал номера телефонов своих пациентов, а своего не давал, говоря: "Вы подумайте обо мне, когда я буду Вам нужен, и я сам вам позвоню". И, действительно, обычно звонил, когда бывал нужен.
Положительные результаты многочисленных опытов убедили парапсихологов в реальности явления телепатии. Но предметом спора стало объяснение его природы. Мнению о том, что при телепатии происходит воздействие разума (mind) сендера на разум перцепиента (Террелл), противопоставлялось представление о психокинетическом дистанционном воздействии сендера на мозг (brain) перцепиента (Заулесс и Уизмер) /626, 1105/. Объясняли телепатию и сочетанием ясновидения и предвидения перцепиента, отрицая таким образом самостоятельность телепатии, как психического явления. Противоположной крайностью явилось отрицание самостоятельности ясновидения, как явления психизма, и объяснение его эффектов телепатией в сочетании с ретроспекцией и предвидением с привлечением представления о неосознанной перманентной связи всех сознаний на уровне "нефизического разума" /723/.
Различие точек зрения на соотношение ролей перцепиента и сендера в явлении телепатии отразилось в названиях предлагаемых гипотез:
"Гипотеза бомбардировки": сендер находит цель и активно воздействует на нее; перцепиент пассивно воспринимает посыл;
"Гипотеза радара": перцепиент активно ищет кладезь информации (сендера);
"Гипотеза сети": существует постоянно действующая информационная сеть; сообщающиеся подключаются к ней подобно абонентам телефона /818/.
Л. Раин, в результате анализа 328 случаев дистанционной передачи мыслей, пришла к выводу, что основную роль в этом явлении играет перцепиент, а не сендер /1474/.
Предпринимались попытки экспериментально установить справедливость той или иной из перечисленных точек зрения /916, 917, 1105/. При попытках доказать справедливость ясновидческой гипотезы принимались меры для исключения возможности телепатии. Опыт ставили так, чтобы сендер узнавал содержание посыла (он вырабатывался автоматической аппаратурой) лишь после завершения опыта /916/. Однако, при этом не исключалась возможность совместного проявления сендером и телепатии и предвидения. Поэтому в дальнейшем опыт усовершенствовали, поручив аппаратуре (генератор случайных чисел, регистраторы, анализаторы и пр.) не только составление посыла, но и его сопоставление с воспринятым. При этом аппаратура выдавала лишь статистические характеристики результатов сопоставления, но не содержания посыла и его прочтения, чем полностью исключалась возможность телепатического участия сендера и экспериментаторов /917/. И при этих опытах получались положительные результаты, что свидетельствовало об эффективной роли ясновидения перцепиента. Однако, давали положительные результаты и опыты, спланированные на исключение влияния ясновидения, например, когда задумываемое сендером не регистрироввалось (при этом оставалось невыясненным, кто телепатически действовал — сендер или перцепиент) /1040/. В некоторых опытах одна и та же пара сенситивов давала положительные результаты и ясновидческим и телепатическим путямим, например, когда сендер лишь смотрел на запечатанный конверт с неизвестным ему посланием (активизация ясновидения) и когда он сам составлял его (например, рисовал рисунок) /1497/. Ряд авторов пришел к выводу о возможности участия обоих указанных процессов в явлении внечувственной передачи информации и о зависимости их ролей от одаренности участников опыта: если более одаренным сенситивом является сендер, то реализуется телепатический посыл, а если перцепиент — то реализуется ясновидческое проникновение /1324/. Есть наблюдения, подтверждающие это мнение. Например, с одним сендером перцепиент давал положительные результаты обоими путями, а с другим — лишь телепатически /1475/.
Замечено, что подавление сознания сенситивов гипнозом существенно повышает действенность телепатии /1131/. Положительно влияют также некоторые препараты — лизин, глутамин, витамины В1 и В6 /535/. Мы уже отмечали, что длительные родственные связи способствуют телепатическому общению. Сообщают, что взаимная привязанность влюбленных такого влияния, по-видимому, не оказывает /947/.
Несмотря на избыток доказательств, официальная наука продолжает отрицать реальность телепатии. Явление телепатии представляет собой благодарный объект будущих исследований. Это явление интересно, как прижизненное проявление способности, предназначенной стать главным средством посмертного общения. Его изучение проливает поэтому свет на свойства П0 — той сущности, которой нам предстоит стать. Представляет интерес изучение канала телепатической связи — его энергетической базы и среды, в которой распространяются сигналы. Экспериментальное изучение этой среды может оказаться возможным уже в не очень отдаленном будущем, например, путем измерения временных задержек при телепатической связи на космических дистанциях. Если при этом будет выявлено существенное различие скоростей распространения психических и световых сигналов, это явится первым "физическим" подтверждением существования астральной среды и первым измерением ее параметра. Могут быть намечены и более скромные цели научно-технического использования телепатии, например, как средства связи при космических исследованиях. Не исключена и возможность использования телепатии в государственных целях. Вероятность успеха может быть повышена за счет привлечения медиумических средств, поскольку имеются примеры успешного содействия П0 в обеспечении дистанционной связи /4, 43/.
Галлюцинаторные призраки. Наблюдение призраков, не оставляющих пребывающих следов своего появления, связывают с телепатией. Такие призраки называют галлюцинаторными. Обычной причиной их наблюдения считают телепатическое воздействие сен-дера (наблюдаемого в виде призрака) на перцепиента (наблюдателя), которое вызывает у последнего галлюцинацию {61-25}. В более редких случаях явление призрака объясняется "выходом" П сендера (чаще во сне), его перемещением к наблюдателю и частичной материализацией. Лица, отрицающие возможность телепатии, объясняют явление призрака случайным совпадением неспровоцированной галлюцинации перцепиента с реальным событием, происшедшим с сендером, наиболее часто — с его смертью. Однако, обычно это предположение приходится исключить не только из-за малой вероятности совпадения явлений во времени, но и вследствие полного сходства призрака с сендером, вплоть до деталей одежды и окружающей обстановки, неизвестных наблюдателю, что часто имеет место.
Реальность впечатления от призрака бывает самой разной. Иногда лишь смутно ощущается "присутствие" без явного видения призрака, иногда же он кажется вполне реальным. Призраки чаще молчат, но иногда "говорят" и сообщают причину своего появления /7/. Иногда же все ограничивается слуховым эффектом, а зрелищного нет. В этих случаях надо различать галлюцинацию от психокинетического эффекта. В тех случаях, когда реального источника слышимого звука нет, явление обычно представляет собой галлюцинацию, является индивидуальным переживанием перцепиента и не разделяется присутствующими. Если же реальный источник звука налицо (самопроизвольно звонит колокольчик или звонок и т.п.), то явление обычно наблюдается всеми присутст