Дивидендная политика предприятияс
ДП-составная часть общей пол-ки упра-ия прибылью закл-ся в оптимизации пропорции м/у потребляемой и капитализируемой ее частями с целью max-ии рын-ой ст-ти п/п. Осн целью разр-ки ДП-уст-ие необходимой пропорции м/у тек. потреблением пр-ли собств-ками и будущим ее ростом, max-им рын-ую ст-ть п/п.
Выбор типа ДП осущ-ся в соотв с фин пол-кой п\п и основана на след-х:1)т-ия иррелевантности див-дов (Миллер и Модильяне)-дока-ет, что величина див-дов не влияет на совок благосост акц-ров, кот-е опр-ся спос-тью п/п получать пр-ль и в большей степени зависит от инвест пол-ки, чем от дивид-ой. Т.о. оптим-ой ДП как ф-ра увеличения ст-ти п/п не сущ-т;2)т-ия существенности ДП (Гордон, Линтнер)-ДП существенна и влияет на совокупное благосост акц-ров. Инв-ры, исходя из принципа min-ции риска предпочтут текущие див-ды возможным в будущем Д-дам, в т.ч. возможному приросту акц кап-ла;3)т-ия налог-ой дифф-ии ( Метценбергер)-с позиции акц-ров преоритетное значение имеют не див-ды, а капитализир-ая дох-ть. Т-ия справедлива в случае, если осн-ая ставка налога на пр-ль будет < чем ставка налогов на Д-ды, получ-ые в виде див-дов. Акц-ры п/п, имеющего высокий Ур-нь див-дов д. требовать повышенный Д-од на акцию, чтобы компенсир-ть потери, связ-ые с повышением налогооб-ия. П/п не выгодно платить высокие див-ды, а его ры-я ст-ть max-ся при относит-но низкое доле див-дов в пр-ли.
Практич-ое исп-ие этих теорий позволило выделить 3 осн подхода к формир-ию ДП, каждому подходу соотв-т опр тип ДП:А) консервативный:ему соотв-т след типы ДП:1)остаточная пол-ка-фонд выплаты див-дов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потр-ть в форм-ии собств фин рес-сов, в полной мере обесп-х реализацию инвест-х возм-тей п/п. «+»: обесп-ие высоких темпов развития п/п, увеличение его фин уст-ти,высокая связь с фин рез-ми д-ти п/п; «-» нестаб-ть размера дивид-ов;2)пол-ка стаб-го размера диид-ов-предп-т выплату неизменной их суммы на протяжении продолжит-го периода вр-ни. «+»: увер-ть акц-ров в неизм-ти размера тек Д-да; «-»: слабая связь с финн-ми рез-ми;Б) умеренный:1)пол-ка min-го стаб-го размера див-дов с надбавкой в отд периоды. «+»: стаб гарантир-я выплата див-дов в min-ом размере при высокой связи с фин рез-ми; «-»:снижается цена акций;В) агрессивный:1)пол-ка стаб Ур-ня див-дов-предусм-т уст-ие долгоср-го нормат-го коэфф-та див-х выплат.«+»: высокая связь с фин рез-ми; «-»: нестаб-ть размера див-дов на акцию;2)пол-ка постоянного возрастания размера див-дов-рост див-дов происходит в твердом устан-ом %-е их прироста к их размеру в предшеств периоде. «+»: высокая инвест привлек-ть акций п/п. «-»:слабая связь с фин рез-ми.
Этапы формирования ДП:1)учет осн ф-ов, опр-х предпосылки формир-я ДП:их м. разд-ть на 3 гр-пы:а)ф-ры, хар-ие инвест возм-ти п/п: стадия жизн-го цикла п/п;необх-ть расшир-ия п/п-ем своих инвест программ напр-ых на воспр-во ОС;б)ф-ры, хар-ие возм-ти форм-ия фин рес-сов из альтернат ист-ков: достат-ть резервов СК, сфор-х в предшеств периоде; ст-ть привлечения доп-го акц-го и заемного кап-ла;в)пр. ф-ры:ур-нь див-х выплат п/п-ми – конкурентами; неотлож-ть платежей по ранее получ-м кредитам; 2)разр-ка мех-ма распр-ия пр-ли в соотв-ии с выбранным типом ДП-ки:сначала из суммы ЧП вычитаются сформ-ые за ее счет обязат отчисления в резервный и др фонды, предусм уставом п/п. Очищенная сумма ЧП представляет собой. так называемый «дивидендный коридор», в рамках кот-го реализ-ся соотв-ий тип ДП-ки. Оставшаяся часть ЧП распр-ся на капитализ-ую и потребл-ую части. Потребляемая часть распр-ся на фонд див-ых выплат и фонд потребления персонала п/п;3)выбор форм выплаты див-дов:осн-ми из них явл.: выплата ден-ми ср-ми; выплата дивид-ов акциями; автомат реинвестир-ие; выкуп акций п/п-ем; 4)оценка эфф-ти ДП-ки. Исп-ся разл –ые показатели: коэф-т дивиденд-х выплат; соотн-ие: цена акции/чистая пр-ль на акцию; динамика рыноч-й ст-ти акцийи др.
1. Ценовая политика предприятия (ЦП)
(ЦП) п/п заключается в опр-ии и поддержании оптим-го ур-ня стр-ры цен, своевременном изменении цен с целью достижения max-но возможного Д-да в конкретной рыночной сит-ии. Роль ЦП возрастает в след. случаях и по след. причинам:1)если Д-ды пок-лей низкие, а возмож-ти п/п по дифференц-ии прод-ции посредством рекламы, упаковки, образования торг-ой марки ограничены;2)выход на рынки большого кол-ва производителей из стран с дешевой раб. силой и глобализация конкуренции: азиатские страны (Китай);3)Уменьш-е реального Д-да покуп-ей в ряде стран, вкл-я европ-ие страны.
Стратегии политики цен п/п-конкретные решения, связанные с установлением цен. Цен-ые стратегии разнообразны. Виды ценовых стратегий:1)Стр-ия высокиих цен – прим-ся к новым т-ам (тов-м престижного спроса);2)Стр-ия низких цен – предусм. установление цены т-ра на ур-не ниже его ценности, воспринимаемой покупателями. Прим-ся к т-ам, кач-во кот-х. ниже среднего, а также на стадии введения нового. т-ра на рынок;3)Стр-ия средних цен – явл-ся наиб. распрост-ой из-за наличия на рынке множества аналогичных конкурирующих м/у собой т-ов;4)Стр-ия целевых цен-целевой величиной явл-ся заданная сумма пр-ли или рентаб-ть вложенного кап-ла;5)Стр-ия неизменных цен-п/п-е стремится как можно дольше не менять цены на свою продукцию;6) Стр-ия гибких цен – исп-ся на рынках, где заключаются индивид. сделки. В основном, это рынки т-ов производ-го назначения;7)Стр-ии цен, ориентированные на ус-ия конкуренции:а)стр-ия ценового лидерства;б) «ценовая война» - основана на агрессивном снижении цен;8)Стр-ия цен на т-ры, взаимосвязанные с т.з. спроса;9)Стр-ия дробных цен – осн-ся на установлении цен ниже круглых сумм;10)Ценовые линии – ограничивают диапазон цен, где каждая цена отражает определенный уровень качества аналогичного товара;11)Стратегии скидок цен.
Методы ценообразования:1)Определение цен с ориент-й на затраты:а) Определ-е цен на основе полных затрат-п/п опред-ет сумму полных затрат на ед-цу прод-ии и прибавл-т к ней max-но возмож-ю сумму пр-ли. Ц=С*(1+Рс), где С – полные затр на ед продукции;Рс – рентабельность полных зат-т.«+»: простота; «-»: не учит-ся мнение покупателей об Ур-не цены;б)Определ-е цена на основе перемен-х затр-т: Ц=Спер * (1+Рс).Надбавка к перемен-м затр д.б. выше чем в 1-м м-де, т.к. ей необходимо внести вклад в покрытие пост-х затр и обеспечить получ-е планир-й пр-ли. «+»: не треб-т определ-я объема произ-ва. «-»: такие как в 1-м м-де.2)Определ-е цен с ориент-й на полезность прод-ии-а)М-д удельных показ-й на базе 1 параметра прод-ии.-основан на определ-ии одного основного параметра прод-ии и цена ставиться в зависимость от изменения величины данного параметра; б)М-д удельных показ-й на базе нескольких показ-й прод-ии;в)Бальный м-д.-с учетом экспертных оценок значим-ти парам-в для потреб-й кажд-у параметру присваивается определ-е кол-во баллов. Суммирование кот-х дает интегральную оц-ку технико-экономич-го ур-ня изделия; г)Опр-е цен на КРА-позволит выявить завис-ть результ-го признака (цены) от измен-я 1 или неск-х фактор-х признаков прод-ии;3)Опр-ние цен с ориент-ей на спрос-основ-ый на ожид-ой оц-ке ст-ти прод-ии потреб-ми. Осущ-ся с пом-ю различ.тестов, опросных листов, экспериментов, наблюд-й за факт-ми данными или с пом-ю эксперт.оц-ок;4)Определении цен с ориент-ей на конкуренцию-п/п ориент-ет свои цены не на затраты.и спрос, а на тек-ие.цены конкур-ов. М-ды:а)Ориентация на цену;б)Ориентация на ценового лидера;в)Ценовой картель – это соглашение конкурирующих произв-лей об установлении единой цены;г)Тендерное ценообраз-ние – исп-ся в случаях, когда п/п конкур-ют др.с др.в борьбе за получение контракта или заказа. Тендер-письм-ое заявление цены п/п-ем;