Тема 5. Бюджетный процесс в РФ: 2 ч. - для очной и очно-заочной формы обучения; 1 ч. €

План

1.Понятие бюджетного процесса, его принципы. Стадии бюджетного процесса. Бюджетный год и бюджетный период.

2.Краткая характеристика основ порядка составления проектов бюджетов.

3.Порядок составления проекта федерального бюджета. Полномочия и роль Правительства РФ и Минфина РФ на этой стадии бюджетного процесса.

4.Перечень документов, представляемых Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу.

5.Основы порядка рассмотрения и утверждения бюджетов.

6.Порядок рассмотрения федерального бюджета в Государственной Думе (раскрыть все три чтения).

7.Порядок утверждения бюджета и принятия федерального закона о федеральном бюджете.

8.Роль специализированных комитетов Федерального Собрания РФ на стадии рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

9.Режим временного управления бюджетом.

10.Основы порядка исполнения бюджетов. Понятие и место в исполнении бюджетов сводных бюджетных росписей, бюджетных росписей и смет доходов и расходов бюджетополучателей.

11.Исполнение бюджета. Роль Федерального казначейства и других органов исполнительной власти на этой стадии бюджетного процесса.

12.Порядок внесения изменений в федеральный бюджет на стадии его исполнения.

14.Составление, рассмотрение, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности (на примере федерального бюджета). Полномочия Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Государственной Думы, Счетной палаты РФ на этой стадии бюджетного процесса.

Задание

Бюджет находится в постоянном развитии, движении. Последовательную смену состояний, стадий развития можно определить как бюджетный процесс. При этом следует отметить, что последовательность не носит чисто механический характер, а регулируется нормами процессуального бюджетного права.

Бюджетный процесс – это регламентированная нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, исполнению бюджета и осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности, а также осуществлению бюджетного контроля на всех стадиях бюджетного процесса. Законодательное определение бюджетного процесса закреплено в БК РФ (ст. 6).

Бюджетный процесс делится на стадии:

составление проекта бюджета;

рассмотрение и утверждение бюджета;

исполнение бюджета и осуществление бюджетного учета;

составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.

Основные положения бюджетного процесса закреплены в Конституции РФ и в БК РФ, где определена система органов, обладающих бюджетными полномочиями, их компетенция, регламентированы стадии бюджетного процесса, вопросы контроля в области бюджетного процесса.

Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным (финансовым) годом и в Российской Федерации составляет 12 месяцев, он совпадает с календарным (с 1 января по 31 декабря) годом. Закон о бюджете вступает в силу со дня его подписания, подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания в установленном порядке (п.2 ст. 5 БК РФ).

Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджеты субъектов РФ - в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты - в форме муниципальных правовых актов представительных органов местного самоуправления.

В основе бюджетного процесса лежат принципы, закрепленные в ст. 28 БК РФ (единство бюджетной системы РФ, разграничение доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельность бюджетов; равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований; полнота отражения доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджета, сбалансированность бюджета, результативность и эффективность использования бюджетных средств, общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов, прозрачность (открытость), достоверность бюджета, адресность и целевой характер бюджетных средств, подведомственность расходов бюджетов, единства кассы.

Кроме того, бюджетному процессу присущи и свои специальные принципы. К ним следует отнести: принцип облечения бюджета в форму акта, принцип разграничения компетенции между представительными и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе; принцип специализации бюджетных показателей, принцип непрерывности.

Составление проекта федерального бюджета осуществляет Правительство РФ, а непосредственную работу по составлению проекта федерального бюджета – Министерство финансов РФ.

Порядок и сроки составления проектов бюджетов регламентируются ст. 184 БК РФ.

Правительство вносит на рассмотрение Государственной Думы РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в трех чтениях.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации, который в течение 14-ти дней должен одобрить его или отклонить.

В течение пяти дней со дня одобрения Советом Федерации федеральный закон направляется Президенту для подписания и обнародования.

Исполнение бюджетов разного уровня относится к компетенции органов исполнительной власти соответствующего уровня.

Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись - это документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с БК РФ в целях исполнения бюджета по расходам.

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством. Бюджеты исполняются по доходам и расходам. Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в главной книге Федерального казначейства. Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета принадлежит Федеральному казначейству, оно ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Данные главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении бюджета.

Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. В конце финансового года все субъекты, исполняющие бюджет, осуществляют его заключение. Это означает закрытие счетов в 24 часа 31 декабря, после чего движение денежных средств на этих счетах на производится.

Бюджетный процесс завершается стадией – составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета подлежит рассмотрению Государственной Думой и утверждению федеральным законом.

Для подготовки к лекции студент должен изучить основную литературу, уяснить понятие бюджетный процесс, знать стадии и принципы бюджетного процесса, ознакомится с частью третьей Бюджетного кодекса РФ «Бюджетный процесс в РФ».

Наши рекомендации