Аудиторские стандарты: понятие, назначение и структура

Ауд стандарты - нормативные док-и, формирующие единые требования к порядку осуществления ауд деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Ауд стандарты подразделяются на:

1) внутренние –вкл стандарты СРОА, а также внутрифирменные стандарты ауд орг-ий и индивидуальных аудиторов.

2) внешние –определяют организацию ауд деят-и и явл элементами ее нормативного регулирования, в свою очередь подразделяются на международные (МСА) и национальные.

МСА разрабатываются и выпускаются Международной федерацией бухгалтеров (с 1970-х).

Российские стандарты (ФСАД) относятся к национальным, создаются на основе МСА и носят рекомендательный характер.

В соответствии со ст.7 ФЗ-307 ауд деят-ь осущ в соответствии с МСА(явл обязаятельными и признаются в порядке установленном Првительством РФ) и стандартами СРОА.

Стандарты ауд деят-и СРОА:

- определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным МСА, если это обуславливаетчя особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг

- не могут противоречить МСА

- не должны создавать препятствия осуществлению ауд деят-и

- являются обязательными для ауд орг-ий, аудиторов

16. Этический кодекс аудитора.

В РФ проффессиональное поведение аудиторов на гос. уровне регулирует Кодекс проф. этики аудиторов, одобренный Советом по аудиторской деятельности (протокол №4 от 22.03.2012.)

Кодекс проф. этики аудиторов – свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими орг-циями, аудиторами при осущ-ии ими аудиторской деят-ти (ст. 7 Закона №307-ФЗ.)

Кодекс имеет след. Структуру:

А) в разделе 1 «Осн. принципы этики и концептуальный подход к их соблюдению» приведены осн. принципы проф. этики аудиторов и общее руководство по их соблюднию, которые аудитор должен применять при:

-выявлении угроз нарушения осн. принципов этики;

-оценке значимости выявленных угроз;

- принятие мер предосторожности для устранения угроз или сведения их до приемлемого уровня.

Б) в разделе 2 «применение концептуального подхода к соблюдению осн. принципов этики в конкретных ситуациях» описано, как принимать концептуальный подход к соблюдению осн. принципов этики в конкретных ситуациях. Данный раздел также содержит примеры мер предосторожности, уместных в отношении угроз нарушения осн. принципов этики, и описание ситуаций, в которых невозможно принять достаточные меры предосторожности против угроз, и, следовательно, необходимо избегать действий или отношений, ведущих к возникновению такиъх угроз.

Аудитор должен соблюдать след. осн. принципы этики:

1)Честность. Аудитор должен действовать открыто и честно во всех проф. и деловых отношениях.

2)Объективность. Аудитор не должен допускать, чтобы превзятость, конфликт интересов либо др. лица влияли на объективность его проф. суждений.

Проф. компетентность и должная тщательность.

Соблюдение принципа проф. компетентности и должной тщательности обязывает аудитора:

А)постоянно поддерживать знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление или аудиторской орг-ции, в которой он работает, квалифицированных проф. услуг, основанных на новейших достижениях практики и закондат-ве;

Б) действовать добросовестно в соотв-ии с применимыми проф. стандартами при оказании проф. услуг.

Конфиденциальность.

Соблюдение принципа конфиденциальности обязывает аудитора:

А) обеспечивать конфиденциальность инф-ии, полученной в рез-те проф. или деловых отношений, и не раскрывать эту инф-ию третьим лицам, не обладающим надлежащими и конкретными полномочиями, за исключением случаев, когда аудитор имеет законное или проф. право либо обязанность раскрыть такую инф-ию;

Б) не использовать конфиденциальную инф-ию, полученную в рез-те проф. или деловых отношений, для получения им или третьими лицами каки-либо преимуществ.

Аудитор должен соблюдать конфиденциальность инф-ии, раскрытой ему потенциальным клиентом или аудиторской орг-цией.

Проф. поведение.

Соблюдение принципа проф. поведения обязывает аудитора исполнять требования применимых нормативных правовыхактов и избегать действий, о которых аудитор знает или должен знать, что они могутдискредитировать аудиторскую профессию, или которые разумное или хорошо информированное стороннее лицо, взвесив все конкретные факты и обстоятельства, известные аудитору, вероятнее всего сочло бы негативно влияющими на репутацию аудитора.

При предложении и продвижении своей кандидатуры и услуг аудитор не должен дискредитировать профессию. Аудитор должен быть честным, правдивым и не должен:

- делать заявления, преувеличивающие уровень услуг, которые он может предоставить, свою квалификацию и приобретенный опыт;

- давать прнебрежительные отзывы о работе других аудиторов или проводить необоснованные сравнения своей работы с работой других аудиторов.

Каждая саморегулируемая орг-ция аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс проф. этики аудиторов. Саморегулируемая орг-ция аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс проф. этики аудиторов дополнительные требования.

17. Внутрифирменные аудиторские стандарты.Под внутренними стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью' обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности. Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» (от 20 октября 1999 года) установлено, что каждая аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита. Внутренние стандарты регламентируют деятельность аудиторов в рамках данной аудиторской организации и обеспечивают дополнительные основы для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между сотрудниками и администрацией аудиторской организации, между аудиторской организацией и контролирующими органами, между аудиторской организацией и экономическим субъектом, между аудиторской организацией и организациями, защищающими общественные интересы, а также между самими аудиторами. Применение внутренних стандартов позволяет аудиторским организациям:а) полнее соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности;б) сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера).в) содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;г)обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;д) детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита. Внутренние стандарты аудиторских организаций разрабатываются с учетом их требований:а)целесообразности - иметь практическую пользу;б) преемственности и непротиворечивости - каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;в) логической стройности - обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения; г) полноты и детализации - полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения; д) единства терминологической базы - содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах. Группы:а)стандарты, содержащие общие положения по аудиту; б)стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита;

в)стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов; г) специализированные стандарты; д)стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг; е)стандарты по образованию и подготовке кадров. Структура: а)регламентирующие параметры - ссылка на российские или международные стандарты, использованные при разработке данного стандарта;

б) общие положения - необходимость внутреннего стандарта, определение его основных терминов и понятий, сферы применения, описание объекта стандартизации;

в) цель и задачи стандарта - назначение стандарта и конкретные проблемы, решение которых обеспечивается его применением; г) взаимосвязь с другими стандартами - ссылки на соответствующие положения других стандартов; д) определение основных принципов и методик - описание подходов аудиторской организации, принятых методик и технических приемов решения проблем, рассматриваемых стандартом;

е) оформление - перечень документов, которые аудитор должен составить согласно требованиям стандарта; ж)перечень нормативных актов, которыми аудиторы должны руководствоваться при выполнении требований внутреннего стандарта (при необходимости).

18. Преддоговорное обследование и заключение договора на проведение аудиторской проверки

Процесс общения аудитора с заказчиком аудита начинается с получения аудиторской фирмой предложения или информации о необходимости аудита клиента. Указанное предложение может быть получено следующими основными способами:

- как результат проведения рекламной акции или размещения информации об услугах аудиторской фирмы на ее сайте;

- по рекомендации клиентов или других лиц («сарафанное» радио, прямой контакт);

- по результатам проводимого конкурса.

Специфической формой проведения обязательного аудита организаций, доля государственной собственности или собственности субъекта РФ, в уставном капитале которой составляет не менее 25 процентов, является проведение конкурсного отбора аудиторских фирм.

До заключения договора оказания аудиторских услуг аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли и структуре собственности, руководстве и собственниках аудируемого лица и определить, может ли он получить объем информации о деятельности аудируемого лица, необходимый для проведения аудита.

Аудитор может получать сведения о сфере деятельности и аудируемом лице из нескольких источников, например, таких, как:

- информация, полученная от сотрудников аудируемого лица (например, руководителей и ведущих специалистов);

- информация, полученная от специалистов, не являющихся сотрудниками данного аудируемого лица (например, представителей органов, осуществляющих государственное или негосударственное регулирование в соответствующей отрасли, заказчиков, поставщиков, представителей аналогичных организаций);

- нормативные правовые акты, регулирующие деятельность аудируемого лица;

- посещение административных зданий и производственных помещений аудируемого лица;

Аудитор и аудируемое лицо должны достичь согласия в отношении условий проведения аудита. Согласованные условия необходимо отразить документально в договоре оказания аудиторских услуг либо в письме о проведении аудита.

Письмо о проведении аудита направляется исполнительному органу клиента до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора.

В договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) могут также быть указаны:

- договоренности, связанные с координацией работы аудитора и сотрудников аудируемого лица в ходе планирования аудита;

- право аудитора получить от руководства аудируемого лица официальные письменные заявления, сделанные в связи с аудитом;

- обязательство руководства аудируемого лица обеспечить присутствие сотрудников аудитора при проведении инвентаризации имущества аудируемого лица.

После достижения полного понимания сути аудита, между аудитором и проверяемой организацией заключается договор возмездного оказания услуг в соответствии с требованиями главы 39 ГК РФ. Специальные условия договора возмездного оказания услуг (применительно к услугам по проведению аудита) предусмотрены в ФПСАД N 12 «Согласование условий проведения аудита».

В разделе об условиях оказания услуг могут быть указаны: цель оказания услуг; объект аудита; этапы проведения проверки (поквартально, по полугодиям, по результатам работы за год); сроки проведения проверки (начало, окончание); ссылки на законодательные и нормативные акты, федеральные и внутрифирменные стандарты, на основании которых будет проводиться аудит; документы, составляемые аудитором по результатам проверки (письменная информация - отчет, аудиторское заключение), порядок и сроки их передачи заказчику.

При отражении в договоре прав и обязанностей сторон следует учитывать требования Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Договором могут быть предоставлены аудитору и клиенту другие права, если они не противоречат законодательству Российской Федерации. То же самое можно сказать и об обязанностях аудиторов и клиентов.

19. Письмо аудитора о согласии на проведение аудита.

Аудиторская практика рекомендует перед заключением договора направить руководству аудируемого лица письмо о проведении аудита, которому должно предшествовать официальное предложение с просьбой об оказании аудита и сопутствующих ему услуг. Порядок напичания и представления письма отражен в федеральном стандарте #13 “Согласование услоыий проведения аудита”.

Письмо направляется исполнительному органу эк.субъекта во избежание неправильного понимания им условий предстояшего договора. Для разовых сонлашений данное письмо в соотв-ии с ГК РФ является офертой. Эк.субъект должен письменно подтвердить согласие на условие аудита, предложенные АО. Если подтверждение получено, то условия письма остаются в силе в теяение действия соглашения о проведении аудиторской проверки.

Цели, объем аудита и обязанности аудитора рекомендуется включить в письмо о проведении аудита (установлены законодательством РФ).

Если цель и масштаб аудита определены м/у сторонами в долгосрочном договоре, то письмо может не составляться, либо его содержание должно представлять доп.инф-ю д/эк.субъекта.

Форма и содержание письма АО опр-ся необходимостью включения в него ряда обяз-х указаний и доп.сведений в соотв-ии с особенностями предстоящей ауд.проверки и пожеланиями эк.субъекта об оказании доп.услуг, сопутствующих аудиту.

Письмо должно содержать обяз-е указания по условиям аудиторской проверки, по обязательствам АО и по обязательствам эк.субъекта.

I. Письмо должно содержать след. обяз-е указания по условиям ауд.проверки:

1) об объеуте и цели ацд.проыерки, в частности, о порядке аудита филиалов и подразделений эк.субъекта в случае их наличия;

2) должно ли ауд.заключение о достоыерности бо клиннта включать заключение о достоверности бо филиалов, подразделений и дочерних компаний;

3) о законодательных актах и норм-х док-х, на основании которых проводится аудит;

4) о доп.влпросах, решаемфх в ходе аудита.

II. След. обяз-е указвния по обязательствам АО:

1) о форме отчетности АО по рез-м проведенной работы;

2) об отв-ти АО за оказываемые услуги;

3) обяз-во АО по соблюдению коммерческой тайны;

4) о наличии риска необнаружения существенных неточностей или ошибок в бу и о в связи с выборочным хар-ром применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего клнтроля эк.субъекта.

III. След.обяз-е указвния по обязательствам эк.субъекта:

1) об отв-ти эк.субъета и его исполнительного органа за полноту и достоыерность представленной документации бу и бо;

2) об обеспечении свободного доступа к первичным док-м и бух-м регистрам, коипьютерной базе данных и любой другой документации и инф-ии, неибходимой для проведения ауд.проверки;

3) о направлении эк субъектом по указанию АО писем в адрес его дебиторов и кредиторов о подтверждении ими соответствующей задолженности;

4) отнеоказвнии давления на АО в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бо эк.субъекта.

АО по своему усмотрению или в соотв-ии с пожеланиями эк.субъта может также доп-но включать в текст письма:

- общие сведения об оказываемых АО услугах, квалификации персонала, наиб.крупных клиентах, членстве в российских и междунар.АО и союзах;

- примерный календарный план проведения аудита и состав направляемой группы аудиторов;

- общую характеристику применяемых методов проведения проверки;

- условия оплаты аудита;

- предложение об исп-ии услуг других аудиторов(не/резидентов), независимых экспертов в тех аспектах деят-ти проверяемой орг-ии, которые АО и эк.субъект сочтут необходимыми;

- согласие эк.субъекта на исп-ие результатов предшествующей АО;

- описание важнейших ограничений отв-ти АО;

- прекомендации по исп-ию ауд.заключения по назначению;

- предложение о дальнейшем развитии договорных отношений м/у АО и эк.субъектом.

В случае повторяющихся на протяжении ряда лет ауд.проверок аудитор должен решить, есть ли необходимость пересмотреть условия ауд.задания или напомнить аудируемому лицу о существующих условиях задания.

Аудитор может принять решение не составлять каждый раз новое письмо о проведении аудита. Однако след.факторы могут сделать целесообразным составление нового письма:

- любой признак, указывающий на неправильное пониманиеиаудируемым лицом цели и объема аудита;

-любые пересмотренные или особын условия ауд.задания;

- кадровые изменения в высшем руководстве, совете директоров или в структуре аудируемого лица;

- изменения в структуре собственности аудируемого лица;

- значительные измененич характера или масштабов деятельности аудируемого лица;

- требования законодательства РФ.

Если АО решила, что в направлении нового письма нет необходимости, она вправе напомнить эк.субъекту содержание прежнего письма.

Планирование аудита.

В фед.стандарте3 "Планирование аудита" указано, что аудиторы обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Планирование аудита- разработка общей стратегии и детального подхода к ожидаемому хар-ру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Планирование способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качечтыенно и своеыременно. Пл-ие позволяет эфф-но распределить рвботу м/у членами группы специалистов, участвующих в ауд.проверке, а также координировать такую проверку.

Затраты времени на пл-ие работы завист от масштабов деят-ти аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деят-ти.

Получение инф-ии о деят-ти аудируемого лица явл-ся важной частью пл-ия работы, помогает аудитору вфявить события, операции и другие особенности, к-рые могут оказыввть сущестыенное влияние на фбо.

Аудитор вправе обсуждать отд.разделы общего Плана аудита и опр.ауд.процедуры с раб-ми, с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица д/повышения эфф-ти аудита и координации ауд.процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет отв-ть за правилтную и полную разработку общего Плана программы аудита.

Аудитору нелбходимо составить и документально оформить общий План аудита, описав в нем предполагаемые объм и порядок проведения ауд.проверки. На основе общего плана разрабатывается Программа аудита. Форма и сод-ие Плана могут меняться в щависимости от масштабов и специфики деят-ти ауд.лица, сложности проверки и конуретнфх методик, поименяемых аудитором.

При разработке Плана необх-мо принимать во внимание:

а) деят-ть ауд.лица, в т.ч.:

- общие эк-ие факторы и условия в отрасли, влияющие на деят-ть ауд.лица;

- особенности аудд.лица, его деят-ти, фин.сост-ие, требования к его фбо и иной отч-ти, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего ауда;

- общий уровень компетентности руководства;

б) системы бу и и внутреннего контроля, в т.ч.:

- УП и ее изменения;

- влияние новых нпа в области бу на отражение в фбо рез-трв фхд ауд.лица;

- планы исп-ия в ходе ауд.проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в т.ч.:

- ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, опр-ие наиб.важных областей д/ацдита;

- установление уровней существенности д/аудита;

-возможность сущкственнфх искажений или недобросовестнфх действий;

- выявление сложнфх областей бу, в т.ч. таких, где рез-т зависит от субъективного суждения бух-ра;

г) хар-р, временные рамки и объем процедур, в т.ч.:

- относ-ую важность различных разделов учета д/проведения аудита;

- влияние на аудит наличия компьютетной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

- существование подразделения внутреннего аудита и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и првюоверку выполненной работы, в т.ч.;

- привлечение др. АО к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний ауд.лица;

- кол-во территориально обособленных подразделений ауд.лица и их пространственную удаленность др.от друга;

- кол-во и квалификацию специалистов, необходимых д/работы с данным ауд.лицом;

е) прочие аспекты, в т.ч.:

- возмодночть того, что допущение о непрерывности деят-ти ауд.лица может оказаться под вопросом;

- обстоят-ва, требующие особого внимания, пр. существование аффилированных лиц;

- особенности договора об оказании ауд.услуг и требования законодательства;

- срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих аудиту услуг;

- форму и сроки подготовки и представления ауд.лицузаключений и иных отчетов в соотв-ии с законодательством, ПСАД и условиями конкр.ауд.задания.

Аудитору необходимо составить и документально оформить Программу аудита, определяющую хар-р, временные рамки и объм запланированных ауд.процедур, необходимы д/осуществления Плана аудита. Программа аудита явл-ся набором инструкций д/аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В Программу также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки фбо по каждой из областей аудита и ыремя, запланированное на разл.области и процедуры аудита. В процессе подготовки Программы аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, к-рый должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, к-рую предполагается получить от ауд.лица, а также привлечение др.аудиторов или экспертов.

Общий план аудита и Программв аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Пл-ие аудитором своей работы осуществляется на протяжении всего времени выполнения ауд.задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданным и рез-ми, полученными в ходе вып-ия ауд.процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита дожны быть документально зафиксированы.

Наши рекомендации