Универсальный коллекторный электродвигатель.
работает как от сети постоянного тока, так и от сети переменного тока. Возможность работы коллекторного двигателя последовательного возбуждения от сети переменного тока объясняется тем, что при изменении полярности подводимого напряжения изменяются направления токов в обмотке якоря и в обмотке возбуждения. При этом изменение полярности полюсов статора практически совпадает с изменением направления тока в обмотке якоря. В итоге направление
электромагнитного вращающего момента не изменяется: М=CмIaФ=см(-Iа)(-Ф). В качестве универсального используют двигатель последовательного возбуждения, у которого ток якоря является и током возбуждения, что обеспечивает почти одновременное изменение направления тока в обмотке якоря Iа и магнитного потока возбуждения Ф при переходе от положительного полупериода переменного напряжения сети к отрицательному. Если двигатель подключить к сети синусоидального переменного тока, то ток якоря ia и магнитный поток Ф будут изменяться по синусоидальному закону: i=Imax*sin(w1t); Ф=Фmax*sin(w1t-d), где d—угол сдвига фаз между током возбуждения и магнитным потоком, обусловленный магнитными потерями в двигателе. Используя это выражения, получим формулу эл-маг момента коллекторного двигателя последовательного возбуждения, включенного в сеть синусоидального переменного тока, Нм: М'=Cм*Imax*Фmax* sinw1tsin(w1t-δ). При работе универсального коллекторного двигателя от сети переменного тока перемагничиванию подвергается вся магнитная система двигателя, включая станину и полюса. Это приводит к увеличению магнитных потерь, для уменьшения которых станину и полюса статора приходится делать шихтованными. Коэффициент полезного действия универсального двигателя при его работе от сети переменного тока более низкий, чем при его работе от сети постоянного тока. Другой недостаток универсального двигателя — тяжелые условия коммутации, вызывающие интенсивное искрение на коллекторе при включении двигателя в сеть переменного тока. Этот недостаток объясняется наличием трансформаторной связи между обмотками возбуждения и якоря, что ведет к наведению в коммутируемых секциях трансформаторной ЭДС, ухудшающей процесс коммутации в двигателе. Частота вращения универсальных двигателей регулируется так же, как и в двигателях постоянного тока последовательного возбуждения. Наличие щеточно-коллекторного узла является причиной ряда недостатков универсальных коллекторных двигателей, особенно при их работе на переменном токе (искрение на коллекторе, радиопомехи, повышенный шум, невысокая надежность). Однако эти двигатели по сравнению с асинхронными и синхронными при частоте питающего напряжения f1=50 Гц позволяют получать частоту вращения до 10000 об/мин и более (наибольшая синхронная частота вращения при f1=50 Гц равна 3000 об/мин). Bзготавливаются несколько серий универсальных коллекторных двигателей например УВ, УЛ, МУН.
2. Электрические контакты. Износостойкость контактов, устройства дугогашения.
Соединение двух (или более) токоведущих элементов электрической цепи называют электрическим контактом. Различают подвижные и неподвижные контакты. При наличии неподвижных контактов токоведущие эл-ты эл. цепи в процессе работы не перемещаются друг относительно друга. В случае подвижных контактов (рычажные , скользящие контакты,) эл-ты цепи в процессе работы замыкаются и размыкаются. Важной характеристикой контактов явл. их электрическое сопротивление. Оно определяется в основном переходным сопрот., зависящим от площади контактирования. Для ум. переход. сопрот. стремятся увеличить силу прижатия контактов. Наличие тока в цепи контактов вызывает их нагрев, который пропорц. переход. сопрот. Т.е. по мере увеличения номинального тока коммутирующего аппарата необходимо повышать контактное нажатие. Кроме того , с ростом тока необходимо увеличить пов-ть охлаждения, т.е. размеры контактирующтх поверхностей. Размыкание электрической цепи при значительных токах и напряжениях, как правило сопровождается электрич. разрядом между расход. контактами. При расхождении контактов резко возрастает переходное сопротивление контакта и плотность тока в последней площадке контактирования. Контакты разогреваются до расплавления и образуется контактный перешеек из расплавленного металла, который при дальнейшем расхождении контактов рвется, и происходит испарение металла контактов.
Воздушный промежуток между контактами ионизируется и становится проводящим, в нем под действием высокого напряжения появляется электрическая дуга. Электрич. дуга способствует разрушению контактов и снижает быстродействие коммутационного аппарата. Наиболее эффективным способом гашения электрической дуги является ее охлаждение за счет перемещения в воздухе, соприкосновения с изоляционными стенками спец. Камер, которые отбирают теплоту дуги. В современных аппаратах широкое применение получили дугогасительные камеры с узкой щелью и магнитным дутьем. Дугу можно рассматривать как проводник с током; если его поместить в магнитное поле, то возникнет сила, которая вызовет перемещение дуги. При своем движении дуга обдувается воздухом; попадая в узкую щель между двумя изоляционными пластинами, она деформируется и в следствии повышения давления в щели камеры гаснет.
Билет №6
1.Генератор постоянного тока независимого и параллельного возбуждения. Характеристики.
В генераторе такого типа то возбуждения Iв не зависит от тока якоря Ia, который равен току нагрузки Iн. Ток Iв определяется только положением регулировочного реостата Rрв включенного в цепь обмотки возбуждения Iв=Uв/(Rв+ Rрв), где Uв – напряжение источника питания, Rв- сопротивление обмотки возбуждения. Основными хар-ми определ-ми св-ва ГПТ яв-ся хар-ки: ХХ,
внешняя, регулировочная и нагрузочная. Хар-ой хол хода наз зависимость U0=f(Iв) при Iн=0 и n=const. Рис1 При холостом ходе
когда цепь нагрузки разомкнута, напряжение U0 на зажимах обмотки равно ЭДС. Частота вращения якоря n поддерживается неизменной и напряжение при холостом ходе зависит только от магнитного потока Ф. Расхождение ветвей объясн-ся наличием гистерезиса в магнитопроводе
машины. Внешней хар-ой наз зависимость U=f(Iн) при n=const, Iв=const. В режиме нагрузки напряжение генератора U=E-IaΣRa,
Σra- сумма сопротивлений всех обмоток, включенных последовательно в цепь якоря. С увелич-ем нагрузки на уменьшение напряжения влияют: 1) падение напр-я во внутреннем сопротивл-ии Σra машины. 2) уменьшение ЭДС Е в резулт. размаг. Действия реакции якоря. Рис2
Регулировочной хар-ой наз зависимость Iв=f(Iн) при U=const, n=const. Она показывает каким образом следует регулировать ток возбуждения чтобы поддерживать
постоянным напряжение генератора при изменении нагрузки рис3. Нагрузочной харк-ой назыв. зависимость U=f(Iв) при n=const, Iн=const. Если Iн=Ia то кривая 2. рис4
Генератор постоянного тока парал..возбуждения. Рис 5 в ГПВ ОВ присоединена через регулиров. Реостат параллельно нагрузке. ХХХ U=F(iв) при I=0 и при n=const при параллельном возбуждении м.б снята только в одном квадранте путем регулирования iв с помощью регулировочного реостата.В этом случае используется принцип самовозбуждения di/dt=(e-iвΣRв)/Lв. Из него следует что для самовозбуждения генератора необходимо выполнение определ условий:1) процесс самовозбуждения может начаться только в том случае если в нач момент (iв=0) в обмотке якоря индуцируется некоторая начал ЭДС.2) при прохождении тока iв по обмотке возбуждения ее МДС Fв должна быть направлена согласно МДС остаточного магнетизма Fост.
Внешняя характеристика U=F(I) ГПВ снимается при
Rв=const и n=const, те без регулирования вцепи возбуждения, при естественных условиях работы.
Характерной особенностью ВХ ГПВ является то, что при некотором макс.значении тока (точка А) она делает петлю и приходит в точку Б на оси абсцисс, которая соответствует установившемуся току КЗ. Ток Ikуст отн-но мал и определяется остаточным магнитным потоком. Такой ход хар-ки объясняется следующим. При увеличении тока I на
пряжение U падает сначало медленно, а затем быстрее, тк с уменьшением U и iв падает поток Ф, магн.цепь становится менее насыщенной и малое уменьшение iв будут вызывать все большее уменьшение Ф и U. Точка А соответствует переходу ххх с нижней части колена на прямолинейный ненасыщеный участок. Начиная с т.А дальнейшее уменьшение сопротивления нагрузки не только не вызывает увеличения I, а на оборот, происходит уменьшение I, тк U падает быстрее, чем Rн.
2. Потери мощности и КПД трансформатора. Энергетическая диаграмма.под нагрузкой часть активной мощности р1, поступающей в первичную обмотку из сети, рассеивается в трансформаторе на покрытие потерь. В итоге активная мощность Р2, поступающая в нагрузку, оказывается меньше мощности Р1 на величину суммарных потерь в трансформаторе суммаР: Р1=Р2+суммаР. В трансформаторе есть два вида потерь — магнитные и электрические. Магнитные потери Рм в стальном магнитопроводе, по которому замыкается переменный магнитный поток Фmax, складываются из потерь на гистерезис Рг вихревые токи Рвх Рм=Рг+Рвх. Магнитные потери прямо пропорциональны массе магнитопровода и квадрату магнитной индукции в нем. Они также зависят от свойств стали, из которой изготовлен магнитопровод. Уменьшению потерь на гистерезис способствует изготовление магнитопровода из ферромагнитных материалов (электротехнической стали или сплава типа пермаллой). Обладающих небольшой коэрцитивной силой (узкой петлей гистерезиса). Для уменьшения потерь на вихревые токи магнитопровод изготавливают шихтованным (из тонких стальных пластин, изолированных друг от друга тонким слоем лака или оксидной пленкой) или витым из стальной ленты. Магнитные потери зависят также и от частоты переменного тока: с увеличением частоты f магнитные потери возрастают за счет потерь на гистерезис Рг и вихревые токи Рвх. Ранее было установлено, что основной магнитный поток в магнитопроводе не зависит от нагрузки трансформатора, поэтому при изменениях нагрузки магнитные потери остаются практически неизменными. Электрические потери — это потери в обмотках транс форматора, обусловленные нагревом обмоток токами, проходящими по ним. Рэ=Рэ1+Рэ2=I12*r1+I22*r2. Электрические потери являются переменными, так как их величина пропорциональна квадрату токов в обмотках. Электрические потери при любом токе нагрузки I2 трансформатора, Вт, Рэ=Рэном*b2 , где Рэном — электрические потери при номинальном токе нагрузки; b=I2/I2ном — коэффициент нагрузки, характеризует степень нагрузки трансформатора. Коэффициент полезного действия (КПД) трансформатора представляет собой отношение активных мощностей на его выходе Р2 и входе P1: КПД=P2/P1 = P2/(P2+Pм+Pэ)- Активная мощность на выходе трансформатора, Вт, Р2=Sном*bcosj2, где Sном- номинальная мощность трансформатора; cosj2 - коэффициент мощности нагрузки. Получим кпд=Sномbcosj2/( Sномbcosj2+Pм+Рэномb^2) Таким образом, КПД трансформаторов зависит от ветчины нагрузки р и от ее характера cosj2. Графически та зависимость представлена на рис. 1
зависимость η=f(b) при cosφ2=1 –(график1), cosφ2<1(график2).
Максимальное значение кпд соответствует нагрузке b' при которой электрические потери равны магнитным (Рэ.номb'^2 =Рм) Номинальное значение КПД тем выше, чем больше номинальная мощность трансформатора Sном. У
более мощных трансформаторов КПД может достигать Т1„ом = 0,98 - 0,99. Все эти потери мощности и энергии в трансформаторе наглядно принято изобажать в виде энергетической диаграммы
КПД тр=>η=P2/P1, с учетом потерь η=1-((Рэ1+Рс+Рэ2)/(Р2+Зэ1+Рэ2))Однако КПД для трансф значит выше чем у других электр преобраз. Поэтому определ коэф-т полезного дейсьвия с достаточной точностью через отношение мощностей практически невозможно.
Билет№7