Методические указания для преподавателей

ФИЗИЧЕСКАЯ КИНЕТИКА

для специальности 010701.65 Физика

Кемерово


СОГЛАСОВАНО:   СОГЛАСОВАНО:  
       
Декан физического факультета   Проректор
    по учебно-организационной работе
  /Ф. В. Титов /   А. А. Мить  
  ( Ф.И.О. )     ( Ф.И.О. )  
от «   »   201___г. от «   »   201___г.
       
УМК обсужден и одобрен на заседании Ученого совета физического факультета УМК обсужден и одобрен научно-методическим советом КемГУ
       
Председатель Ученого совета     Председатель НМС
  / Ф. В. Титов /   А. А. Мить  
  / Ф.И.О. /     ( Ф.И.О. )  
Протокол №     Протокол №    
от «   »   201___г. от «   »   201___г.
                                         
ОБСУЖДЕНО:   РАССМОТРЕНО:  
УМК обсужден и одобрен на заседании кафедры теоретической физики УМК обсужден и одобрен методической комиссией физического факультета
       
Зав. кафедрой     Председатель методической комиссии
  /А. С. Поплавной /   /Н. И. Гордиенок /
  (Ф.И.О.)     (Ф.И.О. )  
Протокол №   Протокол №    
от « » января 201_3__г. от «   »   201___г.
                                           

Содержание учебно-методического комплекса

№ п/п компонент УМК имя файла* страницы
1. Рабочая программа РП Физкинетика.doc  
2. Методические указания для преподавателей  
3. Методические рекомендации для студентов  
4. Учебно-методические материалы  
  – слайд-лекции ФК Лекция 1 – ФК Лекция 12.ppt  
  – сборник задач   6-43
5. Контрольно-измерительные материалы   44-45
6. Персоналии   46-57

Учебно-методические материалы

Опорным учебно-методическим материалом являются слайд-лекции.

Для практических занятий подобраны задачи, фрагмент которых представлен ниже.

Занятие №1

ТЕМА: Флуктуации

Задачи

1.1. Исследовать флуктуации энтропии и давления в Методические указания для преподавателей - student2.ru паров ртути, если среднее значение температуры равно 2000 К, а среднее значение давления 0,01 мбар.

Решение.1.1. Согласно формулам Методические указания для преподавателей - student2.ru и Методические указания для преподавателей - student2.ru , приращение энергии Гиббса подсистемы и изменение энтропии системы как целого связанны соотношением

Методические указания для преподавателей - student2.ru , (1)

где Методические указания для преподавателей - student2.ru , Методические указания для преподавателей - student2.ru , Методические указания для преподавателей - student2.ru - флуктуации величин, относящихся к рассматриваемой подсистеме, а Методические указания для преподавателей - student2.ru и Методические указания для преподавателей - student2.ru - средние равновесные значения температуры и давления для системы в целом. Отсюда для статистического веса получаем выражение

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (2)

Флуктуацию внутренней энергии Методические указания для преподавателей - student2.ru можно разложить в ряд

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (3)

Первый закон термодинамики гласит

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (4)

Отсюда имеем

Методические указания для преподавателей - student2.ru , Методические указания для преподавателей - student2.ru . (5)

Подставляя соотношения (5) в (3), получаем

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (6)

На основании первого из соотношений (5) можно записать

Методические указания для преподавателей - student2.ru , (7)

А на основании второго имеем

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (8)

Тогда из (6) находим

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (9)

С помощью (2) и (9) получаем

Методические указания для преподавателей - student2.ru Методические указания для преподавателей - student2.ru . (10)

Флуктуации Методические указания для преподавателей - student2.ru не являются независимыми друг от друга. Флуктуации Методические указания для преподавателей - student2.ru и Методические указания для преподавателей - student2.ru можно записать в виде

Методические указания для преподавателей - student2.ru , Методические указания для преподавателей - student2.ru (11)

так что независимыми остаются только флуктуации Методические указания для преподавателей - student2.ru и Методические указания для преподавателей - student2.ru . Преобразуем показатель экспоненты выражения (10) в соответствии с (11)

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (12)

Рассмотрим дифференциал энтальпии

Методические указания для преподавателей - student2.ru , (13)

из которого вытекает соотношение

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (14)

Поэтому в (12) смешанные члены с Методические указания для преподавателей - student2.ru сокращаются. В формуле Методические указания для преподавателей - student2.ru все величины отнесены к 1 кмоль. Если принять во внимание, что соотношение (12) относится к числу киломолей n, которое еще подлежит определению, то вместо Методические указания для преподавателей - student2.ru следует написать

Методические указания для преподавателей - student2.ru , (15)

где Методические указания для преподавателей - student2.ru молярная теплоемкость, т.е. теплоемкость, отнесенная к 1 кмолю.

Подставляя (12) в (10) и учитывая (15), получаем

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (16)

Плотность вероятности

Методические указания для преподавателей - student2.ru

отвечает нормальному закону распределения с дисперсией

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (17)

Из сравнения (16) и (17) следует, что средний квадрат флуктуации энтропии равен

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (18)

Путем сравнения с распределением Гаусса при учете уравнения адиабаты Методические указания для преподавателей - student2.ru и уравнения состояния идеального газа получаем для среднего квадрата флуктуации давления

Методические указания для преподавателей - student2.ru , (19)

где Методические указания для преподавателей - student2.ru среднее число частиц в рассматриваемом объеме 1 Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Таким образом, отклонения от средних значений весьма незначительны, несмотря на высокую плотность паров и малую величину объема (1 Методические указания для преподавателей - student2.ru ), для которого эти отклонения определяются.

1.2. Определить относительную флуктуацию температуры при средней температуре Методические указания для преподавателей - student2.ru и давлении Методические указания для преподавателей - student2.ru мбар в объеме, равном 1 Методические указания для преподавателей - student2.ru . Какова при указанных условиях относительная флуктуация объема для числа частиц, содержащегося в среднем в объеме, равном 1 Методические указания для преподавателей - student2.ru ?

Решение.1.2. Статистический вес флуктуации определяется выражением

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (1)

Флуктуацию энтропии Методические указания для преподавателей - student2.ru и флуктуацию давления Методические указания для преподавателей - student2.ru запишется в виде

Методические указания для преподавателей - student2.ru Методические указания для преподавателей - student2.ru , Методические указания для преподавателей - student2.ru (2)

Из дифференциала свободной энергии с учетом первого закона термодинамики получаем

Методические указания для преподавателей - student2.ru , (3)

откуда

Методические указания для преподавателей - student2.ru , Методические указания для преподавателей - student2.ru . (4)

Следовательно,

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (5)

Далее, на основании Методические указания для преподавателей - student2.ru имеем

Методические указания для преподавателей - student2.ru ;

при этом необходимо учитывать, что энтропия Методические указания для преподавателей - student2.ru относительно только к рассматриваемому веществу.

Подставляя два последних выражения в первую из формул (2), находим

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (6)

Следовательно,

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (7)

Тогда статистический вес флуктуации Методические указания для преподавателей - student2.ru , согласно (1), равен

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (8)

Из сравнения с плотностью вероятности нормального распределения

Методические указания для преподавателей - student2.ru (9)

находим средние квадраты флуктуаций объема и температуры:

Методические указания для преподавателей - student2.ru , Методические указания для преподавателей - student2.ru . (10)

Отсюда при учете уравнения состояния идеального газа получаем относительную флуктуацию объема

Методические указания для преподавателей - student2.ru , (11)

а для относительной флуктуации температуры с учетом закона равнораспределения имеем

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (12)

В соответствии с этим относительные флуктуации зависят только от числа частиц. Они тем меньше, чем больше частиц содержится в рассматриваемой части системы.

Поскольку при заданной температуре 300 Методические указания для преподавателей - student2.ru колебания в молекуле кислорода еще не возбуждены, при численных расчетах молярную изохорную теплоемкость следует положить равной Методические указания для преподавателей - student2.ru . Среднее число частиц находим по формуле

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Подставляя это в (11) в (12), получаем

Методические указания для преподавателей - student2.ru , Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Относительно большие флуктуации объясняются низким давлением и малостью рассматриваемого объема.

1.3. Найти флуктуацию числа частиц в 1 Методические указания для преподавателей - student2.ru при нормальных условиях ( Методические указания для преподавателей - student2.ru ).

Решение.1.3. Согласно формуле (10) из предыдущей задачи, средняя флуктуация квадрата объема равна

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (1)

Представим себе мысленно, что рассматриваемый объем отделен от остальной системы упругой перегородкой, и обозначим через N число частиц в этой замкнутой системе. Произведя деление, получаем из (1)

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (2)

При таком способе записи уже больше нельзя определить, какая из величин N и V поддерживается постоянной, а какая варьируется. Если теперь рассматривать число частиц в незамкнутом объеме, то можно представить (2)

в виде

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Пользуясь уравнением идеального газа и учитывая соотношения Методические указания для преподавателей - student2.ru , Методические указания для преподавателей - student2.ru , получаем

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (3)

Следовательно, искомая флуктуация равна

Методические указания для преподавателей - student2.ru , (4)

Откуда для средней относительной флуктуации имеем

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (5)

Таким образом, флуктуация числа частиц равна корню квадратному из числа частиц, а относительная флуктуация числа частиц равна величине, обратной корню из этого числа.

согласно (4), равна

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Относительную флуктуацию находим из (5):

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Задача 1.4.Наблюдаются флуктуационные колебания подвешенного зеркальца, имеющего момент инерции Методические указания для преподавателей - student2.ru . Температура равна 300 К, измерение периода собственных колебаний дает величину Методические указания для преподавателей - student2.ru . По кривой записи временной зависимости угла отклонения определено среднеквадратичное отклонение Методические указания для преподавателей - student2.ru . Исходя из этого, вычислить постоянную Больцмана k и число Авогадро Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Методические указания для преподавателей - student2.ru Методические указания для преподавателей - student2.ru Методические указания для преподавателей - student2.ru Методические указания для преподавателей - student2.ru

Рис.1. Флуктуации угла поворота вращающегося зеркала около нулевого положения.

Решение. 1.4. Для отклонения зеркальца на угол Методические указания для преподавателей - student2.ru необходим крутящий момент

Методические указания для преподавателей - student2.ru , (1)

Где D – жесткость на кручение. Записывая уравнение движения для крутящего момента

Методические указания для преподавателей - student2.ru (2)

и подставляя его в (1), приходим к дифференциальному уравнению

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (3)

Решение этого уравнения имеет вид

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (4)

Частота собственных колебаний равна

Методические указания для преподавателей - student2.ru , (5)

Откуда для жесткости на кручение получаем выражение

Методические указания для преподавателей - student2.ru (6)

(рис.1).

Определим теперь энергию, необходимую для отклонения зеркальца на угол Методические указания для преподавателей - student2.ru . С помощью формулы

Методические указания для преподавателей - student2.ru (7)

Находим потенциальную энергию крутильных колебаний:

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (8)

Отсюда на основании закона распределения Гиббса определяем статистический вес флуктуационного отклонения:

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (9)

Из сравнения с распределением Гаусса получаем

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (10)

В соответствии с этим постоянную Больцмана k можно найти путем измерения величин Методические указания для преподавателей - student2.ru и Т:

Методические указания для преподавателей - student2.ru , (11)

Подставляя в эту формулу измеренные значения, получаем

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (12)

С помощью этой величины находим число Авогадро

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (13)

Задача 1.5. Опредеделить среднее значение Методические указания для преподавателей - student2.ru , где Методические указания для преподавателей - student2.ru - постоянная, а Методические указания для преподавателей - student2.ru - флуктуирующие величины, подчиняющиеся гауссовому распределению

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Решение1.4. Требуется вычислить интеграл

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Преобразованием Методические указания для преподавателей - student2.ru показатель подынтегральной экспоненты приводится к виду

Методические указания для преподавателей - student2.ru ,

после чего интегрирование дает

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Согласно соотношению Методические указания для преподавателей - student2.ru имеем Методические указания для преподавателей - student2.ru и затем Методические указания для преподавателей - student2.ru . Таким образом, с учетом выражения Методические указания для преподавателей - student2.ru имеем окончательно

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Задача 1.6. Найти средний квадрат флуктуации энергии (пользуясь в качестве независимых переменных Методические указания для преподавателей - student2.ru и Методические указания для преподавателей - student2.ru ).

Решение1.6. Имеем

Методические указания для преподавателей - student2.ru

Возводя в квадрат и усредняя, получим

Методические указания для преподавателей - student2.ru

Задача 1.7.. Найти Методические указания для преподавателей - student2.ru (пользуясь переменными Методические указания для преподавателей - student2.ru и Методические указания для преподавателей - student2.ru ).

Решение1.7.

Методические указания для преподавателей - student2.ru

Задача 1.8.Найти Методические указания для преподавателей - student2.ru (пользуясь переменными Методические указания для преподавателей - student2.ru ).

Решение1.8.

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Задача 1.9. Найти Методические указания для преподавателей - student2.ru (пользуясь переменными Методические указания для преподавателей - student2.ru ).

Решение1.9.

Методические указания для преподавателей - student2.ru

Задача 1.10. Найти Методические указания для преподавателей - student2.ru (пользуясь переменными Методические указания для преподавателей - student2.ru ).

Решение 1.10.

Методические указания для преподавателей - student2.ru

Задача 1.11. Найти Методические указания для преподавателей - student2.ru (пользуясь переменными Методические указания для преподавателей - student2.ru ).

Решение 1.11.

Методические указания для преподавателей - student2.ru

Задача 1.12. Найти средний квадрат флуктуационного отклонения вертикально висящего математического маятника.

Решение 1.12. Пусть Методические указания для преподавателей - student2.ru - длина маятника Методические указания для преподавателей - student2.ru - его масса, Методические указания для преподавателей - student2.ru - угол отклонения от вертикали. Работа Методические указания для преподавателей - student2.ru в данном случае есть просто механическая работа против силы тяжести при отклонении маятника; для малых Методические указания для преподавателей - student2.ru :

Методические указания для преподавателей - student2.ru

Отсюда

Методические указания для преподавателей - student2.ru
Задача 1.13. Найти средний квадрат флуктуационного отклонения точек натянутой струны.

Решение 1.13. Пусть Методические указания для преподавателей - student2.ru - длина струны, Методические указания для преподавателей - student2.ru - сила ее натяжения. Рассмотрим точку, находящуюся на расстоянии Методические указания для преподавателей - student2.ru от одного из концов струны, и пусть Методические указания для преподавателей - student2.ru - ее поперечное смещение. Для определения Методические указания для преподавателей - student2.ru мы должны рассмотреть равновесную форму струны при заданном смещении у точки Методические указания для преподавателей - student2.ru ; она состоит из двух прямых отрезков, проведенных из точек закрепления струны в точку Методические указания для преподавателей - student2.ru . Работа, затрачиваемая при такой деформации струны, равна

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Отсюда находим для среднего квадрата

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Задача 1.14. Определить среднее значение произведения флуктуационных смещений двух различных точек струны.

Решение 1.14. Пусть Методические указания для преподавателей - student2.ru - поперечные смешения точек, находящихся на расстояниях Методические указания для преподавателей - student2.ru от одного из концов струны (причем Методические указания для преподавателей - student2.ru ). Равновесная форма при заданных Методические указания для преподавателей - student2.ru и Методические указания для преподавателей - student2.ru составляется из трех прямых отрезков, и работа

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

По формуле Методические указания для преподавателей - student2.ru найдем

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Задача 1.15.Определить средний квадрат флуктуации числа частиц Методические указания для преподавателей - student2.ru для электронного газа при температурах, малых по сравнению с температурой вырождения.

Решение 1.15. При вычислении Методические указания для преподавателей - student2.ru можно пользоваться выражением для граничной энергии Методические указания для преподавателей - student2.ru для Методические указания для преподавателей - student2.ru при абсолютном нуле. Простое вычисление дает

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Задача 1.16.Определить средний квадрат Фурье–компонент (с малыми волновыми векторами: Методические указания для преподавателей - student2.ru ) флуктуации плотности в ферми – газе при Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Решение 1.16. Подынтегральное выражение в формуле

Методические указания для преподавателей - student2.ru

отлично от нуля (и равно единице) лишь в точках, в которых Методические указания для преподавателей - student2.ru , Методические указания для преподавателей - student2.ru , т.е. в точках принадлежащих сфере радиуса Методические указания для преподавателей - student2.ru и в то же время не принадлежащих сфере того же радиуса с центром, сдвинутым на Методические указания для преподавателей - student2.ru . Вычисляя объем этой области при Методические указания для преподавателей - student2.ru , получим

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Задача 1.17. Найти первую флуктуационную поправку к теплопроводности в области применимости теории Ландау.

Решение 1.17. Произведем вычисления для симметричной фазы в отсутствии поля. В первом приближении эффективный гамильтониан дается выражением

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Вычисление статистического интеграла по формуле

Методические указания для преподавателей - student2.ru

дает

Методические указания для преподавателей - student2.ru

(интегрирование производится по половине Методические указания для преподавателей - student2.ru пространства, поскольку Методические указания для преподавателей - student2.ru и Методические указания для преподавателей - student2.ru не зависимы). Представляя собой малую поправку в потенциале Методические указания для преподавателей - student2.ru , это выражение дает поправку также и к потенциалу Методические указания для преподавателей - student2.ru . Двукратное дифференцирование этого выражения по Методические указания для преподавателей - student2.ru дает поправку к теплоемкости

Методические указания для преподавателей - student2.ru (1).

Потребовав малости этой поправки по сравнению со скачком теплоемкости

Методические указания для преподавателей - student2.ru ,

мы снова придем к условию применимости теории Ландау Методические указания для преподавателей - student2.ru в виде

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Обратим внимание на большой численный коэффициент в знаменателе выражения в правой части неравенства.

Задачи для самостоятельного решения

1.Рассматривается водород при температуре 600 К и давлении Методические указания для преподавателей - student2.ru . Найти средние флуктуации температуры, давления и энтропии, отнесенные к объему Методические указания для преподавателей - student2.ru .

2. Чему равна средняя флуктуация энергии Гиббса для Методические указания для преподавателей - student2.ru гелия при давлении Методические указания для преподавателей - student2.ru и температуре 300 К?

3. Вычислить среднее число частиц в Методические указания для преподавателей - student2.ru для идеального газа при температуре 500 К и давлении 1 мбар. Чему равна флуктуация числа частиц для этого объема?

4. При каком давлении идеального одноатомного газас температурой 300 К средняя флуктуация давления в объеме Методические указания для преподавателей - student2.ru будет составлять 1% от общего значения?

5. В Методические указания для преподавателей - student2.ru воды растворено 0,1 мг некоторого вещества с относительной молекулярной массой Методические указания для преподавателей - student2.ru . Из раствора берутся пробы объемом Методические указания для преподавателей - student2.ru каждая. Чему равна относительная флуктуация содержания вещества в пробе? Определить относительную долю проб с содержанием вещества более 0.01% среднего количества. Найти относительную флуктуацию давления раствора при 300 К.

6. 0,001 мг ртути испаряется в объеме 1 л . Чему равна средняя флуктуация парциального давления ртути при температуре 300 К , отнесенная к объему Методические указания для преподавателей - student2.ru ? Чему равна относительная флуктуация? Относительная атомная масса ртути равна 200,6.

7. Вычислить отнесенную к объему Методические указания для преподавателей - student2.ru флуктуацию внутренней энергии для гелия при температуре 1000 К и давлении Методические указания для преподавателей - student2.ru мбар.

8. Чему равна средняя величина Методические указания для преподавателей - student2.ru флуктуационного отклонения математического маятника, находящегося в поле земного тяготения ( Методические указания для преподавателей - student2.ru ). Длинна маятника 2 см, масса 20 мг. Температура 300 К.

9. Чему равен коэффициент жесткости пружины D, если величина среднеквадратичного флуктуационного отклонения x составляет 1мм? Температура равна 500 К.

10. Определить предел чувствительности гальванометра с внутреннем сопротивлением R = 10 кОм, полное отклонение которого достигается за t = 5с в апериодическом режиме. 87,5 % подводимой электрической энергии превращаются за время успокоения в тепло. Температуру принять равной 300 К. Предполагается, что тепловые флуктуации подчиняются нормальному закону распределения и что вероятность ошибки при измерении не превышает 0, 27%.

11. Чему равны флуктуации компонент скорости в декартовой системе координат для водорода при 300 К?

Занятие №2

ТЕМА: Корреляции

Задачи

Задача 1. Найти коэффициент корреляции флуктуаций температуры и объема и коэффициент корреляции флуктуаций температуры и давления для гелия при нормальных условиях.

Решение. Искомые коэффициенты корреляции равны

Методические указания для преподавателей - student2.ru , Методические указания для преподавателей - student2.ru . (1)

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (2)

Подставляя сюда термодинамическую вероятность, согласно Методические указания для преподавателей - student2.ru ,

получаем

Методические указания для преподавателей - student2.ru ~ Методические указания для преподавателей - student2.ru . (3)

Этот интеграл можно разложить на два сомножителя, каждый из которых можно интегрировать независимо от другого:

Методические указания для преподавателей - student2.ru ~ Методические указания для преподавателей - student2.ru . (4)

Первый интеграл дает среднее значение флуктуации объема, второй – среднее значение флуктуации температуры. Оба эти средние значения должны превращаться в нуль. Следовательно,

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (5)

Что касается средних квадратов флуктуаций Методические указания для преподавателей - student2.ru и Методические указания для преподавателей - student2.ru , то они в соответствии с формулами Методические указания для преподавателей - student2.ru , Методические указания для преподавателей - student2.ru отличны от нуля. Поэтому искомый коэффициент корреляции равен

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (6)

Таким образом, флуктуации температуры и объема не коррелированны. Для вычисления коэффициента корреляции Методические указания для преподавателей - student2.ru воспользуемся соотношением

Методические указания для преподавателей - student2.ru (7)

и получим

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (8)

Первое слагаемое обращается в нуль вследствие вытекающей из (5) некоррелированности флуктуаций объема и температуры. Средние квадраты флуктуаций температуры и давления определяются формулами

Методические указания для преподавателей - student2.ru , Методические указания для преподавателей - student2.ru .

С учетом этого находим из (8)

Методические указания для преподавателей - student2.ru , (9)

Откуда следует, что коэффициент корреляции флуктуаций температуры и давления равны

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (10)

Следовательно, корреляция этих флуктуаций зависит от удельной теплоемкости, т.е. от числа степеней свободы рассматриваемого газа. Для одноатомных газов, согласно закону распределения, имеем Методические указания для преподавателей - student2.ru , откуда для коэффициента корреляции флуктуаций температуры и давления получаем

Методические указания для преподавателей - student2.ru . (11)

Таким образом, указанные флуктуации связанны весьма сильной корреляционной зависимостью.

Задача 2. Определить первый член разложения корреляционной функции разреженного газа по степеням Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Решение. Исходим из формулы

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

В первом приближении можно считать, что все остальные частицы, кроме двух заданных, находятся вдали друг от друга и их взаимодействием можно пренебречь, так что интегрирования дают Методические указания для преподавателей - student2.ru . С той же точностью можно положить Методические указания для преподавателей - student2.ru . В результате находим

Методические указания для преподавателей - student2.ru ,

Где Методические указания для преподавателей - student2.ru - энергия взаимодействия двух частиц газа. Отметим, что подстановка этого выражения в формулу

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

дает для энергии газа

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Этот результат находится, конечно, в соответствии с формулами

Методические указания для преподавателей - student2.ru

и Методические указания для преподавателей - student2.ru

для свободной энергии слабо неидеального газа.

Задача 3. Определить средний квадрат Фурье–компонент (с малыми волновыми векторами: Методические указания для преподавателей - student2.ru ) флуктуации плотности в ферми – газе при Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Решение. Подынтегральное выражение в формуле

Методические указания для преподавателей - student2.ru

отлично от нуля (и равно единице) лишь в точках, в которых Методические указания для преподавателей - student2.ru , Методические указания для преподавателей - student2.ru , т.е. в точках принадлежащих сфере радиуса Методические указания для преподавателей - student2.ru и в то же время не принадлежащих сфере того же радиуса с центром, сдвинутым на Методические указания для преподавателей - student2.ru . Вычисляя объем этой области при Методические указания для преподавателей - student2.ru , получим

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Задача 4. Определить корреляционную функцию для ферми–газа при температурах, низких по сравнению с температурой вырождения.

Решение. В интеграле в формуле

Методические указания для преподавателей - student2.ru

Полагаем Методические указания для преподавателей - student2.ru и преобразуем его следующим образом:

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Производим интегрирование по частям, после чего вводим новую переменную Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Ввиду малости Методические указания для преподавателей - student2.ru подынтегральное выражение быстро убывает с ростом Методические указания для преподавателей - student2.ru , и потому интеграл по Методические указания для преподавателей - student2.ru можно распространить от Методические указания для преподавателей - student2.ru до Методические указания для преподавателей - student2.ru :

Методические указания для преподавателей - student2.ru ,

где Методические указания для преподавателей - student2.ru . Получившийся интеграл подстановкой Методические указания для преподавателей - student2.ru приводит к В-интегралу Эйлера, и в результате получается

Методические указания для преподавателей - student2.ru

Для расстояний Методические указания для преподавателей - student2.ru , усреднив быстро меняющийся квадрат косинуса, получаем окончательно

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

При Методические указания для преподавателей - student2.ru эта формула переходит в

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

В асимптотической области, где Методические указания для преподавателей - student2.ru велико не только по сравнению с 1, но и по сравнению с Методические указания для преподавателей - student2.ru , имеем

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Задача 5. Определить корреляционную функцию бозе-газа при Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Решение. При Методические указания для преподавателей - student2.ru конечная доля числа частиц Методические указания для преподавателей - student2.ru находится в состояниях с Методические указания для преподавателей - student2.ru (конденсат). Возвращаясь к выражению

Методические указания для преподавателей - student2.ru

находим

Методические указания для преподавателей - student2.ru , Методические указания для преподавателей - student2.ru , где Методические указания для преподавателей - student2.ru , причем Методические указания для преподавателей - student2.ru дается формулой распределения Бозе с Методические указания для преподавателей - student2.ru :

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

На расстояниях Методические указания для преподавателей - student2.ru интеграл Методические указания для преподавателей - student2.ru , так что

Методические указания для преподавателей - student2.ru ;

вторым членом можем пренебречь, если только Методические указания для преподавателей - student2.ru не слишком близко к Методические указания для преподавателей - student2.ru (так что Методические указания для преподавателей - student2.ru не слишком мало). В обратном случае, на расстояниях Методические указания для преподавателей - student2.ru , интеграл

Методические указания для преподавателей - student2.ru

так что

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Отметим, что Методические указания для преподавателей - student2.ru привело бы к бесконечному значению флуктуации числа частиц.

Задача 6. Определить корреляционную функцию для бозе-газа на больших расстояниях ( Методические указания для преподавателей - student2.ru ) при температурах выше точки Методические указания для преподавателей - student2.ru начала бозе-эйнштейновской конденсации, но близких к ней.

Решение. Вблизи точки Методические указания для преподавателей - student2.ru химический потенциал Методические указания для преподавателей - student2.ru мал. При этом интеграл в формуле

Методические указания для преподавателей - student2.ru

(обозначим его Методические указания для преподавателей - student2.ru ) определяется областью малых значений Методические указания для преподавателей - student2.ru :

Методические указания для преподавателей - student2.ru ~ Методические указания для преподавателей - student2.ru ~ Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Поэтому, разлагая подынтегральное выражение по Методические указания для преподавателей - student2.ru и Методические указания для преподавателей - student2.ru , находим

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Окончательно получаем

Методические указания для преподавателей - student2.ru .

Задача 7. Определить корреляционный радиус флуктуаций параметра по

Наши рекомендации