Восстановительные мероприятия

Помимо вышеназванных процедур Законом о банкротстве 2002 г. ус­тановлена возможность осуществления мер по предупреждению банк­ротства — восстановительные процедуры.

Мероприятия по предупреждению несостоятельности участника иму­щественного оборота не представляют собой самостоятельной процеду­ры банкротства1, но их своевременное применение может оказать су­щественное влияние на изменение финансового положения должника.

Впервые положения о проведении восстановительных процедур по­явились в отношении государственных предприятий в утратившем в настоящее время силу Указе Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государствен­ных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных про­цедур». В указе предусматривался административный порядок объяв­ления государственных (а также с долей государства 50% и более) пред­приятий неплатежеспособными. После признания таких предприятий банкротами предусматривалось применение к ним специальных про-

Восстановительные мероприятия - student2.ru В литературе аналогичного мнения относительно места досудебной санации (вос­становительной процедуры) в системе основных институтов несостоятельности (банкротства) придерживается и В.В. Витрянский, который подчеркивает: «До­судебная санация, строго говоря, не относится к числу процедур, применяемых при банкротстве должника, а представляет собой финансовую помощь должнику—юри­дическому лицу» (Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (бан­кротстве)» / Под ред. В.В. Витрянского. С. 38). В литературе можно встретить и противоположное мнение. Так, по мнению Ю. Свит, досудебная санация явля­ется одним из видов (наряду с внешним управлением) восстановительных про­цедур (см.: Свит Ю. Восстановительные процедуры — способ предотвращения банкротства // Российская юстиция. 1998. № 3. С. 16).

Глава 3

Процедуры несостоятельности (банкротства)

Восстановительные мероприятия



Восстановительные мероприятия - student2.ru Восстановительные мероприятия - student2.ru цедур ликвидации, включая реорганизацию и иные меры, направлен­ные на оздоровление экономического и финансового состояния пред­приятий.

Еще одним актом, предшествовавшим Закону о банкротстве 1992 г., было распоряжение Госкомимущества РФ от 5 ноября 1992 г. № 717-р «Об утверждении типового положения о проведении конкурса по про­даже предприятия-банкрота, его имущества». Типовое положение пре­дусматривало два вида продажи предприятия — во-первых, полностью, когда оно продавалось как единый имущественный комплекс с сохра­нением профиля, во-вторых, имущество предприятия продавалось по частям. Распродажа имущества предприятия предусматривалась в том случае, если попытка продать предприятие на коммерческом конкурсе успеха не имела.

В Законе о банкротстве 1992 г. мероприятия, направленные на пре­дотвращение банкротства, были объединены под названием «реоргани­зационные процедуры». Под ними понимались проводимые по реше­нию арбитражного суда мероприятия, направленные на поддержание деятельности и оздоровление предприятия в целях избежания его лик­видации.

Данный закон предусматривал два вида реорганизационных проце­дур: внешнее управление имуществом должника и санацию. Обе эти процедуры применялись по назначению суда и проводились под его контролем. Более того, этот закон подробно регламентировал порядок проведения санации. Так, при утверждении соглашения о санации ар­битражным судом определялось, что по истечении 12 месяцев с начала санации должно быть удовлетворено не менее 40% от общей суммы требований кредиторов, общий срок санации ограничивался 18 меся­цами и мог быть продлен арбитражным судом в исключительных слу­чаях, но не более чем на шесть месяцев, запрещалось установление в соглашении требований о передаче участникам санации должником основных средств предприятия. Устанавливалось также преимуще­ственное право на участие в санации членов трудового коллектива и собственника предприятия-должника.

В действующем Законе о банкротстве 2002 г. восстановительные про­цедуры подразделяются на два вида — досудебную санацию и судебную санацию (финансовое оздоровление и внешнее управление). Следует признать, что вряд ли можно считать успехом законодателя объедине­ние различных по содержанию и целям процедур. Ведь восстановитель­ные процедуры — это не процедуры банкротства, а процедуры, направ­ленные на его предотвращение. Важным является то, что меры по пре­дупреждению банкротства следует применять до момента подачи в

арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Ини­циатива по оздоровлению должника может исходить от кредиторов л ибо иного лица по соглашению с должником. Однако финансовая и иная помощь может иметь место лишь с согласия должника.

Следует также учесть, что перечень возможных мер по предотвраще­нию банкротства в законе не содержится. По смыслу законодателя к таким мерам следует отнести в первую очередь оказание финансовой помощи должнику (как на возмездной, так и на безвозмездной основе), предоставление инвестиций под гарантии (залог, поручительство) уч­редителя (учредителей) должника, собственников имущества унитар­ного предприятия, организационные меры по укреплению управления неплатежеспособных должников и др.

Характер мероприятий досудебной и судебной санации (внешнего управления) существенно различается.

Досудебная санацияпредставляет собой оказание финансовой помо­щи в размере, достаточном для восстановления платежеспособности должника, т.е. необходимом для погашения задолженности по денеж­ным обязательствам и обязательным платежам. Соглашением о предо­ставлении финансовой помощиможет быть предусмотрено принятие на себя должником или иными лицами определенных обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Проведение досудеб­ной санации предприятий за счет средств федерального бюджета и го­сударственных внебюджетных фондов может иметь место согласно со­ответствующим положениям федерального бюджета и бюджета государ­ственных внебюджетных фондов.

Решение о досудебной санации предприятий субъектов РФ и муни­ципальных образований принимают соответственно органы государ­ственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления за счет их бюджетов в соответствии с федеральными законами и закона­ми субъектов РФ.

Следует признать, что в целом Закон о банкротстве 2002 г., как и ранее действовавший Закон о банкротстве 1998 г., лишь очертил рамки пра­вового регулирования отношений, связанных с предотвращением бан­кротства. В частности, в нем не регламентируется ни порядок проведе­ния санации и привлечения инвесторов, ни порядок оформления со­глашения о санации. К тому же закон никак не ограничивает срока проведения санации и не устанавливает никаких гарантий от возбуж­дения дела о банкротстве в период ее проведения. Данные положения позволяют утверждать, что Закон о банкротстве 2002 г. делает процесс досудебной санации практически бесконтрольным.

ГпаваЗ

Процедуры несостоятельности (банкротства)



Наблюдение

§3



Восстановительные мероприятия - student2.ru Суть судебной санации(финансового оздоровления и внешнего уп­равления) заключается в передаче полномочий по управлению должни­ком внешнему управляющему с целью проведения восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда (ст. 2 Закона о банкрот­стве 2002 г.) Данные процедуры подробнее будут рассмотрены далее.

Наблюдение

Наши рекомендации