Восстановительные мероприятия
Помимо вышеназванных процедур Законом о банкротстве 2002 г. установлена возможность осуществления мер по предупреждению банкротства — восстановительные процедуры.
Мероприятия по предупреждению несостоятельности участника имущественного оборота не представляют собой самостоятельной процедуры банкротства1, но их своевременное применение может оказать существенное влияние на изменение финансового положения должника.
Впервые положения о проведении восстановительных процедур появились в отношении государственных предприятий в утратившем в настоящее время силу Указе Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур». В указе предусматривался административный порядок объявления государственных (а также с долей государства 50% и более) предприятий неплатежеспособными. После признания таких предприятий банкротами предусматривалось применение к ним специальных про-
В литературе аналогичного мнения относительно места досудебной санации (восстановительной процедуры) в системе основных институтов несостоятельности (банкротства) придерживается и В.В. Витрянский, который подчеркивает: «Досудебная санация, строго говоря, не относится к числу процедур, применяемых при банкротстве должника, а представляет собой финансовую помощь должнику—юридическому лицу» (Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Витрянского. С. 38). В литературе можно встретить и противоположное мнение. Так, по мнению Ю. Свит, досудебная санация является одним из видов (наряду с внешним управлением) восстановительных процедур (см.: Свит Ю. Восстановительные процедуры — способ предотвращения банкротства // Российская юстиция. 1998. № 3. С. 16).
Глава 3
Процедуры несостоятельности (банкротства)
Восстановительные мероприятия
цедур ликвидации, включая реорганизацию и иные меры, направленные на оздоровление экономического и финансового состояния предприятий.
Еще одним актом, предшествовавшим Закону о банкротстве 1992 г., было распоряжение Госкомимущества РФ от 5 ноября 1992 г. № 717-р «Об утверждении типового положения о проведении конкурса по продаже предприятия-банкрота, его имущества». Типовое положение предусматривало два вида продажи предприятия — во-первых, полностью, когда оно продавалось как единый имущественный комплекс с сохранением профиля, во-вторых, имущество предприятия продавалось по частям. Распродажа имущества предприятия предусматривалась в том случае, если попытка продать предприятие на коммерческом конкурсе успеха не имела.
В Законе о банкротстве 1992 г. мероприятия, направленные на предотвращение банкротства, были объединены под названием «реорганизационные процедуры». Под ними понимались проводимые по решению арбитражного суда мероприятия, направленные на поддержание деятельности и оздоровление предприятия в целях избежания его ликвидации.
Данный закон предусматривал два вида реорганизационных процедур: внешнее управление имуществом должника и санацию. Обе эти процедуры применялись по назначению суда и проводились под его контролем. Более того, этот закон подробно регламентировал порядок проведения санации. Так, при утверждении соглашения о санации арбитражным судом определялось, что по истечении 12 месяцев с начала санации должно быть удовлетворено не менее 40% от общей суммы требований кредиторов, общий срок санации ограничивался 18 месяцами и мог быть продлен арбитражным судом в исключительных случаях, но не более чем на шесть месяцев, запрещалось установление в соглашении требований о передаче участникам санации должником основных средств предприятия. Устанавливалось также преимущественное право на участие в санации членов трудового коллектива и собственника предприятия-должника.
В действующем Законе о банкротстве 2002 г. восстановительные процедуры подразделяются на два вида — досудебную санацию и судебную санацию (финансовое оздоровление и внешнее управление). Следует признать, что вряд ли можно считать успехом законодателя объединение различных по содержанию и целям процедур. Ведь восстановительные процедуры — это не процедуры банкротства, а процедуры, направленные на его предотвращение. Важным является то, что меры по предупреждению банкротства следует применять до момента подачи в
арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Инициатива по оздоровлению должника может исходить от кредиторов л ибо иного лица по соглашению с должником. Однако финансовая и иная помощь может иметь место лишь с согласия должника.
Следует также учесть, что перечень возможных мер по предотвращению банкротства в законе не содержится. По смыслу законодателя к таким мерам следует отнести в первую очередь оказание финансовой помощи должнику (как на возмездной, так и на безвозмездной основе), предоставление инвестиций под гарантии (залог, поручительство) учредителя (учредителей) должника, собственников имущества унитарного предприятия, организационные меры по укреплению управления неплатежеспособных должников и др.
Характер мероприятий досудебной и судебной санации (внешнего управления) существенно различается.
Досудебная санацияпредставляет собой оказание финансовой помощи в размере, достаточном для восстановления платежеспособности должника, т.е. необходимом для погашения задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам. Соглашением о предоставлении финансовой помощиможет быть предусмотрено принятие на себя должником или иными лицами определенных обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Проведение досудебной санации предприятий за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов может иметь место согласно соответствующим положениям федерального бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов.
Решение о досудебной санации предприятий субъектов РФ и муниципальных образований принимают соответственно органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления за счет их бюджетов в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
Следует признать, что в целом Закон о банкротстве 2002 г., как и ранее действовавший Закон о банкротстве 1998 г., лишь очертил рамки правового регулирования отношений, связанных с предотвращением банкротства. В частности, в нем не регламентируется ни порядок проведения санации и привлечения инвесторов, ни порядок оформления соглашения о санации. К тому же закон никак не ограничивает срока проведения санации и не устанавливает никаких гарантий от возбуждения дела о банкротстве в период ее проведения. Данные положения позволяют утверждать, что Закон о банкротстве 2002 г. делает процесс досудебной санации практически бесконтрольным.
ГпаваЗ
Процедуры несостоятельности (банкротства)
Наблюдение
§3
Суть судебной санации(финансового оздоровления и внешнего управления) заключается в передаче полномочий по управлению должником внешнему управляющему с целью проведения восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда (ст. 2 Закона о банкротстве 2002 г.) Данные процедуры подробнее будут рассмотрены далее.
Наблюдение