Какие задачи возлагаются на Счетную палату РФ?
Счетная палата РФ яв-ся постоянно действующим органом государственного финансового контроля и руководствуется в своей деятельности наравне с другими источниками права федеральным законом «о счетной палате РФ».
Задачами Счетной палаты являются:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статейфедерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
регулярное представление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Основной задачей палаты яв-ся контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
В чем заключаются особенности финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами, представительными органами местного самоуправления в бюджетном процессе.
Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля:
-предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и иных проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам;
-текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
2. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает право соответствующих законодательных (пред-ых) органов, представительных органов местного самоуправления на:
-получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
-получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;
-утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
-создание собственных контрольных органов для проведения внешнего аудита бюджетов;
-вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
3. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией Р, настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Р.
Фин.контроль, осуществляемый органами ис-ой власти, органами местного самоуправления, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.
2. Формы и порядок осуществления фин. контроля органами исп-ной власти, органами местного самоуправления устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
38. Раскройте содержание понятия «финансовая система».
Понятие "финансовая система" (или "система финансов") включается в более общее понятие "финансы".
Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых создаются и используются различные фонды денежных средств.
Необходимость выделения отдельных звеньев финансовой системы вызвана различием в участии многочисленных субъектов экономических отношений (государство, хозяйствующие субъекты, население) в образовании, распределении и перераспределении ВВП и национального дохода, формировании и использовании фондов денежных средств.
Каждое звено играет свою роль. Каждому звену финансовой системы присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных доходов и фондов.
Система финансов страны состоит из двух укрупненных подсистем:
- централизованных финансов;
- децентрализованных финансов.
Финансовую систему современной России в наиболее общем виде можно представить в виде структурной схемы, изображенной на рисунке 2 (в учебной и научной литературе содержатся и другие более детализированные представления о финансовой системе).
Каждое звено выполняет свои задачи, имеет свою организационную структуру, а в совокупности все они образуют единую финансовую систему страны.
Взаимодействие подсистем, звеньев и подзвеньев финансовой системы осуществляется при посредничестве учреждений банковской системы, первым (верхним) уровнем которой является ЦБ РФ, а вторым (нижним) уровнем – коммерческие банки и кредитные учреждения.
Как известно, финансы тесно связаны с деньгами. Такая же тесная связь существует между финансовой и денежно-кредитной системами страны. Схематично структуру финансовой системы можно изобразить следующим образом.