Тема 30. Банковский менеджмент и управление человеческими ресурсами
Понятие банковского менеджмента. Основные принципы банковского менеджмента. Особенности банковского менеджмента. Цель банковского менеджмента. Специфика целей банковского менеджмента. Задачи банковского менеджмента.
Основные направления банковского менеджмента. Управление активами. Управление пассивами. Риск-менеджмент. Управление собственными средствами. Управление рентабельностью работы банка. Разработка концепции управления трудовым коллективом.
Формирование персонала коммерческого банка. Номенклатура должностей. Оценка наличия ресурсов персонала и будущих потребностей банка. Набор банковского персонала. Средства внешнего и внутреннего набора. Отбор персонала. Мотивация к труду. Структура заработной платы. Награждение за более высокую производительность труда банковских работников. Развитие банковского персонала. Адаптация и обучение персонала.
Оценка результатов деятельности банковских работников и её использование в системе контроля. Подготовка руководящих кадров. Проблемы развития персонала казахстанских коммерческих банков и направление совершенствования труда банковских работников. Характеристики плохого управления. Технический менеджмент и его причины. Неумеренный рост. Плохая кредитная политика. Переконцентрация риска. Связанное кредитование. Излишне оптимистическая оценка перспектив заемщиков. Слабость внутреннего контроля. Плохое планирование. Косметический менеджмент. Способы укрытия потерь и убытков. Отчет о доходах на изнанку.
Литература [2, с. 233-235; 3, с. 489-519].
Тема 31. Банковский маркетинг.
Понятие и содержание банковского маркетинга. Принципы банковского маркетинга. Концепция банковского маркетинга. Принципы мышления банковского работника, вытекающие из банковского маркетинга.
Специфические черты банковского маркетинга: нематериальный характер банковского продукта, прямой контакт с покупателем услуг, денежный характер услуг.
Приемы банковского маркетинга. Способ общения с клиентом (активный и пассивный маркетинг). Обеспечение роста продажи и рентабельности услуг.
Необходимость освоения способов и приемов маркетинга коммерческими банками.
Составные части банковского маркетинга. Сбор информации о рынке и разработка на этой основе стратегии банка. Сегментация рынка банковских продуктов. Типы банковской стратегии на рынке. Определение видов и цен продуктов, предлагаемых банком на рынке.
Классификация банковских услуг. Себестоимость банковских услуг. Принципы определения себестоимости кредитных и расчетных услуг.
Литература [2, с. 225-233; 3, с. 519-539].
Тема 32. Управление ликвидностью и платежеспособностью коммерческого банка
Ликвидность банка и факторы её определяющие. Функции ликвидности. Основная цель управления ликвидностью.
Показатели ликвидности банка: их значение и методы оценки. Показатель простой ликвидности. Показатель текущей ликвидности.
Процесс управления ликвидностью банка. Методы управления. Управление активами. Управление пассивами. Метод общего фонда. Метод конверсии средств.
Литература [2, с. 173-175; 2, с. 419-441].
Тема 33. Доходы и прибыль коммерческого банка.
Источники доходов банка. Процентный доход. Доход в форме комиссионного вознаграждения. Прочие доходы. Стабильные и нестабильные доходы.
Расходы коммерческого банка. Процентная маржа. Оценка уровня доходов и расходов коммерческого банка.
Формирование и использование прибыли коммерческого банка. Оценка уровня прибыльности банка.
Сущность и необходимость анализа финансовых результатов банка. Виды и методы анализа. Основные направления анализа.- Факторы, влияющие на доходы и расходы банка.
Анализ пассивов банка. Анализ активов банка. Анализ прибыльности. Анализ ликвидности. Анализ банковских рисков. Коэффициенты, применяемые для анализа финансовой деятельности банка.
Литература [2, с. 144-157].
Тема 34. Банковский надзор.
Необходимость и сущность банковского надзора. Система быковского надзора, её составляющие. Виды осуществления банковского надзора. Цели, задачи и функции банковского надзора. Национальный банк и его надзорные функции.
Лицензирование банковской деятельности, разработка единых правил лицензирования и экономических правил для коммерческих банков. Оказание консультативных и методических услуг.
Выдача лицензии и осуществление прямого надзора за банками второго уровня. Проведение ревизий банков. Регулирование процессов открытия и закрытия банков.
Литература [3, с. 556-566].
План семинарских (практических) занятий
Модуль 1 | ||
П 1 | Сущность и функции денег Функции денег и расчет эффективности вложения денежных средств. | |
П 2 | Денежное обращение денежный оборот, денежные системы Рассмотрение наиболее интересных примеров денежного обращения. Товарный оборот в системе денежного оборота. | |
П 3 | Денежные реформы и методы стабилизации валют Анализ котировок валют, и разъяснение причин изменения цены на покупку иностранной валюты. Анализ положения тенге в системе мировых валют. | |
П 4 | Ссудный капитал, процент и кредит Начисление простого и сложного процента на кредит | |
П 5 | Кредитная система. Виды кредитных учреждений. Краткое описание основных видов деятельности кредитных учреждений. Практический пример их деятельности в виде задачи. | |
П 6 | Сущность и виды банковских учреждений | |
П 7 | Центральный банк государства, его становление и развитие Основные характеристики деятельности Центральных банков. | |
Модуль 2 | ||
П 8 | Функции и операции Национального банка Республики Казахстан | |
П 9 | Коммерческие банки, их функции и организация деятельности | |
П 10 | Активные, пассивные и комиссионно-посреднические операции коммерческих банков | |
П 11 | Рынок ценных бумаг Выпуск акций и расчет процентов на одну акцию. | |
П 12 | Фондовые биржи Сравнительная характеристика деятельности Казахстанской фондовой биржи и биржи выборки экономически развитых стран. | |
П 13 | Понятие валютных систем и валютных отношений | |
П 14 | Международные валютно-кредитные институты Организация кредитования в международных институтах. | |
П 15 | Деятельность международных финансовых институтов |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию следует начинать с повторения основных моментов лекционной темы (по учебнику или конспектам), ответов на контрольные вопросы и тестовые задания по АРМ, и детального разбора примеров, рекомендованных на лекции или в учебниках (если имеются).
Содержание каждой темы надо кратко конспектировать, записывая основные определения и все, без исключения формулы характеризуя их смысл.