Антикризисное управление в системе риск-менеджмента организации
1. Кризис как форма проявления риска в хозяйственной деятельности
2. Диалектика связи стадий развития кризиса и кс организации. Основные признаки выхода организации из кризиса
3. Сущность и принципы антикризисного управления организации. Этапы реализации технологий антикризисного управления
4. Экономическая политика в сфере антикризисного управления. Цель, функции, виды государственного антикризисного регулирования
5. Содержание политики антикризисного регулирования в РБ
Для любой социально-экономической системы кризис – это крайне негативная форма проявления риска, которая сопровождается состоянием, блокирующим нормальное функционирование и угрожающим собственным существованием. Кризис может возникнуть как непосредственное рисковое событие, обусловленное системным взаимодействием рискообразующих факторов либо в качестве последствия наступивших ранее рисковых событий.
Эффективное управление кризисом во многом зависит от умения предсказать/предвидеть его наступление. Для такого предвидения необходим набор признаков и показателей состояние и тенденция изменения которых укажут на возникновение тех или иных несоответствий. Каждая организация определяет их самостоятельно, учитывая специфику деятельности и переживаемый этап развития. Например, снижение (признак) производительности труда и рентабельности продаж (показатель) может быть случайным или даже отвечать политики руководства на данном этапе развития организации, однако оно может свидетельствовать и о зарождении кризиса в организации.
Признак кризиса – первоначальное внешнее его проявление через величину и динамику определённых показателей развития организации. Признаки кризиса оцениваются либо относительно каких-либо нормативных значений показателей, либо относительно значений этих показателей, которые складываются в последовательные промежутки времени.
Самым общим приближением важнейшие признаки наступления кризиса могут быть сгруппированы следующим образом:
v Признаки экономического характера
- Снижение уровня производительности труда работника
- Возрастающие затраты по всей организации
- Падение объёма продаж и уменьшение сегмента, занимаемого организацией на рынке
- Сокращение расходов на социальную поддержку работников
- Появление убыточных подразделений
- Превышение нормативов запасов и рост объёмов залежалых товаров
- Применение в производственном процессе оборудования с истёкшим сроком эксплуатации
v Признаки соц характер
- Падение уровня доверия к уровню организации со стороны партнёров по бизнесу
- Утрата лояльности сотрудников
- Резкое усиление конфликтности отношений в коллективе
- Массовые увольнения
- Снижение репутации в глазах потребителя
v Признаки фин характера
- Отсутствие денежных средств для выполнения финансовых обязательств
- Нарастающая задолженность организаций перед партнёрами в том числе её просроченной части
- Ухудшение структуры капитала организации
- Ухудшение отношений с кредиторами и кредитными организациями, привлечение новых источников финансирования на относительно невыгодных условиях
Кризис может проявляется в разных формах
По масштабу проявления:
ü Общий (системный)
ü Локальный – затрагивают отдельные структурные единицы системы
Особенностью кризиса является возможность наступления цепной реакции то есть начиная с как локальной он при отсутсвии управленческих мер может перерасти в системный. Влияние на каждую организацию различно и зависит от характера организации (крупная либо мелкая, государственная либо частная), от сферы деятельности (производственная, торговая либо финансовая), от внутреннего состояния организации, от её ресурсного потенциала и тд.
В зависимости от продолжительности протекания:
ü Затяжные
ü Кратковременные
Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Как правило, затяжные кризисы проходят болезненно и сложно. Очень часто являются следствием неумением управлять кризисными ситуациями, не понимания характера кризиса, его причин и последствий.
По характеру проявления:
ü Острые – акумулмруют в себе большое количество противоречий и сопровождаются резкими количественными и качественными изменениями
ü Мягкие протекают менее болезненно и сопровождаются последовательным выходом из кризиса
Для организации, работающим на конкурентном рынке, характерно 4 основных типа кризиса:
Ø Кризис сбыта – организация не может продавать свою продукцию в объёмах, необходимых для достижения безубыточности. Причины: не кс продукции, слабый маркетинг, отсутствие платёжеспособного спроса.
Ø Кризис издержек – себестоимость производства продукции в организации выше среднерыночной, что вынуждает организацию либо продавать продукцию по завышенным ценам, либо торговать себе в убыток. Причины: завышенные энергоёмкость и материалоёмкость продукции, несовершенство технологических процессов, низкая производительность труда и ошибки в управлении.
Ø Финансовый кризис – в организации отсутствуют денежные средства на возобновление производства, на уплату налогов, выплату з/п, оплату электроэнергии и других коммунальных услуг.
Ø Кризис менеджмента – организация испытывает дефицит квалифицированных управленческих кадров всех уровней. При этом наиболее острые формы этого кризиса проявляются при увольнении самых опытных и квалифицированных сотрудников. В любой организации занимает особое место так как не решив проблемы управления не возможно преодолеть все другие проблемы.
На практике организация одновременно сталкивается со всеми 4-мя типами кризиса и для каждой из них важно провести всестороннюю объективную оценку и разработать наиболее рациональную стратегию выхода.
При характеристики кризиса важно уметь определять его результат и последствия для дальнейшей деятельности. Результаты всегда ухудшают состояние и жизнеспособность организации и могут иметь для неё обратимый и необратимый характер. Последствием кризиса может быть либо полное разрушение организации, либо её возрождение в новом качестве. Во многом негативный или позитивный характер последствий кризиса зависит от своевременности и содержания мер антикризисного управления, которые могут как смягчать кризис, так и ухудшать.
2. Для классического цикла развития кризиса характерны 4 основные стадии, которые в зависимоти от складывающихся внешних и внутренних условий могут быть разной продолжительности, интенсивности и иметь результаты разной степени тяжести для организации.
1. Скрытая фаза – неявное накапливание противоречий, которое в реальном проявлении имеет лишь «слабые» сигналы. Как правило, на этой фазе ухудшаются отдельные показатели деловой активности (эффективности деятельность – товарооборот, оборачиваемость, производительность труда, фондоотдача и другие) и как следствие снижается рентабельность деятельности, а значит сокращаются источники финансирования деятельности и укрепления конкурентных позиций организации.
Схема развития: снижение кс – снижение спроса – снижение доли организации на рынке – снижение доходов и прибыли – снижение самофинансирования развития – увеличение доли заёмных средств в капитале организации – снижение рентабельности собственного капитала – снижение кредитоспособности и платёжеспособности организации.
2. Острая фаза кризиса (спад) – явное резкое ухудшение не только деловой активности, но и финансовых показателей. Сокращение объёма реализации продукции и доли рынка, затоваривание, нарушение денежных потоков и платёжеспособности организации, сокращение резервов и другие нарушения жизнедеятельности с ярко выраженными проявлениями негативами для бизнеса. Из-за стремительно ухудшающейся репутации в глазах партнёров и потребителей возникает опасность полной потери сырьевой и клиентской базы. Из-за отсутствия средств для финансирования соц программ наступает массовый поток специалистов, то есть падает кс организации на рынке труда. Из-за отсутствия средств для расчёта существенно ограничена кс на финансовых рынках.
3. Стагнация (депрессия) – приспособление хоз жизни организации к новым условиям и потребностям, создание предпосылок для преодоления кризиса и поиск нового состояния равновесия. Принимает затяжной и хронический характер. Этому может способствовать рыночная конъюнктура (когда имеет место слабая конкуренция), а также наличие постоянной поддержки со стороны собственника либо иных лиц. Возможности противостоять конкуренции во многом определяются организаторскими качествами руководства, личной репутацией высшего менеджмента и наличием и жёстким выполнением плана антикризисных мер.
4. Завершение кризиса – выход из кризиса в новом качестве или уход с рынка. Эта стадия сопровождается рядом структурных организационных, технологических преобразований, привлечением дополнительных инвестиций, выходом на новые рынки, непосредственным участием в их формировании либо переходом организации в состояние хронической неплатёжеспособности в последующим банкротством и ликвидацией. На этой стадии организация часто разрабатывает новые стратегию и тактику поведения, конкурентной борьбы, повышение своей кс либо полностью отдаёт свои позиции конкурентам и уходит с рынка.
Выход организации с кризиса является весьма индивидуальным процессом и определяется воздействием и взаимодействием большого количества факторов как объективного так и субъективного порядка. Этот выход не является простым и быстрым, но при положительным исходе всегда сопровождается закономерной последовательностью возникновения тех или иных свойств в развитии организации. Эта закономерность просматривается как по внешним так и по внутренним факторам.
Основные внутренние признаки выхода организации из кризиса:
§ Укрепление финансового состояния организации
§ Повышение уровня его управляемости улучшение соц-психологического климата в коллективе
§ Повышение интеллектуального и инновационного потенциала
§ Принятие персоналом обновлённой стратегии деятельности
Основные внешние признаки:
§ Возобновление и укрепление конкурентных преимуществ
§ Повышение имиджа и кредитоспособности
§ Появление новых бизнес контрактов
§ Рост уровня кс на рынках труда, капитала и на целевых рынках
В практике управления кризисом необходимо уметь оперировать большим количеством показателей деятельности, распознавать характер их изменений, отделять случайность выявленной динамики от формирования тенденций и на этой основе прослеживать последовательный переход к стабилизации и развитию деятельности.
3. Характерной особенностью управления орг в условиях кризиса является ощутимый недостаток времени для принятия обоснованных и взвешенных решений при необходимости быстрого и адекватного реагирования на развитие ситуации. Кризис сопровождается высоким уровнем неопределённости, сложным переплетением проблем, возникновением конфликтов, нарушением баланса власти. В этой связи традиционно принятые в организации управленческие технологии и действующую систему риск-менеджмента дополняет особая управленческая функция – антикризисное управление.
Антикризисное управление – это самостоятельная область менеджмента, которая ориентирована на диагностику предотвращения и вывод организации из состояния кризиса. Важнейшие его задачи:
1. Для организаций, …, ограничение масштабов кризиса и его социальных последствий при сохранении кс самой организации
2. Для организаций, вошедшей в состояние кризиса, задача – реализация комплекса мер, направленных на эффективный выход из кризисного состояния с повышением конкурентного статуса
3. Оперативная ликвидация неперспективного и не обладающего реальными возможностями для дальнейшего развития субъекта бизнеса
Главное в антикризисном управлении – ускоренная и действенная реакция на выявленные негативные изменения состояния среды организации (внешней и внутренней). Поэтому в число основных принципов относятся:
ü Постоянная готовность к возможным нарушениям деятельности организации и ранняя их диагностика
ü Оперативность реагирования на выявленные несоответствия
ü Обеспечение максимальной подконтрольности и управляемости развития кризисных событий
ü Адекватность избранных мер управляющего воздействия, тяжести выявленного состояния
ü Полное привлечение внутренних резервов и возможностей организации выхода из кризиса организации
Важнейшую роль в практической реализации этих самых принципов выполняет принятая в организации технология антикризисного управления. Технология антикризисного управления – это особым образом реализованный во времени и пространстве процесс комбинаций множества операций по предупреждению кризиса, его преодолению, ограничению его негативных результатов последствий. Основные этапы этого процесса:
1. Периодическое исследование состояния организации на предмет распознавания и мониторинга или отслеживания слабых сигналов кризиса
2. Диагностика причин возникновения кризиса и прогнозирование направлений и масштабов его дальнейшего развития, установление пространства действия кризиса
3. Определение целей и задач антикризисного управления (оздоровление организации за счёт внутренних резервов, оздоровление за счёт внешней помощи, за счёт частичной или полной реорганизации бизнеса, за счёт продажи активов либо прекращение деятельности и реализация процедуры банкротства)
4. Определение устаревших и перспективных элементов организации, выбор на этой основе локомативов (драйверов) выхода организации из кризиса, а также ядра (основы) будущего обновлённой организации на основе на основе комплексного анализа её финансово-экономического состояния организации
5. Обоснование возможных способов разрешения кризиса и необходимых для этого ресурсов
6. Разработка систем антикризисных мер и составление программ действий
7. Организация и координация работы ответственного персонала по выходу из кризиса, оперативное задействование внутренних механизмов стабилизации деятельности
8. Регулирование и контроль осуществления всех процедур осуществления антикризисного управления в процессе их реализации
9. Анализ уроков кризиса
Как любая управленческая технология антикризисное управление во многом определяется активной позицией и качеством человеческого фактора. Характер решаемых задач делает приоритетным следующие требования к специалистам в сфере антикризисного управления:
v Мотивирование – ориентировано на избежание ошибок, глубокий анализ ситуации и экономию ресурсов
v Установка на оптимизм и уверенность стабилизации деятельности
v Профессионализм и компетентность в области решаемых проблем
v Инициативность, способность генерировать и рассматривать нестандартные варианты выхода из кризисной ситуации
v Открытость новым возможностям
v Корпоративность – понимание и принятие целей организации, готовность отдать все силы на их достижение
v Умение сочетать ситуационный подход к принятию решения со стратегическим видением перспектив развития организации
4. Политика в сфере антикризисного управления заключается в реализации системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и своевременном задействовании привлечении экономических финансовых правовых и организационно-управленческих механизмов, способных предотвратить кризисное состояние либо преодолеть его с минимально возможными негативными последствиями. Результаты и последствия любого кризиса имеют многоаспектный характер, они в той или иной мере затрагивают экономические, финансовые и социальные интересы различных слоёв и групп современного общества, собственников организации, её менеджеров и работников, партнёров по бизнесу, потребителей, государства. В этой связи возникает необходимость много уровневого подхода к реализации политики антикризисного управления.
На макроэкономическом уровне эту политику реализует государство через комплекс мер административного, бюджетно-налогового, денежно-кредитного и инвестиционного регулирования хозяйственной деятельности.
На микро уровне – сами организации через программы антикризисного управления, которые содержат меры финансового, кадрового, инвестиционного характера.
Основная цель государственного антикризисного управления: разработка и осуществление мер, стабилизирующих состояние экономики и предотвращающих трансформацию (переход) отдельных локальных бизнесов в системный. Достижению этой цели способствует выполнение следующих функций:
Ø Установление единых и понятных для всех условий реализации взаимоотношений, прав и обязанностей при наступлении несостоятельности и банкротства субъекта хозяйствования
Ø Предоставление возможности должникам, которые выполняют свои обязательства возобновить свою деятельность
Ø Формирование приемлемой процедуры, возникающей в условиях наступившего кризиса споров между партнёрами по бизнесу
Ø Создание механизмов защиты интересов всех участников антикризисного процесса (персонала и кредиторов) в случае ликвидации обанкротившейся организации
Ø Оказание прямой поддержки отдельным организациям, которые оказались в условиях кризиса
На выполнение этих функций направленны следующие виды госрегулироавния:
- Нормативно-правовое (формирование и развитие законодательной базы в сфере антикризисного управления, а также проведение экспертизы на предмет появления случая ложного и преднамеренного банкротства)
- Организационное (создание условий для эффективного разрешения всех споров по поводу несостоятельности партнёров по бизнесу)
- Методическое (проведение анализа состояния субъектов хозяйствования, профилактики банкротства и судебных процедур)
- Прямое управление деятельностью государственных организаций, организаций с долей госсобственности в условиях кризиса, а также мониторинг платёжеспособности крупных экономически и социально значимых организаций
- Социальное (предоставление гарантий социальной защищённости работников обанкротившейся организации)
- Кадровое (подготовка специалистов в сфере антикризисного управления организацией, периодическое повышение их уровня квалификации)
- Финансовое (через прямое государственное финансирование выхода из кризиса на безвозмездной или возвратной основе из бюджетов разных уровней, предоставление налоговых льгот в виде отсрочки или рассрочки платежей)
Реализация функций государственного антикризисного регулирования основана на применении большой совокупности методов экономического и административного характера.
В числе основных инструментов экономического определяют налоговую политику, механизма ценообразования, кредитно-финансовые механизмы, проведение приватизации и др. методы.
В числе инструментов административного – корректировка законодательства, контроль его соблюдения, введение лицензирования и др. методы.
5. Важнейшим звеном антикризисного регулирования является законодательство о несостоятельности организации. Этот институт рассматривает с одной стороны, как инструмент страхования риска предпринимательской деятельности, удовлетворения интересов несостоятельной организации и её кредиторов, а с др стороны как механизм оздоровления экономики путём освобождения её рыночного пространства от неэффективных субъектов хозяйствования. В РБ основу формирования этого института составляет закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 13 июля 2013 года №415-З. Закон устанавливает правовые рамки для признания организации банкротом, а также регулирует порядок и условия проведения производства по делу банкротства. (Что такое эк несостоятельность и банкротство? Как и кем осуществляется признание организации банкротом? Понятия и цели проведения каждой процедуры банкротства? – защитный период, конкурсное производство, в том числе санация и ликвидационное производство, мировое соглашение. Статья №13. Посмотреть понятия «временного» и «антикризисного управляющего», задачи, права и их обязанности. Для каких организаций существует особый порядок признания несостоятельности и проведение процедур банкротства. Статьи 3 и 10)
В целях эффективной реализации политики антикризисного регулирования, а также обеспечение условий для осуществления процедуры банкротства в республики созданы и функционируют специальные структуры
§ Комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) создаются при госорганах. Они созданы при Нацбанке РБ, при управлении делами президента РБ, при других госорганах и организациях, подчинённых президенту РБ, при Национальной Академии Наук Беларуси, при Республиканских органов госупраления и др госорганизациях, подчинённых правительству РБ, при местных исполнительных и распорядительных органов, а также при гособъединениях (задачи в статье 16 закона – выписать!)
§ Департамент по санации и банкротству Минэкономики РБ. Основные его задачи:
- Разработка и реализация государственной политики по предупреждению экономической несостоятельности
- Анализ ситуации в республике, связанной с экономической несостоятельностью и банкротством
- Организация подготовки и проведения атестации на соответствие физических лиц к профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющим в производстве по делам об экономической несостоятельности
- Осуществление контроля за соблюдение временным и антикризисным управляющим требований законодательства об экономической несостоятельности
- Мониторинг платёжеспособности государственных организаций на предмет выявления причин возможного банкротства
- Установление порядка, определение наличия признаков ложного либо преднамеренного банкротства, фактов сокрытия банкротства, а также подготовка экспертных заключений по этим вопросам
- Участие в работе комиссии
ТЕМА 6