Налоговая нагрузка и пути ее оптимизации
Налог.политика имеет трех заинтерес. субъектов – юр.лица,физ.лица и гос-во. Задача гос-ва состоит в установлении разумных взаимоотношений, в максимальной степени удовлетворяющих интересы всех сторон. Налог. система призвана обеспечивать максимально возможное сокращение дефицита гос. бюджета, давая возмож. развитию рыночных форм хозяйствования.
Современная финансовая наука для оценки размера налогового давления на экономику оперирует таким показат. как «налоговая нагрузка на экономику», который рассчитывается как отношение суммы уплачиваемых в стране налогов к ее валовому внутреннему продукту (ВВП). С помощью этого показателя определяется граница вмешательства гос-ва в перераспределение ВВП. Здесь же оценивается распределение налог. бремени между группами однородных предприятий, т.е. отраслями производства, и налоговая нагрузка на население страны. Микроуровень включает определение налоговой нагрузки на конкретные предприятия, а также исчисление налоговой нагрузки на работника. Снижение налогового бремени, как подтвердил графически и расчетами американский ученый А.Лаффер в 80-х годах на примере США, ведет к росту численности богатых налогоплательщиков и не снижает массу налоговых платежей при оптимальном расчете ставок и высокой собираемости налогов. Общие принципы, обуславливающие кривую А.Лаффера, в основном сводятся к следующим факторам:
-высокие налоги уменьшают возможности накопления инвестиций, что отражается в ближайшей перспективе на снижении налогооблагаемой базы;
-капитал перекачивается в страны с более низким налоговым бременем;
-капитал уходит в теневую экономику;
-капитал уходит из сферы реальной экономики.
Выделяют след.мероприятия направленные на эффективность налоговых отношений:
-прозрачность движения налог. платежей от сборов до налогопотребителей, последовательное сокращение нерациональных трат, конкретизация адресности государственных дотаций, субсидий, ужесточение контроля представительных органов власти за внутренними и внешними займами и направлениями их использования, усиление борьбы с коррупцией в налоговой системе.
Решение всех вопросов повышения эффективности налоговых отношений заложено в стабилизации экономики и росте ВВП. Налоговая система призвана стимулировать экономический рост.
Индикатор налоговая ставка отражает величину налоговой нагрузки на предприятие и выра-жается в процентах от его коммерческой прибыли. Совокупная налоговая ставка, приходящаяся на среднестатистическую компанию в Беларуси, составляет 63%. Это выше среднего мирового показате-ля – 47,8%. По данному показателю Казахстан находится на 41 месте, размер общей ставки налогоо-бложения – 28.6%, по которой Казахстан входит в тройку первенства по странам СНГ. В Российской Федерации этот показатель равен 47%. По-прежнему центральное место в структуре доходов, контролируемых налоговыми органами, занимает налог на добавленную стоимость (НДС).
Налоговая система РБ требует пересмотра по следующим направлениям.
1) Необходимо и далее упрощать систему налогового и социального законодательства; 2. необходимо добиться стабильности налогового законодательства, то есть незначительное изменение не чаще одного раза в год, является важной предпосылкой для уменьшения времени, затрачиваемого предприятиями на изучение законодательных нововведений и подготовку налоговой отчётности. 3. Необходимо сокращать налоговую нагрузку.
Содержание общей и специальной части Налогового кодекса (НК) РБ.
НК – это основной документ, регламентирующий в комплексе все направления налоговых отношений в государстве. Состоит из общей части (принята в дек. 2002 г. - упорядочивает все законодат. акты, действ-ие в налоговой сфере и рег. отношения в области налогообложения, сборов и пошлин). В ней отражены основные принципы налогообложения (НО) РБ: - Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, взносы и платежи, не предусмотренные НК РБ - определено Конституцией НК РБ, актами Президента; - Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы, по которым это лицо признается плательщиком; - НО в РБ основывается на признании всеобщности и равенства; - Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с НК РБ и таможенным законодательством; - Не допускается установ. налогов, сборов и льгот по их уплате, наносящих ущерб: нац. без. РБ; ее территор.целостности; полит. и эконом. стабильности, в том числе, нарушающих единое эконом. пространство РБ; ограничивающих свободное перемещение товаров (работ, услуг) или фин. средств в пределах тер-ии РБ; создающих в нарушение Конституции и принятых в соотв-ии с ней законодат. актов иные препятствия для осуществления предприним. и др. деятельности организаций и физ. лиц, кроме запрещенной законодат. актами. Для того чтобы система НО была достаточно эффективной, она должна отвечать след. требованиям: не только давать возможность, но и стимулир предприятия к росту доходов, прибыли; механизм НО должен быть предельно простым, доступным для восприятия каждым налогоплательщиком; обеспечивать единый подход в НО предприятий и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования; ставки налогов должны быть гибкими, учитывать приоритетные направления отдельных отраслей, социальную значимость товаров и товарных групп для населения; ставки налоговых платежей и порядок отчисления в то же время должны оставаться стабильными и устойчивыми на длительный срок. Особенная часть НК (с 1.01.2010 г.) - определяет порядок применения каждого из республ. и местных налогов, сборов, а также особых режимов НО. По каждому налоговому платежу устанавл. состав плательщиков, объект налогообл., налоговая база, размеры ставок, перечни льгот, а также порядок исчисления налогов, сроки их уплаты и предоставления деклараций. Т.о. налоговая система РБ включает 30 стандартных платежей. При этом обычный налогоплательщик уплачивает только пять из них: НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный и экологический налоги. Все другие налоги, сборы (пошлины), предусмотренные Особенной частью НК, уплачиваются плательщиками только в разовых случаях либо при осуществлении ими отдельных видов деятельности. К ним относятся: сбор с заготовителей, акцизы, налог на добычу природных ресурсов, налог на доходы иностранных орг-ий, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство, оффшорный сбор, гербовый сбор, консульский сбор, госпошлина.