По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные
Простое (унитарное) государство — это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, дистриктов, областей, краев и т. п.), не имеющих в своем составе других государств или государственных образований. Т.е. в унитарных государствах бюджетная система состоит из двух звеньев – государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления (доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно). Примером унитарных государств являются – Франция, Турция, Италия, Япония, Великобритания, Испания.
Сложные — это государства, которые представляют собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. Примерами сложных государств служат федерация, конфедерация, империя, т. е. насильственно создаваемое государство; наиболее распространенной формой является федерация. Для бюджетной системы федеративного государства характерны три звена – государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, и местные бюджеты. Примером федеративных государств являются – РФ, США, Германия, Индия, Бразилия, Канада, Мексика.
25. Необходимость и экономическая сущность государственного кредита.
Гос кредит – совокуп экономических отношений между гос-ом и экономическими субъектами по поводу формирования и исп ссудного фонда.
Его необходимость заключается в неуклонном росте государственных потребностей в финансовой сфере для реализации проектов и ограниченностью привлекаемых ресурсов, а также адекватностью увеличения гос доходов.
Как экономическая категория гос кредит находится на стыке финансовых и кредитных денежных отношений.
Функции:
1) Распределительная – привлечение необходимых гос-ву дополнительных фин ресурсов путем заимствования временно своодных ден средств у населения и хоз субъектов на принципах срочности, возвратности и платности. Также гос-во может кредитором, при этом в качестве обеспечения его возвратности выступает все имущество, находящееся в его собственности.
2) Регулирующая – вступая в кредитные отношения гос-во воздействует на объем денежной массы в обращении, ур % ставок на денежно-кредитном рынке, темпы экономического роста, занятость населения и тд.
3) Контрольная – осуществление контроля за соблюдением усл кредитного договора, целевым использованием займов, движа денежных потоков в сфере гос кредита.
Погашение гос кредита и выплата % осуществляется за счет бюджетных средств.
Негативная сторона заключается в том, что при выплате % отвлекаются денежные ср-ва, которые можно было бы потратить на более важные общественные потребности.
26. Финансовая политика компании: налоговая, ценовая, инвестиционная, дивидендная, учетная
Хозяйствующие субъекты (компании) располагают собственными финансовыми ресурсами и вправе определять свою финансовую политику.
Финансовая политикакомпании – это совокупность мероприятий по целенаправленному формированию организацией и использованию финансов (прежде всего финансовых ресурсов) для достижения целей компании.
Финансовая политика наиболее важный составной элемент общей политики развития организаций.
В целом, политика развития организации включает в себя также: инвестиционную политику, производственную, кадровую, маркетинговую и др.
Целью разработки финансовой политики является построение эффективной системы управления финансами, направленной на обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем периоде и на перспективу, а также обеспечить устойчивое, стабильное развитие предприятий.
Стратегическими задачами при разработке финансовой политики являются:
1) максимизация прибыли;
2) обеспечение финансовой устойчивости;
3) оптимизация структуры капитала;
4) обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
5) использование компанией рыночных механизмов привлечения финансовых ресурсов (коммерческие кредиты, бюджетные кредиты на возвратной основе, лизинг, выпуск ценных бумаг и т.д.).
Разработка финансовой политики организации должна осуществляться в соответствии с положением «О финансовой политике», принятым общим собранием акционеров или другим органом, представляющим интересы собственников.
К разработке финансовой политики организации относятся:
1) анализ хозяйственно - финансовой деятельности;
2) разработка учетной политики;
3) разработка кредитной политики;
4) разработка налоговой политики;
5) разработка амортизационной политики;
6) разработка дивидендной политики.
Анализ финансово – хозяйственной деятельности является базой, на которой строится разработка финансовой политики.
Разработка учетной политики как системы методов и приемов ведения бухгалтерского учета на предприятии, допускаемых законодательством и нормативными актами РФ.
Учетная политика разрабатывается на основании проведенного анализа финансово – хозяйственной деятельности организации.
Рассматриваются варианты различных положений учетной политики. При определении учетной политики у предприятия существуют несколько методов списания сырья и методов производства, возможностей применения ускоренной амортизации, различные варианты формирования резервного фонда и другие.
Кредитная политика разрабатывается на основе анализа структуры пассива бухгалтерского баланса.
По балансу рассчитывается доля, удельный вес собственных и заемных средств в валюте баланса, оценивается сложившееся их соотношение, определяется излишек или недостаток собственного капитала для формирования запасов и затрат, на основе произведенных расчетов определяется необходимость привлечения заемных средств, определяется стоимость этих средств.
Важное значение имеет у каких банков фирма будет брать кредиты и на каких условиях. Рассчитывается окупаемость кредитов.
Налоговая политика компании должна быть направлена на оптимизацию налоговых платежей при строгом соблюдении налогового законодательства, при этом важно выбрать схему налогообложения, способ оптимизации налогов, совершенствовать налоговое планирование.
Выбор амортизационной политики. Существуют различные методы начисления амортизации. В бухгалтерском учете широко применяется линейный метод начисления амортизации, а по оборудованию организации часто используют метод уменьшаемого остатка с применением коэффициента ускорения.
Применять или нет 2 - ой метод организация решает самостоятельно.
Дивидендная политика предприятия разрабатывается в основном в АО. При ее выработке необходимо иметь ввиду обстоятельство:
- выплата дивидендов должна обеспечить защиту интересов акционеров, чтобы они были заинтересованы в деятельности данного общества и не отзывали свои акции.
Желательно чтобы дивиденды, выраженные в % на акцию превышали %, выплачиваемые банкам по вкладам. Если же организация будет выплачивать очень высокие дивиденды, то это сокращает возможности использования прибыли на развитие предприятия (на новое строительство, реконструкцию), что в последствии приведет к снижению прибыли организации и к снижению выплат дивидендов.
Ценовая политика фирмы формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает ценовую стратегию итактику ценообразования. Ценовая стратегия предполагает позиционирование предлагаемого продукта на рынке. Также в рамках ценовой стратегии выбираются используемые методики определения (установления) цены, а также формы ценовой дискриминации.
В дальнейшем в рамках реализации стратегии разрабатываются тактические мероприятия (для стимулирования продаж), включая системы ценовых скидок и неценовых поощрений покупателей.
В ходе реализации ценовой политики руководство фирмы должно корректировать непосредственные мероприятия и следить за временем изменения стратегии. Цены активно используются в конкурентной борьбе для обеспечения достаточного уровня прибыли. Определение цен товаров и услуг является одной из важнейших проблем любого предприятия, так как оптимальная цена может обеспечить его финансовое благополучие. Проводимая политика цен во многом зависит от вида предлагаемых предприятием товаров или услуг. Она формируется в тесной связи с планированием производства товаров или услуг, выявлением запросов потребителей, стимулированием продаж. Цена должна устанавливаться таким образом, чтобы, с одной стороны, удовлетворять нужды и потребности покупателей, а с другой — способствовать достижению поставленных предприятием целей, заключающихся в обеспечении поступления достаточных финансовых ресурсов. Ценовая политика направлена на установление таких цен товаров и услуг в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры, которые позволят получить запланированный предприятием объём прибыли и решить другие стратегические и оперативные задачи.
В рамках общей политики ценообразования решения принимаются в соответствии с положением на целевом рынке предприятия, методами и структурой маркетинга. Общая ценовая политика предусматривает осуществление скоординированных действий, направленных на достижение долго- и краткосрочных целей предприятия. При этом его руководство определяет общую ценовую политику, увязывая в интегрированную систему отдельные решения: взаимосвязь цен товаров в рамках номенклатуры фирмы, частоту использования специальных скидок и изменения цен, соотношение цен с ценами конкурентов, выбор метода установления цен новых товаров.
Определение политики ценообразования базируется на основе следующих вопросов:
- какую цену мог бы заплатить за товар покупатель;
- как влияет на объём продаж изменение цены;
- каковы составляющие компоненты издержек;
- каков характер конкуренции в сегменте рынка;
- каким должен быть уровень пороговой цены (минимальной), обеспечивающий безубыточность фирмы;
- какую скидку можно предоставить покупателям;
- повлияют ли на увеличение объёма продаж доставка товара и другие дополнительные услуги.
Общая политика предприятия в итоге должна быть направлена на удовлетворение конкретных потребностей человека. Однако, если потребитель колеблется, какому товару отдать предпочтение, основываясь зачастую на неосознанных соображениях, предприятие посредством проведения активной сбытовой политики должно попытаться повлиять на его выбор в пользу своей продукции. Поэтому определение ценовой политики представляет собой одно из важнейших направлений практической деятельности предприятия, так как при любых условиях недопустимо устанавливать цены без серьёзного анализа возможных последствий каждого из вариантов решения данного вопроса.
Ценовая политика отражает общие цели фирмы, которые она стремится достичь, формируя цены своей продукции. Политика цен — это общие принципы, которых предприятие собирается придерживаться в сфере установления цен своих товаров или услуг.
С помощью различных методов ценообразования устанавливают конкретную цену в зависимости от определенных обстоятельств или поставленных целей. Для принятия окончательного решения по ценам менеджер должен рассмотреть все предлагаемые варианты расчета цен. В процессе установления цены продукции предприятие (фирма) должно четко определить цели, которые оно хочет достичь. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цены новой продукции. К возможным целям ценовой политики относятся:
- обеспечение выживаемости фирмы;
- максимизация текущей прибыли;
- завоевание лидерства по показателю «доля рынка»;
- завоевание лидерства по показателю «качество продукции»;
- политика «снятия сливок»;
- краткосрочное увеличение объёмов сбыта продукции.
При анализе цены конкурента основное внимание должно быть обращено на систему скидок, которые он предоставляет. В мировой практике насчитывается около 20 видов скидок с цены:
- Бонусные скидки за оборот даются постоянным покупателям в зависимости от оборота продаж.
- Прогрессивные скидки предоставляются покупателю за количество, объём покупки, серийность.
- Товарообменный зачёт или скидка предоставляется за возврат старого, ранее купленного у данной фирмы товара.
- Экспортная скидка при продаже товара на экспорт.
- Функциональные скидки или скидки в сфере торговли предоставляются производителям службами товародвижения за выполнение определённых функций.
- Специальные скидки даются продавцом тем покупателям, в которых продавец более заинтересован.
- Скрытые скидки предоставляются покупателю в виде бесплатных образцов (пробников и пр.).
Инвестиционная деятельность предприятия представляет собой обоснование вложений инвестиций и выполнение практических действий, направленных на получение прибыли или расширения экономического потенциала предприятия.
К этапам инвестиционной политики предприятия относится:
1) обозначение целей и задач инвестиционной политики (цели должны быть измеримыми, достижимыми, конкретными и совместимыми;
2) исследование и учет конъюнктуры рынка и факторов внешней среды, влияющих на выбор инвестиционной политики;
3) формирование инвестиционной политики предприятия по основным направлениям инвестирования;
4) составление инвестиционной программы предприятия;
5) контроль за выполнением инвестиционной программы предприятия.
27. Сбалансированность бюджета
Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Сбалансированный значит доходы = расходы
если есть дефицит, то нужно определить источники покрытия дефицита.
Причины возникновения дефицита:
1) Кризис в экономике
2) Неспособность правительства к контролю финансов
3) Чрезвычайные положения (войны, стихийные бедствия и тд)
4) Милитаризация экономики в мирное время
5) Крупные вложения в производство и перестройка экономики
6) Чрезмерное увеличение темпов роста соц расходов по сравнению с ВВП
Дефицит возможен, но должен быть минимален.
1-ый подход: ежегодно сбалансированный бюджет – стабильность, но при этом ограничивается финансовая активность правительства. Хорошо исп при кризисах
2-о1 подход: сбалансированность бюджета по ходу экономического цикла в среднесрочной перспективе. При подъеме экономики формируются спец резервы для того, чтобы в периоды спада снижать налоги для стимулирования предпринимательской деятельности и увеличении расходов на соц сферу, инвест и тд.
3-ий подход: формирование систематически повторяющегося бюджетного дефицита. Дефицит рассматривается как инструмент стимулирования платежеспособного спроса и экономического роста.
Безопасная планка – 3% от ВВП.