Экономические основы тур индустрии

Основы экономики в туризме, гостиничном хозяйстве и санаторно-курортном деле

Предмет экономики туризма

Экономика (с греч. языка) – закон в доме.

Экономика бывает:

Макро- и микроэкономика.

Макроэкономика представлена единицами микроэкономики.

1 – Экономика туризма:

1 – отрасль в целом (рекреация)

2 – отдельно взятое предприятие

Положительные факторы:

– рост доходов населения (Адам Смит говорил о необходимости отдыха).

– равномерное распределение доходов.

– стабильность национальной валюты.

Отрицательные факторы:

– стагнация экономики и экономический кризис => безработица.

Предметом экономики туризма являются экономические отношения, которые возникают по поводу производства, распределения туристских услуг между гос., хоз. субъектами и физич. лицами, которые регулируют государством.

2 – Значение туризма:

1 - Сфера услуг по удовлетворению потребности населения в отдыхе, развлечению и т.д. Эта услуга не может накапливаться, так как не подлежит транспортировке. Это косвенный убыток.

2 – Высокий уровень эффективности и окупаемости.

3 – Туризм может выступать как пионер хозяйственного освоения новых территорий.

4 – Он отличается высокой совместимостью с другими отраслями.

Процесс оборота денежных средств, что заставляет работать смежные предприятия. Такой эффект воздействия туризма называется эффектом мультипликатора.

ð 1 рубль, привнесенный туристом в регион дает дополнительно 7 рублей валового регионального дохода.

3 – Социальное значение туризма:

Положительные моменты развития туризма:

-восстановление психофизических ресурсов общества и человека

-более рациональное использование свободного времени

-создание рабочих мест, что повышает занятость населения

-воздействие на культуру как туриста, так и местного населения

-рост доходов предпринимателей и работников

Отрицательные моменты развития туризма:

-приобретение вредных привычек местным населением (уход от традиций, курение, пьянство)

-появление конфликтов с местным населением

-рост цен в рекреационных центрах (туристы более обеспечены, чем местные жители)

-нарушение экологической обстановки из-за большой рекреационной нагрузки

4 –Туристская услуга:

Согласно ГОСТ «Р50646-94»

Услуга – результат взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.

Туристская услуга согласно ГОСТ РИСО 9000 – 2001 имеет следующие черты – неосязаемость. Неразрывность производства. Изменчивость качества. Не имеет свойство хранения. Комплекс тур. услуг формирует тур. продукт.

Турпродукт – это совокупность вещественных или невещественных потребностей стоимостей необходимых для удовлетворения потребности туристов, возникающих в период его тур. поездки и вызванных ею.

Особенности турпродукта – комплекс товаров и услуг.

Спрос на турпродукт – эластичен к уровню доходов и ценам на него.

-Турист не видит турпродукт до путешествия.

- Турист преодолевает расстояние.

-Предложение турпродукта – негибкое производство.

-Турпродукт создается многими предприятиями.

Оценка качества предоставленного тур продукта характеризуется высокой субъективностью из-за итого, что «мелочь» имеет большое значение.

В итоге можно сказать, что тур продукт – это экономическое благо, кот. Приобретается потребителями.

Экономические блага могут быть: оплачиваемыми (транспорт, размещение, питание и т. д.)

Существует ряд благ, которые приобретает турист за которые он не платит деньги, но ради которых он посещает свободные ресурсы (море, климат, ландшафт, минеральные источники).

Туристский ваучер

Тур продукт может быть оформлен в виде тур пакета.

Тур пакет меньше или равен тур продукту.

Турпакет – это часть турпродукта.

Турпакет – транспорт, услуги размещения, трансфер.

После заключения Шенгенской конвенции в 1995 году вопрос унификаций требований к турпродукту стал наиболее актуален.

Только полное согласование позиций туроператора, турагента и туриста способно обеспечить взаимное выполнение обязательств. Такое согласование обеспечивается на контрактной основе в форме ваучера. В специальной директиве Евросоюза от 15 июня 1991 года по package tours приводятся следующие обязательные элементы:

-страна, город, центр куда направляются туристы

- средства транспорта

-условия размещения (расположение отеля, уровень комфорта, перечень обязательных услуг, включенных в стоимость размещения)

-условия питания

-даты начала и завершения тура

-программа пребывания с разбивкой по дням с указанием экскурсий и других мероприятий

-паспортно-визовые формальности

-медицинская страховка

-минимально допустимое число участников тура

-предельно допустимые даты аннуляции тура

-комплексная цена тура

-компенсация за несоблюдение программы, сроков и условия пребывания туристов, а также названия и реквизиты

Структура турпродукта

Современный турпродукт – это совокупность различных элементов. То, что привлекает потребителя в данный турцентр. Привлечь могут природные ресурсы и антропогенные (исторические, архитектурные, спортивные, культурные и другие) ресурсы.

Должны присутствовать условия по размещению, удовлетворению потребностей в спорте, питании и других услуг. Необходимое наличие зданий и сооружений определенной направленности, средств движения.

Первичная единица турпродуктов является тур, который реализуется как единое целое по определенному маршруту и в определенное время. Все услуги, которые включают и которые формируют тур можно разделить на 3 группы:

1 – индивидуальные

2 – индивидуальные и групповые

3 – пакетные (ваучер)

Помимо тех услуг, которые указаны в туре, турист может пользоваться дополнительным набором услуг.

Кроме нематериальных продуктов существенную часть расходов составляют товары, приобретаемые в турцентре (сувениры и т.д.).

В Европе стоимость турпродукта формируется:

Стоимость тура – 30%

Дополнительные услуги – 40%

Стоимость товаров – 30%

Снижение стоимости тура ведет к росту числа туристов.

6 – Туристский рынок –

это механизм распространения тур продукта между производствами и потребителями на основе спроса и предложения. Туррынок как часть рынка услуг сложный, так как тур услуга как товар распределяется к потребителю через посредников. Он выполняет функцию реализации потребительской стоимости, которая заключается в тур продукте.

Туррынку присущи следующие особенности:

1- покупатель и продавец не контактируют напрямую

2- существенный разрыв во времени между приобретением и потреблением услуги

3- сезонные колебания

Емкость тур рынка – это способность реализовать определенный объем тур продукта при существующих ценах.

Экономические основы тур индустрии

Совокупность предприятий, производящих турпродукты представляет собой туриндустрию.

Туруслуги

Средства передвижения Средства размещения Достоприме-чательности Питание Прочие Услуги

Предприятия

водный воздушный сухопутный нетрадиционный Мотели Отели Гостевые кварталы Апартаменты Комнаты Дома отдыха Турбазы Турприюты Исторические места Музеи Зоопарки Тематические парки Зоны отдыха Большие магазины Рестораны Кафе Бары Столовые   Развлечения Отдых Магазины Трансфер
С другой стороны производства
Частный сектор   Гостиничный и общественный сектор
Второстепенные услуги Организация туров Тур страхование Финансовые услуги Маркетинг Реклама Связи с общественностью Профобразование в сфере туризма Туристская информация   Второстепенные услуги Общественный транспорт По оформлению паспортов Организация фестивалей, выставок Профессиональное образование в сфере туризма
Туроператоры Турагенты туристы

Все предприятия, производящие продукты и услуги для туристов, можно разделить на 3 группы:

1 – первичные предприятия (которые созданы для оказания услуг туристам)

2 – вторичные (услуги и продукты для туристов, но ими пользуется и местное население)

3 – третичные предприятия (товары и услуги для местного населения, но ими пользуются и туристы)

Наши рекомендации

Число: 2120