Возникновение аудита, этапы его развития
Возникновение аудита, этапы его развития.
Сущность и цели ауд.деят-ти.
Внешний и внутренний аудит.
Обязательный и инициативный аудит.
Сопутствующие аудиту услуги, регулируемые ФСАД.
ПРочие услуги, связанные с ауд.деят-ьтю.
Нормативное ркгулирование ауд.деят-ти.
Государственные органы, регулирующие ауд.деят-ть.
Регулирование ауд.деят-ти профессиональными аудиторскими орг-ми.
Аттестация на право осуществления ауд.деят-ти.
Основные правовые формы предпринимательской деят-ти в аудите.
Независимость аудиторов, ауди.орг-ий и индивидуальных аудиторов.
Права и обязанности аудиторов и ауд.фирм.
Права и обязаннсти аудируемых лиц и/или лиц, заключивших договор оказания ауд.услуг.
Аудиторские стандариты: понятие, назначение и структура.
Этический кодекс аудитора.
Внутрифирменные ауд.стандарты.
18. Педдоговорное обследование и заключение договора на проведение ауд.проверки.
Письмо аудитора о согласии на проведение аудита.
Планирование аудита.
Существенность в аудите.
Аудиторский риск: понятие, модель и алгоритм расчета.
Аудиторские доказательства.
Особенности первой проверки ауд.лица.
Аналитические процедуры.
Аудиторская выборка.
Рабочие документы аудитора.
Заявления и разъяснения руководства ауд.лица.
Рассмотрение работы внутреннего аудита.
Использование работы эксперта.
Использование результатов работы другого аудитора.
Формирование мнения о достоверности фбо в ауд.заключении.
Модифицированное мнение в ауд.заключении.
Дополонительная информация в ауд.заключении.
Оценка непрерывности деятельности ауд.лица.
Оценка аудитором событий после отчетной даты.
Возникновение аудита, этапы его развития
Из истории известно, что контроль сущ-ет с незапамятных времен, в то время как аудит в современном его представлении появился сравнительно недавно (около 200 лет назад). В Древнем Египте существовали чиновники, к-ые совмещали функции учета, управления и контроля( около 3 в до н.э.). В 700 гг. в Древнем Китае, в период правления династии Чжоу (1122-1256 гг. до н э.), существовал пост Генерального
аудитора, который обеспечивал и гарантировал честность правительственных чиновников, имевших доступ к государственным финансам и иному гос. имуществу . В Римской империи контрольные функции осуществлялись специальными служащими (1-26 гг. н.э.)
В литературе выделяют несколько этапов развития аудита.
Среди бухгалтеров Европы в середине 19 в. Появился класс предпринимателем, которые да хорошее матер. вознаграждение привлекались акционерами собственниками к слезной работе - специальным расчетам для оценки действит. Фин. состояния пр-ия и реальною размера прибыли. В условиях концентрации производства и капитала, создания акционерных обществ произошло разделение индексов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Собственники все реже стали заниматься производством и финансовыми вопросами, поручая это менеджерам. При этом они не могли полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Объективное мнение о достоверности отчетности и оценки финансовою состояния организации мог высказать аудитор.
Исторической родиной аудита считается Англия, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерн. Компаний обязаны приглашать не реже 1го р. В год специаль. Человека для проверки
бух счетов и отчета перед акционерами.
Бурный эк. Рост 19-20вв. и создание транснац. Корпораций и объединений пр-ий привели к знач. Возрастанию объема инф-ии. Аудиторы уже не могли проверять учет и отчетность сплошным способом, что способствовало возникновению выборочн. Аудита и форм-ю учения о системе внутр. Контроля и необх-ти ее оценки в ходе проведения аудита
Мировой эк. Кризис 1929- 193гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время ужесточились требования к порядку аудит. Проверки и ее обязательности, увеличилась рыночная потребность в такого рода услугах. Практически все страны начинают вводить обязатель. требования к публикации годовых отчетов и заключений аудиторов. До конца 40-х гг. аудит в основном заключили» в проверке документации, подтверждающей записанные денеж. операции, и правильной группировке mix операций в фи маисовых отчетах (подтверждающий аудит).
С 1950-х гг. аудиторы стали уделять внимание вопросам внутреннего контроля, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок и искажений незначительна, а финансовые данные достоверны. Аулит. Фирмы начали заниматься больше КОНСУЛЬТАЦ. Д-ТЬЮ, чем непосредственно аудиторскими проверками (развитие системно-ориентированного аудита).
В начале 1970-х гг. Комитет по международной аудит. практике начал разработку аудиторских стандартов К 1998г. международные стандарты аудита стали использоваться в качестве национальных в 34 странах, и еще в 35 странах они применялись без значительных изменений. Процесс совершенствования МСА носит постоянный динамический характер.
Подобно мировому кризису XX в. финансово-экон. Кризис 2008-2009 гг. затронул экономики всех крупнейших стран мира и дал мощный толчок разработке системы мер, направленных на укрепление доверия к финансовым рынкам и обеспечения основ международного сотрудничества.
Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий». Звание аудитора было введено Петром I. В то время аудиторы должны были сочетать в себе качества делопроизводителя, секретаря и прокурора одновременно. Попытки организации института аудита в нашей стране были предприняты в 1888. 1907-1912, 1929-1930 гг.
В советской России вместо аудита получил развитие институт ревизии, цель создания которого заключалась в поиске упущений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деят-и предприятий, ошибок в отчетности, выявление и наказание виновных.
Необх-ть орг-ии альтернатив. Контроля появилась в 1990 гг. Стали появляться 1-ые аудит. Фирмы, специализирущиеся на аудите отчетности совместных пр-ий, налог. Аудите.
Сущность и цели АД.
АД- это деят-ть по проведению аудита и оказаниб сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая ауд-ими орг-ми и индивидуальными аудиторами.
Аудит- независимая проверка бфо аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отч-ти.
Под достоверностью понимается степень точности данных бфо, к-рая позволяет ее пользователю на основании ее данных делать правильные выводы о рез-х хоз.деят-ти, фин-ом и имущ-ом положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованного решения.
АД не подменяет контроля достоверности бфо, лсуществляющую в соотв-ии с законодательством РФ уполномоченного гос.органа и органами местного самоуправления.
Сущ-ет неск-ко правил, касающихся АД:
1) свободный выбор аудитора хоз-ми субъектами;
2) договорные отношения м/у аудитором и клиентом, позволяющие аудитору самому выбирать своего клиента и быть независимым от указвний к-л гос.органов;
3) возможность отказать клиенту в выдаче ауд.заключения до устранения отмеченных недостатков;
4) аудиторам запрещается заниматься к-л иной предпринимательской деят-тью, кроме проведения аудита и оказания прочих, связанных с АД услуг;
5) соблюдение принципа независимости аудиторов (ст.8 фз #307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").
№3. Внутренний и внешний аудит
Аудит — это деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета или финансовой отчетности организации. Аудит бывает внешний и внутренний.
Аудит подразделяется на внешний и внутренний.
Внешний аудит проводится независимым аудитором, не имеющим на проверяемом предприятии никаких интересов. Задачей внешнего аудита является подтверждение правильности учета отчетности, оценка соответствия внутреннего контроля (аудита) политике, цели деятельности предприятия и пр.
Внешний аудит может быть добровольным (по желанию предприятий-клиентов) и обязательным (в соответствии с законодательными актами). Обязательный аудит может быть организован также по решению суда или следственных органов.
Внешний аудит проводится представителями аудиторских компаний или индивидуальными аудиторами для того, чтобы проверить достоверность финансовой отчетности, оценить, насколько порядок ведения бухгалтерского учета соответствует законодательству РФ, а также дать заключение о результатах проверки. Аудиторское заключение — это официальный документ, который содержит результаты проверки и предоставляется в установленной форме. В свою очередь аудиторская организация должна иметь соответствующую лицензию, а в штате — не менее пяти аттестованных специалистов. В противном случае Министерство финансов РФ может приостановить действие лицензии на оказание аудиторских услуг.
Внешний и внутренний аудит
Аудит – независимая оценка финансово-хозяйственной деятельности субъекта. Чаще всего проверяется правильность ведения учета бухгалтерских регистров и составление итоговой или промежуточной отчетности. В нашей стране аудиторская деятельность полноценно осуществляется и регламентируется законодательно с конца XX века.
В достоверной информации о деятельности хозяйствующего субъекта нуждаются инвесторы предприятия, его собственники, административный корпус, государственные органы. Аудит делится на внешний и внутренний, в зависимости от того, кто осуществляет контроль и кому будет представлено аудиторское заключение.
Система внешнего аудита:
Внешний аудит бывает обязательным и добровольным. Инициатором добровольной аудиторской проверки может быть любой хозяйствующий субъект. Руководитель (собственник) имеет право назначить внешний аудит, если на предприятии нет системы внутреннего контроля или состав внутренней ревизионной комиссии заинтересован в результатах аудита. Проведение внешней независимой аудиторской проверки может заказать один из собственников, третья сторона организации (партнер – кредитор) либо государственные органы, если результаты деятельности предприятия, отраженные в отчетности не соответствуют действительности или вызываютвопросы.
Внешняя аудиторская проверка осуществляется специализированной фирмой, сотрудники которой имеют соответствующую подтвержденную квалификацию. Для оказания аудиторских услуг достаточно заключения договора. Такого рода услуги могут быть разовыми либо постоянными, в зависимости от желания собственника организации, заказавшей проверку. Задачи, цели, методы внешней проверки полностью совпадают с внутренним аудитом.
Существует ряд организаций, установленных законодательно, в обязанности которых входит обязательная внешняя аудиторская проверка раз в год. К таким организациям относят акционерные общества открытого типа, государственные унитарные предприятия, страховые компании, кредитные учреждения, биржи, внебюджетные и инвестиционные фонды, муниципальные организации. Указанные субъекты обязаны публиковать свою финансовую отчетность (баланс, расшифровки) и результаты аудиторской проверки в средствах массовой информации. При заключении договора с аудиторской компанией необходимо убедиться в наличии следующих обязательных документов:
• лицензии;
• документа об участии в профессиональном аудиторском объединении;
• договора страхования риска профессиональной ответственности.
Система внутреннего аудита
Внутренний аудит – система контроля всех процессов финансово-хозяйственной деятельности организации. Собственники организации или его руководители являются прямыми инициаторами внутреннего аудита, главная цель которого повышение эффективности каждого участка работ и всего предприятия в целом.
Внутренний контроль, осуществляемый грамотно, способствует предотвращению потерь материальных и финансовых ресурсов, дает достоверную и точную оценку деятельности отдельных структур организации. Если процесс идет непрерывно (то есть на стадии планирования операции, ее совершения, оценки результата), то ошибки и просчеты можно корректировать, что существенно повышает эффективность работы аудитора.
На крупных производственных и торговых предприятиях система внутреннего аудита необходима; при наличии дочерних предприятий или филиалов контроль головной организации должен быть постоянным. Для проведения квалифицированного внутреннего аудита может привлекаться сторонняя организация, создаваться собственная независимая структура из нескольких аудиторов или вводиться соответствующая штатная единица. Вся нормативная документация, приказы и соответствующие распоряжения отражаются в учетной политике предприятия и регламентируются собственником.
Задачами для внутреннего аудитора ставятся потребности, которые обозначены владельцами предприятия в договоре. Аудит может проводиться по одному из направлений либо в комплексе. Задачи:
· Проверка системы налогового и бухгалтерского учета, назначение рекомендаций по оптимизации системы и ее мониторинг;
· Проверка отчетности всей системы или расшифровка нескольких статей;
· Соблюдение законодательства, нормативных актов, внутренних приказов и распоряжений, положений учетной политики;
· Проверка деятельности органов контроля дочерних предприятий, филиалов, объективности предоставляемой ими информации;
· Расследование отдельных случаев возможных злоупотреблений;
· Проверка оперативной бухгалтерской информации, способов оценки, классификации;
· Разработка предложений по выявлению обнаруженных недостатков и исключение их в дальнейшей работе.
4. Обязательный и инициативный аудит.
Обязательный аудит- ежегодная обязательная проверка бу и бфо орг-ии (ст.5 ФЗ Об АД).
Обязательному аудиту подлежат:
1) Акционерные Общества;
2) если ценные бумаги орг-ии допущены к организованным торгам;
3) если орг-ия явл-ся кредитной орг-ей, страховые орг-ии, бюро кредитных историй, клиринговые организации, негос.пенс. и иные фонды, общество взаимного страхования, акционерные инвестиционные фонды, паевые инвестиционные фонды;
4) если выручка от продажипро дукции орг-ии (кроме органов гос.власти, органов местного чамоуправления, ГУПов, МУПов, с/х кооперативов) за предшествоваший отчетный год превышает 400 миллионов или сумма активов бб по состоянию на конец предшествовашего отчетному года превышает 60 миллионов руб.;
5) если орг-ия предоставляет или публикует консолидированную бфо;
6) иные случаи.
Обязательный аудит бфо лрг-ий, ценные бумаги к-рых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых орг-ий, нпф, орг-ий, в УК к-рых доля гос-ой собственности составляет менее 25%, шос.корпораций, гос.компаний, а также бфо, включаемой в проспект ценных бцмаг, и консолидированной отчетности проводится только АО.
Инициативный аудит проводится по решению руководства предприятия или ешо учредителей. Характер и масштабы проверки опредкляет клиент.