Рабочая (модульная) программа
№ п/п | Название модуля, темы | Количество часов | Соотношение текущего и итогового контроля | |||||
Всего | Аудиторная работа | Самостоятельная работа | Текущий контроль | Итоговый контроль | Всего | |||
Лекции | Семинар | |||||||
I | . Общетеоретический раздел | |||||||
1.1.Предмет «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА». История формирования разделов и содержания учебной дисциплины. | ||||||||
1.2 Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Научный метод | ||||||||
1.3. Парадигмы развития научного познания и естественнонаучного знания | ||||||||
2. | Неживая природа и концептуальное осмысление диалектики уровней её организации | |||||||
2.1 Современные концепции возникновения Вселенной и её объектов. Парадигмы движения, пространства, времени, Их физические интерпретации. | ||||||||
2.2 Физика о специфических формах и уровнях организации материи. Законы термодинамики, энтропии, симметрии, теории объединения всего | ||||||||
2.3 Геология о строении и развитии тела Земли как планеты солнечной системы. Парадигмы имобиилзма | ||||||||
2.4 Концепции химического строения материи. Этапы развития химии в науку. Неорганическая и органическая химия | ||||||||
Мир живой материи. Эволюция и коэволюция как механизмы конструированиямногообразия мира земной жизни. | ||||||||
3.1. Концепции возникновения живого. Этапы становления биологии в науку. ЭОКС | ||||||||
3.2 Учение о биосфере Земли как оболочках жизни. Ноосфера. | ||||||||
3.3. Человек в биосфере. Проблемы генетического здоровья человека | 8 | |||||||
Итого: | ||||||||
МОДУЛЬ № 1.
Планы лекционных занятий
Тема 1.1.
Предмет «Естественнонаучной картины мира». История формирования разделов и содержания учебной дисциплины
План
1.Предмет учебной дисциплины «Естественнонаучной картины мира».
2.Задачи дисциплины и её роль в подготовке компетентно – профессионально подготовленного педагога, способного успешно конкурировать на рынке образовательных услуг, способного созидать собственное образовательное пространство
3.Место естествознания в системе и структуре научного знания.
Литература
1 .Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / Т.Я. Дубнищева. – М.: Академия, 2007с.
2.Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов по гуманитарным специальностям / В.М. Найдыш. – М.: Инфра-М: Альфа-М, 2012.
3.Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов / Е.Ф. Солопов. – М.: ВЛАДОС, 2012.
Тема 1.2.
Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Научный метод
План
1.Теоретические основания выделения типов культур. Культура как социальный феномен.
2Человек как субъект и объект культуры.
3Взаимодействие естествознания и гуманитарных наук в современной культуре. Интеграция и дифференциация различных сфер научного знания в когнитивных процессах.
Литература
1.Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания: курс лекций: учебное пособие по дисциплине «Концепции современного естествознания» для гуманитарных направлений и специальностей / А.Н. Бабушкин. – СПб. [ и др.]: Лань; М.: Омега-Л, 2007
2. .Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания: Учебное пособие для вузов / С.Х. Карпенков. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2012
3.Концепции современного естествознания: 100 экзаменационных ответов: экспресс-справочник для вузов / ред. С.И. Самыгин. – М.: Март: Ростов на. /Д: Март, 2012
Тема 1.3.
Парадигмы развития научного и естественнонаучного знания
План
1.Существенные черты научного знания.
2.История возникновения науки и варианты ее «прорастания» в интеллектуально-духовном пространстве общественного сознания различных эпох.
3.Классификация наук. Методологические основания классификации.
4.Значение науки в организации общественного и индивидуального сознания личности в социуме. Диалектика феноменов бытие-наука-сознание.
5. Парадигмы развития научного познания и естественнонаучного
знания
Литература
1.Горохов, В. Г. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов / В.Г. Горохов. – М.: Инфра-М, 2007
2.Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / С.Х. Карпенков. – М.: Академический Проект, 2012
3.Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / А.Ф. Лихин. – М.: Проспект, 2007
4.Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2012
Планы семинарских занятий
Тема 1.2.
Естественнонаучная и гуманитарная культуры
План семинарского занятия
1. Теоретические основания разграничения типов культур. Науки о «природе» и науки о «духе».
2. Взаимопроникновение естествознания и гуманитаристики. Процессы интеграции и дифференциации в научном познании.
3. КСЕ как эвристический путь формирования эстетически- ценностного отношения к действительности, создания собственного образовательного пространства.
Рекомендации по подготовке к семинару
Опираясь на текст работы Ч. Сноу и материал учебных пособий, дайте развернутую характеристику двух типов культур: гуманитарной и естественнонаучной. Выясните, каковы принципиальные отличия гуманитаристики и естествознания. Определите, что заложено в основу взаимодействия различных типов культуры и типов осмысления реальностей бытия. Не забудьте обратиться к философскому творчеству Дильтея и его рассуждениям о «науках о природе» и «науках о духе».
Учебная литература
1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов по гуманитарным специальностям / А.А. Горелов. – М: ВЛАДОС, 2007
2.Канке В.А. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / В.А. Канке. – М.: Логос, 2011.
3.Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов по гуманитарным специальностям / В.М. Найдыш. – М.: Инфра-М: Альфа-М, 2012
4.Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2012
Дополнительная литература
1.Пуанкаре А. О науке. М., Наука 2004
2.Сноу Ч. Две культуры. М.,Искусство,2000
3.Шагиахметов М.П.Основы системного мировоззрения. М.2009
Тема 1.3.
Историко – философский подход к формированию парадигм развития
научного и естественнонаучного знания