Лекция № 19 « Теория ступени газовой турбины»
Газовая турбина представляет собою лопаточную машину, в которой потенциальная энергия сжатого и подогретого газа преобразуется в механическую работу на валу турбины с помощью вращающегося ротора, снабженного лопатками.
Газотурбинные двигатели гражданской авиации имеют обычно 3…5 ступеней и более.
Принцип действия ступени газовой турбины.
Ступень газовой турбины состоит из соплового аппарата и рабочего колеса.
Состояние газа на входе в сопловой аппарат турбины характеризуется давлением и температурой . Лопатки соплового аппарата образуют криволинейные каналы, сужающиеся. Течение газа на этом участке сопровождается падением давления и температуры и соответствующим увеличением скорости. Направление потока на выходе из соплового аппарата в основном определяется направлением выходных кромок лопаток и составляет с плоскостью вращения колеса угол . Таким образом, в СА часть потенциальной энергии газа преобразуется в кинетическую. Одновременно в результате поворота потока обеспечивается его закрутка у входа в рабочее колеса.
Лопатки рабочего колеса обычно также образуют сужающиеся каналы. Поэтому газ продолжает в них расширяться от давления до давления . При этом относительная скорость движения газа увеличивается от на входе до на выходе, а температура газа падает от до .
При обтекании газом лопаток соплового аппарата и рабочего колеса вследствие поворота потока на вогнутой поверхности лопаток (корытце) образуется повышенное давление, а на выпуклой (спинке) – пониженное.
Равнодействующая сила давлений, действующих на поверхности лопаток, создает крутящий момент, приводящий рабочее колесо во вращение.
Понятие о КПД ступени турбины.
Отношение действительного теплоперепада к располагаемому называется адиабатическим КПД
.
Адиабатический КПД характеризуется совершенство газовой турбины с точки зрения затраты энергии газа на преодоление гидравлических потерь.
Кроме адиабатического КПД ступени для оценки степени превращения располагаемого теплоперепада в работу на валу вводят эффективного или мощностного КПД, под которым понимают отношение эффективной работы на валу турбины к располагаемой энергии:
.
Таким образом, эффективный КПД в отличие от адиабатического КПД учитывает не только гидравлические потери, но и так называемую потерю с выходной скоростью, поэтому он всегда меньше адиабатического.
Основные параметры ступени турбины.
Основными геометрическими размерами рабочего колеса являются:
- наружный диаметр (по концам лопаток);
- внутренний диаметр (по основанию лопаток);
- средний диаметр
.
Относительные параметры ступени:
1. Степень расширение газа . Среде значение .
2. Степень реактивности ступени . Для авиационных турбин на среднем радиусе .
3. Параметры и . Для авиационных турбин на среднем радиусе характерны такие значения: .
4. Коэффициент нагрузки ступени турбины . Для турбин ТРД на среднем радиусе изменяется в пределах .
Течение газа в турбинных решетках.
При известной температуре заторможенного потока газа на входе в ступень и степени расширения газа в сопловом аппарате величину скорости истечения можно найти из уравнения сохранения энергии, которое имеет вид
,
где - коэффициент сохранения полного давления в сопловом аппарате.
Характер течения газа в решетке рабочего колеса зависит от формы лопатки, угла их установки, густоты решетку и располагаемого перепада давления в решетке.
Работа газа на окружности колеса турбины.
Рабочие лопатки, обтекаемые потоком газа, находятся под действием гидродинамических сил давления и трения, возникающих на их поверхностях.
- работа 1кг газа (проходящего через струйку) на окружности колеса.
Потери в проточной части ступени турбины и их зависимость от различных факторов.
1. Профильные потери:
а) от трения и вихреобразований в пограничном слое и при срыве его;
б) в вихревом закромочном следе и при выравнивании поля скоростей за решеткой;
в) в скачках уплотнения и при взаимодействии их с пограничным слоем.
2. Концевые потери:
а) от вторичных течений и в пограничном слое у торцевых стенок;
б) от перетеканий в радиальном зазоре.
3. Дополнительные потери:
а) от смешения основного потока с охлаждающим воздухом;
б) от трения и вихреобразований в пограничном слое у боковых стенок в осевом зазоре;
в) от перетеканий через лабиринтные уплотнения и щели;
г) от трения диска о газ.
Условия совместной работы элементарных ступеней, расположенных на различных радиусах.
Поток газа на выходе из соплового аппарата вследствие закрутки под углом находится под действием центробежных сил, в результате чего увеличивается давление в зазоре между СА и РК. Это приводит к тому, что перепад давлений в СА с ростом радиуса уменьшается и, следовательно, скорость истечения падает, в то время как окружная скорость лопаток рабочего колеса растет. Все это приводит к тому, что треугольники скоростей также меняются вдоль радиуса, меняются параметры и . Для того, чтобы преобразование энергии газа на всех радиусах происходило одинаково эффективно, необходимо добиться соответствия треугольников скоростей и формы лопаток на каждом радиусе.