Тема 4. Дивидендная политика

· Сущность дивидендной политики.

· Основные типы дивидендной политики предприятия.

· Формы выплаты дивидендов.

Дивидендная политика – составная часть общей политики управления прибылью, заключающаяся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой частями прибыли, с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

Основные типы дивидендной политики АО:

1. Остаточная политика дивидендных выплат. Фонд выплаты дивидендов образуется после удовлетворения. За счет прибыли, потребности в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей.

2. Политика стабильного размера дивидендных выплат. Предполагает выплату неизменной суммы дивидендов на протяжении продолжительного периода (при высоком уровне инфляции, дивидендные выплаты корректируются на индекс инфляции).

3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (политика «экстра-дивиденда»). Представляет собой наиболее взвешенный ее тип.

4. Политика стабильного уровня дивидендов. Предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части).

5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов. Предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде.

Основные этапы формирования дивидендной политики АО:

1. Учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики.

2. Выбор типа дивидендной политики.

3. Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики.

4. Определение уровня дивидендных выплат на одну акцию.

5. Определение форм выплаты дивидендов.

6. Оценка эффективности дивидендной политики.

Механизм распределения прибыли АО в соответствии с типом избранной дивидендной политики:

1. Из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения. «Очищенная» сумма чистой прибыли представляет собой так называемый «дивидендный коридор».

2. Часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую.

3. Сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления (предусматривающий дополнительное стимулирование работников и удовлетворения их социальных нужд).

Важным этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов.

Формы выплаты дивидендов:

a. Выплата наличными деньгами (чеками).

b. Выплата акциями (предоставление акционерам вновь эмитированных акций на сумму дивидендных выплат).

c. Автоматическое реинвестирование. Эта форма предоставляет акционерам

d. Выкуп акций компанией. Это тоже одна из форм реинвестирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда компания скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повышать коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде. Эта форма выплаты дивидендов требует согласия акционеров.

Показатели оценки эффективности дивидендной политики:

1. Уровень выплаты дивидендов: УДВпа = ФДВ - ВП

Кпа ,

где ФДВ - фонд дивидендных выплат,

ВП – фонд выплаты дивидендов владельцам привилегированных акций,

Кпа – количество простых акций.

2. Коэффициент дивидендных выплат: Кдв = ФДВ Кдв = Да

Пч или Пча ,

где Пч – сумма чистой прибыли,

Да – дивиденды, выплачиваемые на одну акцию,

Пча – сумма чистой прибыли на одну акцию.

3. Коэффициент соотношения цены и дохода по акции: Кц/д = РЦа

Да ,

где Рца – рыночная цена одной акции,

Да – дивиденды, выплачиваемые на одну акцию.

Вопросы для самопроверки

1. Показатели эффективности дивидендной политики.

2. Выплата дивидендов чеками.

3. Автоматическое реинвестирование.

4. Коэффициент соотношения цены и дохода по акциям.

Тесты

1. Автоматическое реинвестирование –это

а. Право индивидуального выбора – получить дивиденды наличными деньгами

или инвестировать их в дополнительные акции.

б. Выбор инвестора.

в. Выплата дивидендов акциями или облигациями.

2. Политика «экстра-дивиденда – это

а. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в

отдельные периоды (политика «экстра-дивиденда»).

б. Политика высоких выплат из дивидендного фонда.

в. Политика выплаты дивидендов наличными деньгами.

3. Основная цель дивидендной политики –

а. Максимизация фонда потребления.

б. Установление необходимой пропорциональности между текущим

потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом

в. Реинвестирование средств.

4. Существует

а. Три формы выплаты дивидендов

б. Две формы выплаты дивидендов.

в. Пять форм выплаты дивидендов.

5. Выкуп акций компанией направлен на

а. Увеличение дивидендных выплат на оставшиеся акции в следующем

периоде.

б. Достижение возможности владения контрольным пакетом акций

в. Увеличение части капитализируемой прибыли.

Тесты по дисциплине

1. Прогноз движения денежных средств отражает

а. движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой

деятельности

б. движение и изменение денежной наличности через кассу.

в. движение денежных притоков.

2. Основной целью построения прогнозных документов является

а. оценка текущей работы предприятия.

б. оценка финансового положения предприятия на конец планируемого

периода.

в. оценка финансового состояния предприятия на современном этапе.

3. Основой перспективного планирования является

а. текущее финансовое планирование

б. оперативно-финансовая работа.

в. прогнозирование

4. Финансовая стратегия предполагает

а. определение долгосрочных целей финансовой деятельности

б. определение текущих целей финансовой деятельности

в. определение краткосрочных целей финансовой деятельности.

5. Портфельные инвестиции –

а. Инвестиции в денежные средства.

б. Инвестиции в покупку ценных бумаг.

в Инвестиции во внеоборотные активы.

6.Прямые инвестиции.

а. Вложение в покупку ценных бумаг.

б. Вложения, направленные на увеличение основных фондов предприятия.

в Вложение в денежные средства в иностранной валюте.

7. Венчурные инвестиции осуществляются с целью

а. Получения высокого, но очень рискового дохода.

б Максимизации прибыли при минимизации издержек.

в. С целью сохранения части собственного капитала.

8. Финансовый лизинг – это

а. Сделка, направленная на минимизацию коммерческих рисков.

б. Финансовая аренда.

в. Способ кредитования.

9. Товарный кредит.

а. Представляет собой форму отсрочки платежа за поставленное предприятием

сырье, материалы или товары.

б. Расчеты по внешнеэкономическому договору после реализации товара

в. Денежный кредит

10. Автоматическое реинвестирование –это

а. Право индивидуального выбора – получить дивиденды наличными деньгами

или инвестировать их в дополнительные акции.

б. Выбор инвестора.

в. Выплата дивидендов акциями или облигациями.

Список рекомендуемой литературы

1. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: Учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 1994, 224с.

2. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента - К.; Ника-Центр

3. Бланк И.А. Словарь-справочник финансового менеджмента -К.; Ника-Центр, 1998, 480с.

4. Бобылева А.З. Финансовый менеджмент: Пособие по финансам для менеджеров. - М.: Издательство РОУ, 1995, 152с.

5. Финансы предприятия: Учебник/ под ред. проф. Н.В. Колчиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998, 413с.

6. Шеремет А.Д. и др. Финансы предприятия. - М.: ИНФРА-М., 1999, 343с.

7. Финансовый менеджмент: Учебник/ под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Перспектива, 2000, 685с.

8. Финансы: Учебник/ Под ред. В.В. Ковалева, - М., 2001, 640 с.

9. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: учебное пособие, – М.: Инфра – М., 1999 г.

10. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2000 г., 768 с.

Наши рекомендации