Понятие, принципы и задачи финансовой политики гос-ва

Финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

Она играет особую роль в общей политической деятельности государства. Будучи составной частью социально-экономической политики, финансовая политика является важнейшим средством реализации политики государства во всех перечисленных выше направлениях. Без успеха в финансовой политике невозможен успех во всех других направлениях политики государства.

Финансовая политика – это совокупность принципов, методов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях.

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной и исполнительной власти, которые разрабатывают стратегию основных направлений развития финансовых отношений на перспективу, определяют тактику действий на предстоящий период, пути достижения стратегических задач.

Объектами финансовой политики являются совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы страны.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики являются:

зависимость от конечной цели;

соответствие интересам основных социальных слоев общества;

обеспечение макроэкономической сбалансированности всех отраслей хозяйства;

соответствие требованиям экономических законов;

учет внутренних и внешних экономических условий и реальных возможностей.

Финансовая политика включает:

  • выработку научно обоснованной концепции развития финансов;

определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства;

осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов;

регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики;

создание адекватного финансового механизма.

Приоритет в разработке финансовой политики России принадлежит Президенту РФ, который в своих ежегодных Бюджетных посланиях Федеральному собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу.

Важной составной частью финансовой политики является финансовый механизм, при помощи которого государство осуществляет свою деятельность в области финансов и оказывает регулирующее воздействие на всю экономику и социальную сферу.

Финансовый механизм – это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

В понятие финансового механизма входят формы финансовых ресурсов (централизованные и децентрализованные), методы их формирования; законодательные нормы и нормативы, используемые при формировании доходов и расходов государства; организация бюджетной системы; организация финансов хозяйствующих субъектов; организация рынка ценных бумаг.

Финансовая наука выделяет три основных типа финансовой политики, которые применялись на различных этапах исторического развития государств:

классическая финансовая политика;

регулирующая финансовая политика;

планово-директивная финансовая политика.

Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями исторических этапов развития экономики и социальной сферы, господствующими теоретическими концепциями (теориями), влияющими на экономический и политический курс государства, интересами правящих партий и социальных групп населения.

Классическая финансовая политика была основана на теоретических трудах классиков политэкономии А.Смита и Д. Рикардо и их последователей.

Этот тип финансовой политики использовался на протяжении всего 19 века и до конца 20гг. 20 в. Основной постулат классической финансовой политики – невмешательство государства в экономику, а, следовательно, и в сферу финансов (кроме госбюджета), сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов в обществе.

А.Смит впервые ввел в оборот выражение «невидимая рука рынка», которая расставляет все по своим местам.

В начале 19 века через государственный бюджет западных стран перераспределялось около 5% национального дохода. Это продолжалось вплоть до начала 20 века, когда эта доля хотя и увеличилась, но незначительно (приблизительно до 10%), что свидетельствует о минимальном участии государства в распределительных процессах и его незначительном влиянии на экономику.

Экономическое положение в мире стало существенно меняться в конце 19 и особенно в 1 половине 20 века (3 первые десятилетия). Бурное развитие производительных сил, обострение экономических, политических и социальных проблем в большинстве государств мира потребовали изменения подходов к финансовой политике.

Появилась новая кейнсианская теория финансовой политики. Кейнс и его многочисленные последователи обосновали необходимость активного вмешательства государства в экономику и регулирования им циклического развития экономики. Финансовая политика стала использоваться для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основным инструментом воздействия государства на экономику стали государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный платежеспособный спрос, обеспечивается рост производства, увеличение национального дохода, создание новых рабочих мест, ликвидация безработицы и в конечном итоге – увеличение доходов госбюджета.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою высокую эффективность во всех западных странах. Она обеспечила в 30-60 гг. прошлого века стабильный экономический рост, высокий уровень заработков, эффективную систему финансирования социальных нужд (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение), социальную стабильность в обществе.

В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не отменяет, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. При этом регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регу­лирует денежное обращение, валютный курс, структурную перестройку хозяйства, социальную сферу.

Планово-директивная финансовая политика проводилась во всех бывших социалистических странах, а также на отдельных этапах исторического развития в Испании, Чили, Германии, Италии, Бразилии, Аргентины и ряда других стран.

Основанная на государственной собственности на средства производства и плановой системе управления, директивная финансовая политика обеспечивала максимальную концентрацию финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти). Финансовая система была ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны без участия международного движения капитала. Планово – директивная финансовая политика показала достаточно высокую эффективность в годы Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства. То же можно сказать об опыте директивной финансовой политики названных выше других стран. Однако использование директивной финансовой политики не в экстремальных, а в нормальных условиях функционирования экономики приводит к отрицательным последствиям:

снижению эффективности производства;

замедлению развития социальной сферы;

ухудшению финансового положения государства.

В условиях свободного предпринимательства, то есть рыночной экономики, эффективной является, как доказано мировым опытом, регулирующая финансовая политика.


13. Фонд социального страхования РФ, назначение, формирование доходов и основные направления использования финансовых ресурсов

Фонд социального страхования создан в соответствии с указом президента РФ в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования .

Фонд осуществляет следующие функции:

· Концентрация денежных средств государства на социальное страхование

· Обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством

· Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования

Бюджет ФСС РФ формируется :

· За счет страховых взносов на обязательное социальное страхование несчатсных случаев на производстве и профессионального заболевания

· За счет доходов от размещения трансфертов из федерального бюджета

· За счет частичной оплаты путевок в санатории и дома отдыха

Направления использования финансов ФСС РФ:

· На выплату пособий по больничиным листам , а также пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года

· На выплату пособий на лечение и оздоровление трудящихся

· На частичное финансирование содержания санаториев- профилакториев и оздоровительных детских лагерей .

· На содержание исполнительной дирекции фонда

Наши рекомендации