Рабочая (модульная) программа

№ п/п Название модуля, темы Количество часов Соотношение текущего и итогового контроля
Всего Аудиторная работа Самостоятельная работа Текущий контроль Итоговый контроль Всего  
Лекции Семинар
I . Общетеоретический раздел
  1.1.Предмет «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА». История формирования разделов и содержания учебной дисциплины.  
  1.2 Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Научный метод  
  1.3. Парадигмы развития научного познания и естественнонаучного знания  
               
                 
2. Неживая природа и концептуальное осмысление диалектики уровней её организации
  2.1 Современные концепции возникновения Вселенной и её объектов. Парадигмы движения, пространства, времени, Их физические интерпретации.    
  2.2 Физика о специфических формах и уровнях организации материи. Законы термодинамики, энтропии, симметрии, теории объединения всего  
  2.3 Геология о строении и развитии тела Земли как планеты солнечной системы. Парадигмы имобиилзма  
  2.4 Концепции химического строения материи. Этапы развития химии в науку. Неорганическая и органическая химия  
   
Мир живой материи. Эволюция и коэволюция как механизмы конструированиямногообразия мира земной жизни.
  3.1. Концепции возникновения живого. Этапы становления биологии в науку. ЭОКС
  3.2 Учение о биосфере Земли как оболочках жизни. Ноосфера.
  3.3. Человек в биосфере. Проблемы генетического здоровья человека 8
  Итого:
       
   

МОДУЛЬ № 1.

Планы лекционных занятий

Тема 1.1.

Предмет «Естественнонаучной картины мира». История формирования разделов и содержания учебной дисциплины

План

1.Предмет учебной дисциплины «Естественнонаучной картины мира».

2.Задачи дисциплины и её роль в подготовке компетентно – профессионально подготовленного педагога, способного успешно конкурировать на рынке образовательных услуг, способного созидать собственное образовательное пространство

3.Место естествознания в системе и структуре научного знания.

Литература

1 .Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / Т.Я. Дубнищева. – М.: Академия, 2007с.

2.Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов по гуманитарным специальностям / В.М. Найдыш. – М.: Инфра-М: Альфа-М, 2012.

3.Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов / Е.Ф. Солопов. – М.: ВЛАДОС, 2012.

Тема 1.2.

Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Научный метод

План

1.Теоретические основания выделения типов культур. Культура как социальный феномен.

2Человек как субъект и объект культуры.

3Взаимодействие естествознания и гуманитарных наук в современной культуре. Интеграция и дифференциация различных сфер научного знания в когнитивных процессах.

Литература

1.Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания: курс лекций: учебное пособие по дисциплине «Концепции современного естествознания» для гуманитарных направлений и специальностей / А.Н. Бабушкин. – СПб. [ и др.]: Лань; М.: Омега-Л, 2007

2. .Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания: Учебное пособие для вузов / С.Х. Карпенков. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2012

3.Концепции современного естествознания: 100 экзаменационных ответов: экспресс-справочник для вузов / ред. С.И. Самыгин. – М.: Март: Ростов на. /Д: Март, 2012

Тема 1.3.

Парадигмы развития научного и естественнонаучного знания

План

1.Существенные черты научного знания.

2.История возникновения науки и варианты ее «прорастания» в интеллектуально-духовном пространстве общественного сознания различных эпох.

3.Классификация наук. Методологические основания классификации.

4.Значение науки в организации общественного и индивидуального сознания личности в социуме. Диалектика феноменов бытие-наука-сознание.

5. Парадигмы развития научного познания и естественнонаучного

знания

Литература

1.Горохов, В. Г. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов / В.Г. Горохов. – М.: Инфра-М, 2007

2.Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / С.Х. Карпенков. – М.: Академический Проект, 2012

3.Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / А.Ф. Лихин. – М.: Проспект, 2007

4.Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2012

Планы семинарских занятий

Тема 1.2.

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

План семинарского занятия

1. Теоретические основания разграничения типов культур. Науки о «природе» и науки о «духе».

2. Взаимопроникновение естествознания и гуманитаристики. Процессы интеграции и дифференциации в научном познании.

3. КСЕ как эвристический путь формирования эстетически- ценностного отношения к действительности, создания собственного образовательного пространства.

Рекомендации по подготовке к семинару

Опираясь на текст работы Ч. Сноу и материал учебных пособий, дайте развернутую характеристику двух типов культур: гуманитарной и естественнонаучной. Выясните, каковы принципиальные отличия гуманитаристики и естествознания. Определите, что заложено в основу взаимодействия различных типов культуры и типов осмысления реальностей бытия. Не забудьте обратиться к философскому творчеству Дильтея и его рассуждениям о «науках о природе» и «науках о духе».

Учебная литература

1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов по гуманитарным специальностям / А.А. Горелов. – М: ВЛАДОС, 2007

2.Канке В.А. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / В.А. Канке. – М.: Логос, 2011.

3.Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов по гуманитарным специальностям / В.М. Найдыш. – М.: Инфра-М: Альфа-М, 2012

4.Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2012

Дополнительная литература

1.Пуанкаре А. О науке. М., Наука 2004

2.Сноу Ч. Две культуры. М.,Искусство,2000

3.Шагиахметов М.П.Основы системного мировоззрения. М.2009

Тема 1.3.

Историко – философский подход к формированию парадигм развития

научного и естественнонаучного знания

Наши рекомендации