Продажа предприятия должника
Выбор той или иной меры по восстановлению платежеспособности должника зависит от различных факторов, в частности от особенностей правового статуса должника, специфики его финансово-хозяйственной деятельности, сроков реализации данной меры в рамках общих сроков внешнего управления и т.д. В число мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, законодатель включает продажу предприятия должника(ст. 110 Закона о банкротстве 2002 г.). Под предприятием должника понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, права на обозначения, индивидуализирующие должника, другие исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам). Более того, продажа предприятия по смыслу Закона о банкротстве 2002 г. рассматривается как продажа бизнеса должника.
См.: Материалы международного семинара о банкротстве.
§5 |
Глава 3
Процедуры несостоятельности (банкротства)
Внешнее управление
§5
В.В. Витрянский в связи с этим предлагает дополнить существующее регулирование продажи бизнеса должника, при этом «в качестве одного из признаков продажи именно бизнеса должника можно было бы предложить наличие реальной возможности выделить из всех обя-зател ьств дол Ж11 и ка обязательства, связанные исключительно с деятельностью соответствующего комплекса имущества, используемого для предпринимательской деятельности»1.
Особенностью продажи предприятия должника является то, что в состав имущественного комплекса не включаются долги, т.е. денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
Более сложной на практике является ситуация, когда основной вид деятельности должника осуществляется только на основании разрешения (лицензии). В Законе о банкротстве 1998 г. (ст. 86) содержалось прямое указание на то, что покупатель предприятия (бизнеса) должника в этом случае приобретает преимущественное право на получение соответствующего разрешения (лицензии). Закон о банкротстве 2002 г. не содержит положений, касающихся прав, основанных на лицензии, из чего можно сделать вывод, что законодатель не включает их в состав предприятия.
Продажа предприятия производится путем проведения открытых торгов, если иное не предусмотрено планом внешнего управления (например, в плане внешнего управления может быть установлено, что предприятие подлежит продаже без торгов по цене не ниже установленной планом внешнего управления).
По общему правилу продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона,однако возможны и исключения, например, продажа градообразующей организации производится путем проведения конкурса (ст. 175 Закона о банкротстве 2002 г.).
Условия и порядок проведения торгов разрабатываются собранием или комитетом кредиторов. Так, решением этих органов устанавливается начальная цена продажи предприятия, выставляемого на торги. При этом, устанавливая общие требования к определению начальной цены продаваемого предприятия, законодатель исходит из следующего: — начальная цена определяется в соответствии с отчетом независимого
оценщика, привлеченного внешним управляющим;
Витрянский В.В. Пути совершенствования законодательства о банкротстве. С. 102.
— начальная цена устанавливается исходя из рыночной стоимости и муще-
ства, выставляемого на торги;
— начальная цена не может быть меньше минимальной цены продажи
предприятия, определенной органами управления должника.
Торги по общему правилу должны быть открытыми, если иное не предусмотрено законом. В частности, в силу абз. 2 п. 4 ст. ПО Закона о банкротстве 2002 г. на закрытых торгах продается предприятие, включающее в себя ограниченно оборотоспособное имущество.
Следует заметить, что организатором торгов выступает либо сам внешний управляющий, либо специализированная организация, привлекаемая на основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов; при этом указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника и внешнего управляющего.
Не позднее чем за 30 дней до даты проведения торгов внешний управляющий (организатор торгов) обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия на торгах в официальном издании, определяемом Правительством РФ, а также в местном печатном органе по месту нахождения должника. Помимо этого, у лица, организующего торги, возникает право опубликовать указанное сообщение в иных средствах массовой информации.
Следует заметить, что вся информация по делам о банкротстве, рассматриваемым после 3 декабря 2002 г., публикуется в «Российской газете».
Законодатель предусматривает возможность проведения повторных торгов в следующих случаях:
— если в указанные в сообщении сроки не получено ни одной заявки (пред
ложения) или получена одна заявка (предложение);
— если предприятие не было продано на первых торгах.
Интересен тот факт, что возможно проведение и третьих торгов при условии, что повторные торги были признаны несостоявшимися или предприятие не было продано. Обязательное опубликование соответствующих сведений в этом случае должно быть осуществлено в течение 14 дней с даты подведения итогов повторных торгов. Кроме того, допускается снижение начальной цены для проведения третьих торгов, однако не более чем на 10% от первоначально установленной цены.
Если в результате проведения и третьих торгов предприятие не было продано, то собрание кредиторов или комитет кредиторов могут установить иной порядок продажи предприятия на торгах, в том числе посредством публичного предложения.Однако и в этом случае предприя-
Глава 3
Процедуры несостоятельности (банкротства)
Внешнее управление
§5
тие не может быть продано по цене ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника.
При продаже предприятия посредством публичного предложения договор купли-продажи предприятия заключается внешним управляющим с лицом, предложившим в течение месяца с даты опубликования сообщения о продаже предприятия максимальную цену.
Таким образом, в настоящее время продажа предприятия без проведения торгов невозможна. Это важная новелла Закона о банкротстве 2002 г.1
Результаты проведения торгов отражаются в протоколе, который имеет силу договора. При проведении конкурса, кроме протокола, заключается также договор купли-продажи предприятия, в котором в обязательном порядке должны содержаться сведения о составе и стоимости имущества, включенного в состав предприятия, а именно: сведения о земельном участке, на котором находится недвижимое имущество, характеристики иного недвижимого имущества (дата постройки, степень износа, общая и полезная площадь и т.д.) и наличие обременении (является ли оно предметом залога, передано ли в аренду и др.).
Договор купли-продажи предприятия подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изменениями и дополнениями). Для осуществления регистрации прав на недвижимое имущество внешнему управляющему в порядке подготовки имущественного комплекса к продаже следует организовать изготовление паспортов БТИ на все недвижимое имущество предприятия и планы земельных участков с учетом отчуждения земель, находящихся под передаваемыми местным органам исполнительной власти объектами социальной сферы.
Если вырученной от продажи предприятия суммы недостаточно для удовлетворения всех требований, то внешний управляющий может разработать положения мирового соглашения и предложить кредиторам его заключить.
1 Закон о банкротстве 1998 г. закреплял, что в случае если первые торги не проводились, внешний управляющий должен был заручиться согласием собрания либо комитета кредиторов на осуществление продажи без торгов либо организовать повторные торги. И только в случае невозможности найти покупателя либо при отсутствии согласия кредиторов на продажу предприятия без торгов внешний управляющий мог прийти к выводу о невозможности его продажи как единого имущественного комплекса и о целесообразности реализации имущественного комплекса по частям.