Постоянные и переменные затраты
Экономика Раздел 2
Банковская система
Банковская система
1. Основными субъектами экономических отношений на денежном рынке являются банки.
Банк (от ит. banco — скамья) — это финансовая организация, сосредоточившая временно свободные денежные средства предприятий и граждан с целью последующего их предоставления в долг или в кредит за определенную плату.
1а. Функции банка
· прием и хранение депозитов (денег или ценных бумаг, вносимых в банк) вкладчиков;
· выдача средств со счетов и выполнение расчетов между клиентами;
· размещение собранных денежных средств путем выдачи ссуд или предоставления кредитов;
· покупка и продажа ценных бумаг, валюты;
· регулирование денежного обращения в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег (функция только Центрального банка).
1б. Банковская система
- Центральный государственный банк – проводит государственную политику в области эмиссии, кредита, денежного обращения.
- Коммерческие банки – выполняют финансово-кредитные операции на коммерческих началах.
· По форме собственности делятся на государственные, муниципальные, частные, акционерные, смешанные.
· По территориальному признаку делятся на местные, региональные, национальные и международные.
- Инвестиционные банки – специализируются на финансировании и долгосрочном кредитовании, вкладывая капитал в промышленность, строительство и другие отрасли, а также в ценные бумаги.
- Сберегательные банки – привлекают и хранят свободные денежные средства, денежные сбережения населения, выплачивая вкладчикам фиксированный процент, возрастающий с увеличением срока хранения.
- Ипотечные банки – предоставляют ссуды под имущественный залог, чаще всего под недвижимое имущество.
- Инновационные банки – кредитуют инновации, т. е. обеспечивают освоение нововведений, внедрение научно-технических достижений.
1в. Доход банка – разница между процентом займа и процентом вклада. К этому доходу может прибавляться прибыль от инвестиций, биржевых операций, а также комиссионные вознаграждения.
Банковские операции делятся на активные, пассивные и банковские услуги.
1в.1. активные операции – прежде всего предоставление кредитов;
1в.2. пассивные операции – связаны с мобилизацией денежных доходов и сбережений и их аккумуляцией;
1в.3. банковские услуги – осуществление наличных и безналичных платежей, выпуск и хранение ценных бумаг, трастовые (доверительные) операции и др.
2. Кредит (лат. credit — он верит) — это ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование кредитом.
2а. Функции кредита:
· При помощи кредита происходит перераспределение денежных средств между фирмами, районами и отраслями – происходит продуктивное использование временно свободных денежных средств;
· Кредит дает возможность заменить в обращении действительные деньги кредитными деньгами (банкнотами) и кредитными операциями (безналичными расчетами) и этим сократить издержки обращения
2б. Принципы кредитования:
· срочность – банк предоставляет заемщику деньги на определенный срок;
· платность – банк предоставляет деньги во временное пользование только за плату (процент по кредиту);
· возвратность – банк проводит работу по оценке кредитоспособности заемщика, т.е. возможности вовремя вернуть долг;
· гарантированность – банк, оценивая кредитоспособность заемщика, требует у него залог.
2в. Формы кредита:
По способу кредитования
· натуральный кредит – объектами кредита могут быть инвестиционные товары, потребительские товары, сырье, ресурсы, предметы производственного потребления;
· денежный кредит – объектами кредита выступают денежные покупательные средства, денежный капитал, акции, векселя, облигации и другие долговые обязательства.
По сроку кредитования
· краткосрочный кредит – ссуда выдается на срок до 1 года;
· среднесрочный кредит – ссуда выдается на срок от 2 до 5 лет;
· долгосрочный кредит – ссуда выдается на срок от 6 до 10 лет;
· долгосрочный специальный кредит – ссуда выдается на срок от 20 до 40 лет.
По характеру кредитования
· ипотечный кредит – предоставляется в форме ипотеки, т. е. денежной ссуды, выдаваемой банками частным лицам под залог недвижимости (земли, построек, сооружений);
· потребительский кредит – предоставляется частным лицам на определенный срок (от 1 года до 3 лет) под определенный, чаще всего высокий, процент (до 30%);
· коммерческий кредит – предоставляется одними хозяйственными субъектами (фирмами, организациями и т. д.) другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Это — кредит товарами
· банковский кредит – предоставляется кредитно-финансовыми учреждениями (банками, фондами и т. д.) любым хозяйствующим субъектам (фирмам, частным предпринимателям и т. д.) в виде денежных ссуд;
· государственный кредит – предоставляется государством населению и частному бизнесу в виде ссуды;
· межгосударственный (международный) кредит – предоставляется продающей стороной покупающей стороне в форме аванса для закупки товаров у продающей стороны.
3. Денежно-кредитная политика — это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Это один из важнейших методов государственного регулирования экономики.
3а. Основная цель денежно-кредитной политики — стремление обеспечить устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости, сбалансированный бюджет государства.
3б. Объект денежно-кредитной политики — соотношение спроса и предложения на денежном рынке.
3в. Центральный банк – основной институт, реализующий денежно-кредитную политику.
Функции Центрального банка
· Эмиссионный центр страны (только он имеет право выпускать в обращение деньги, банкноты).
· Регулирует экономику посредством проведения денежно-кредитной политики.
· Сосредоточивает у себя минимальные резервы коммерческих банков, что дает ему возможность контролировать их деятельность.
· Является банкиром правительства (он отдает всю прибыль, превышающую определенные нормы, казначейству и является посредником во всех платежах, поэтому занимает главное положение в банковской системе страны).
3г. Основные инструменты денежно-кредитной политики государства
· Операции на открытом рынке – наиболее весомый и ежедневно применяемый способ контроля государства за предложением цены в стране. Он связан с куплей-продажей ценных бумаг (облигаций федерального займа (ОФЗ), государственных казначейских обязательств (ГКО) и др.) Центральным банком за наличные деньги. Если Центральный банк продает ценные бумаги, то он получает взамен денежные средства, количество денег в обращении сокращается, процент возрастает, деньги опять становятся «дорогими». Если же Центральный банк покупает ценные бумаги, происходит падение нормы процента и «удешевление» денег. Таким образом, это приводит к уменьшению или увеличению банковских резервов, а также к увеличению или сокращению денежной массы.
· Политика учетной ставки – позволяет регулировать активность коммерческих банков. Достигается это путем изменения учетной ставки процента. Учетная ставка процента — это норма процента, по которой Центральный банк предоставляет кратковременные кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки для осуществления своей деятельности берут кредит у Центрального банка под определенный процент, т.е. учетную ставку (скажем, 8%). Банки предоставляют полученные средства своим клиентам под процент, который выше учетного (скажем, 10%). Если Центральный банк повысит учетную ставку процента, то коммерческие банки поднимут ставку процента своим клиентам. Если Центральный банк снизит учетную ставку, то же самое сделают и коммерческие банки. Таким образом, Центральный банк воздействует на экономику, проводя политику «дешевых» или «дорогих» денег, чтобы стимулировать или охладить деловую активность.
· Изменение нормы обязательных резервов – в соответствии с законом часть средств коммерческие банки обязаны хранить в виде резервов в Центральном банке. Размер этого резерва устанавливает Центральный банк. При его снижении у коммерческих банков расширяются возможности размещать деньги среди своих клиентов, денежная масса в стране растет. С увеличением резерва предложение денег сокращается, цена на них, т.е. уровень процента, возрастает, деньги становятся «дорогими». Политика резервов, проводимая Центральным банком, является наиболее жестким инструментом денежно-кредитного регулирования.
3д. Для нормального функционирования экономики важно, чтобы денежно-кредитная система была стабильна.
Меры по стабилизации денежно-кредитной системы
· совершенствование банковского законодательства;
· приведение в соответствие уровня минимальных банковских резервов и уровня ставки;
· развитие новых форм денежно-кредитных услуг и регулирование емкости кредитного рынка.
Постоянные и переменные затраты
1. Издержки производства — это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства.
Экономические издержки — это те выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ресурсов (трудовых, материальных, энергетических и т. д.), чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в других производствах. Экономические издержки делятся на:
· Внутренние (или неявные) – стоимость собственного ресурса – равны денежным выплатам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс, если бы его собственник вложил его в чужое дело
· Внешние (явные, бухгалтерские) – выплаты поставщикам трудовых ресурсов, сырья, топлива, услуг и т.д. – Сумма денежных выплат, которые фирма осуществляет для оплаты необходимых ресурсов:
o Постоянные издержки – та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объема выпускаемой продукции (арендная плата фирмы за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация)
o Переменные издержки – та часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции (приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару и упаковку и т. п.)
2. Экономическая прибыль — это разница между совокупной выручкой фирмы и экономическими издержками.
Такой подход к прибыли позволяет оценить возможность существования предприятия (покрывает ли выручка не только внешние, бухгалтерские, но также внутренние издержки). Превышение денежных поступлений над суммой экономических издержек означает, что предприятие имеет чистую прибыль, его существование оправдано, оно может успешно развиваться.
1. Бухгалтерская прибыль — это разница между совокупной выручкой и бухгалтерскими издержками.
Экономическая прибыль ориентирует предпринимателя не просто на получение дохода, но на сравнение этого дохода с тем, который мог бы быть получен в результате альтернативного применения имеющихся ресурсов. Например, предприниматель, организовав производство, получил бухгалтерскую прибыль 30 000 руб. А если бы он положил деньги в банк, то получил бы 40 000 руб. в виде процента. Отсюда, если бухгалтерская прибыль оказывается меньше, чем экономическая прибыль, учитывающая альтернативные издержки, то применение ресурса следует считать, с точки зрения предпринимателя, неэффективным.
Различное понимание прибыли фирмы экономистами и бухгалтерами приводит к различным выводам о положении дел на предприятии.
Для подсчета действительной величины издержек и прибыли следует использовать бухгалтерский метод. Для принятия же решений о выборе одного из альтернативных вариантов вложения ресурсов приемлем лишь экономический метод подсчета издержек.
Источники финансирования бизнеса
1.Источники финансирования.Это могут быть:
· собственные деньги или деньги партнеров
· деньги, вырученные от продажи акций
· прибыль, которую приносит деятельность фирмы
Бывает, что этих возможностей недостаточно.
Например, при создании акционерного общества учредителям понадобятся средства еще до того, как акции поступят в продажу: нужно напечатать акции, сделать им соответствующую рекламу, зарегистрировать фирму, снять помещение под офис. Или: фирма работает и приносит прибыль; в какой-то момент владельцы принимают решение расширить дело, но одной только прибыли не хватает, чтобы финансировать это мероприятие.
Все источники финансирования в бизнесе можно разделить на внутренние и внешние.
2.Внутренние источники финансирования –источники, которые есть у самой фирмы.
2.1.Прибыль – главный внутренний источник финансирования фирмы.
Прибыль фирмы ("П") — это разница между ее доходами (для простоты будем считать, что они равны выручке от реализации продукции — "Д") и затратами ("3") или себестоимостью продукции ("С"): П = Д - 3, или П = Д - С.
Поскольку Д = Ц х К и С = С/ед х К, где "Д" — доход фирмы (в нашем случае — выручка от реализации продукции); "Ц" — цена продукции; "К" — объем ее реализации; "С/ед" — себестоимость единицы продукции, мы можем записать следующую формулу: П = К(Ц-С/ед).
Теперь нетрудно разобраться, от чего зависит величина прибыли фирмы.
Во-первых, от цен на ее товары "Ц". При постоянных затратах и заданном объеме реализации продукции прибыль растет с ростом цены.
Во-вторых, от затрат на единицу продукции — "С/ед". При заданных объеме реализации и цене снижение себестоимости единицы продукта приводит к увеличению прибыли.
В-третьих, от объема реализации продукции — "К". Можно добиться роста прибыли, не меняя цену и себестоимость единицы продукта, но увеличив объем производства и реализации товаров.
2.2Валовая и остаточная прибыль
Величину "П" в формуле П = Д — С (3), экономисты называют валовой, или общей прибылью. Часть этой прибыли пойдет в уплату налогов государству. Какая-то сумма, возможно, будет выплачена банку в виде процентов.
Сумма, которая останется после того, как из валовой прибыли "П" мы вычтем все перечисленные суммы, называется остаточной, или чистой прибылью. Она может быть использована для финансирования бизнеса: на строительство новых зданий или перестройку старых, покупку новых машин, оборудования, компьютеров или даже проведение серии научных исследований. Из нее получают свои дивиденды акционеры (если речь идет об акционерном обществе). Часть остаточной прибыли предприниматель может израсходовать на стимулирование работников, выплачивая им премии сверх заработной платы. Какие-то средства будут потрачены на рекламу, на благотворительные цели, наконец, на личные нужды самого предпринимателя (если говорить об индивидуальном предприятии).
2.3 Проблема запасов
Разумно распорядиться остаточной прибылью — важная задача предпринимателя. На примере с магазином видно, что, чем больше скорость оборота, тем выше прибыль. С другой стороны, фирме приходится чаще закупать товары для продажи. У менеджера может возникнуть идея увеличить запасы — расширить склады, приобрести складское оборудование, потратив на это часть прибыли. Возможно, это и будет полезно для бизнеса, но следует помнить, что деньги, вложенные в запасы, выпадают из оборота на время хранения товаров и, следовательно, не приносят прибыли. Всегда есть риск, что запасы останутся нераспроданными и фирма потеряет на этом — чем больше запас, тем больше риск. Поэтому менеджер может быть более дальновидным, поддерживая запасы на минимально необходимом уровне, и предложить владельцам фирмы потратить эту сумму на другие цели, например на проведение маркетинговых исследований.
3. Внешние источники финансирования
3.1. Другие фирмы. Фирма, испытывающая недостаток в средствах, может найти партнеров, у которых такие же проблемы. Создавая совместный бизнес, партнеры получают возможность расширить свои финансовые ресурсы за счет эффекта экономии на масштабе.
3.2 Продажа акций — тоже способ привлечь финансы извне, и это очень важный источник финансирования, так как у фирмы могут насчитываться сотни и тысячи акционеров.
Банки. Если фирма не может или не хочет искать дополнительные средства для своего развития, объединяясь с другими фирмами, она одалживает их в банке. Банк выдает фирме средства на какой-то конкретный срок. Банк берет плату за свои услуги — платность кредита. Банк требует от фирмы гарантий (обеспечения кредита). Фирма тоже может застраховаться на случай банкротства или, скажем, стихийного бедствия. Такая страховка может послужить гарантией и для банка. Кредит — важный внешний источник финансирования деятельности фирм. Он играет очень большую роль в современном бизнесе. Его преимущества — быстрота, доступность и гибкость.
Торговый(или товарный) кредит. Его предоставляют друг другу сами фирмы в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Похожие сделки совершаются между фирмами розничной торговли и населением. Это — покупка товаров в рассрочку.
Государство. Есть несколько форм государственного бюджетного финансирования.
Государство выделяет средства предприятиям государственного сектора в виде прямых капитальных вложений. Предприятия государственного сектора принадлежат государству. Это означает, что государству принадлежит и прибыль от их деятельности.
Государство может также предоставлять фирмам свои средства в виде субсидий. Это — частичное финансирование деятельности фирм. Субсидии могут выдаваться и государственным, и частным фирмам.
Главное отличие государственного финансирования от банковского кредита в том, что фирма получает средства от государства бесплатно и безвозвратно. Это означает, что фирма не должна возвращать сумму, полученную от государства, и не должна выплачивать за нее проценты.
Еще одна форма государственного финансирования деятельности фирм — это государственный заказ. Государство заказывает фирме изготовление той или иной продукции и объявляет себя ее покупателем. Например, если в стране железные дороги принадлежат государству, оно может заказывать частной фирме вагоны и локомотивы и закупить всю партию. Государство здесь не финансирует затраты, а заранее обеспечивает фирме доход от продажи товаров.