Тема 3. Правовое регулирование финансового контроля в РФ: 4 ч. - для очной формы обучения; 2 ч. €

План

1.Понятие финансового контроля как предмета финансового права. Его задачи и направления.

2.Значение финансового контроля в обеспечении соблюдения финансового законодательства.

3.Виды, формы и методы финансового контроля государства и муниципальных образований.

4.Субъекты, осуществляющие государственный и муниципальный финансовый контроль.

5.Роль бухгалтерии и учетных систем в осуществлении финансового контроля.

Задание

Поскольку финансам как экономической категории свойственна контрольная функция, финансовый контроль объективно является одним из основных направлений финансовой деятельности. Финансовый контроль необходим для нормального бесперебойного функционирования экономики в любой стране.

Финансовый контроль осуществляется строго в соответствии с законом специально уполномоченными субъектами в рамках предоставленной им компетенции. Особенностью финансового контроля является то, что его объектом всегда являются отношения, связанные с мобилизацией, распределением или расходованием фондов денежных средств.

Таким образом, финансовый контроль это деятельность уполномоченных государством органов и субъектов по проверке законности и целесообразности образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований с применением специфических форм и методов его организации и воздействия.

При изучении темы необходимо обратить внимание на органы государства, осуществляющие финансовый контроль в РФ в настоящее время в соответствии с действующим законодательством. Прежде всего студенту следует ознакомиться с нормативно-правовой базой, регламентирующей правовое положение органов государственной власти, участвующих в процессе контрольных мероприятий.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Раздел 2. Бюджетное право, правовые основы централизованных внебюджетных фондов и финансов предприятий и организаций

Тема 4. Бюджетное право РФ: 6 ч. - для очной формы обучения; 2 ч. – для очно-заочной формы обучения; 1 ч. – для заочной формы обучения

План

1.Понятие бюджета в материальном смысле и как правовой категории. Виды бюджетов. Особенности самостоятельных и консолидированных бюджетов.

2.Консолидированные бюджеты: понятие, виды, состав, назначение.

3.Понятие бюджетного права. Предмет и метод правового регулирования. Место бюджетного права в системе финансового права и его связь с другими институтами финансового права, подотраслями финансового права и отраслями права.

4.Источники бюджетного права. Их виды и характеристика. Бюджетное законодательство.

5.Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, виды.

6.Субъекты бюджетного права и бюджетных правоотношений: понятие и характеристика.

7.Бюджетные права РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

8.Понятие бюджетного устройства. Бюджетная система, ее состав и структура, принципы построения.

9.Доходы бюджетов: понятие, состав, их бюджетная классификация. Собственные доходы бюджетов.

10.Бюджетная классификация: понятие, состав, значение в организации бюджетной системы.

11.Доходы федерального бюджета: понятие, виды. Доходы федерального бюджета на текущий год.

12.Расходы бюджетов: понятие, их бюджетная классификация.

13.Расходные обязательства. Расходные обязательства РФ и субъектов РФ: понятие, основания возникновения, источники их финансирования.

14.Фонды, образуемые, в составе расходной части бюджета.

15.Межбюджетные отношения. Принципы бюджетного федерализма.

16.Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления.

17.Правовой режим фондов федерального бюджета (источников финансовой помощи субъектов): перечень, порядок образования, направления и особенности расходования.

18.Основания бюджетной ответственности и меры, применяемые к нарушителям, составы правонарушений в бюджетной сфере.

19.Понятие бюджетного правонарушения, классификация бюджетных правонарушений.

Задание

Законодательное определение понятия бюджета дается в ст. 6 БК РФ, бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Кроме законодательного определения, необходимо охарактеризовать бюджет с материальной, экономической и юридической точек зрения (следует уяснить разницу в этих понятиях).

При освещении вопроса о классификации бюджета следует обратить внимание на понятие консолидированного бюджета, самостоятельного, чрезвычайного (дать определение каждого бюджета).

Бюджетное право является самым крупным звеном в системе финансового права. Предмет бюджетного права составляют общественные отношения, связанные с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы, составом доходов и расходов бюджетной системы и порядком их распределения между уровнями бюджетной системы, бюджетными полномочиями органов государственной власти и местного самоуправления, о также бюджетным процессом.

Необходимо дать характеристику источников бюджетного права, среди которых выделить Конституцию РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральный закон о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, иные федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, о также подзаконные акты, регулирующие бюджетные отношения.

Особое внимание стоит уделить особенностям бюджетных правоотношений, их субъектам. Необходимо, чтобы бакалавр различал понятия «субъект бюджетного права» и «субъект бюджетного правоотношения». При раскрытии бюджетных прав РФ, субъектов РФ и муниципальных образований следует изучить главу 2 БК РФ «Бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Важное место при изучении данной темы отводится бюджетному устройству Российской Федерации. Бакалавр должен знать, что основой бюджетного устройства любого государства является его государственное и административно-территориальное устройство. Организация бюджетной системы определяется государственным устройством: в унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней; в федеративном государстве – из трех уровней.

Понятие бюджетной системы закреплено в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ. Бюджеты государственных внебюджетных фондов были ведены в состав бюджетной системы с 1 января 2000 г.

Бакалавру необходимо уяснить понятия «доходы» и «расходы» бюджета (ст. 6 БК РФ). Следует дать законодательное и теоретическое определение данных понятий, их классификацию, о также обратить внимание на значение этих понятий.

Бакалавру следует знать, что в Бюджетном кодексе РФ в главе 4 закреплена бюджетная классификация Российской Федерации, которая является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и используется для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетной системы Российской Федерации (ст. 18 БК РФ). Бюджетная классификация призвана обеспечивать контроль за мобилизацией доходов и финансированием расходов.

Следует знать состав бюджетной классификации, обратить особое внимание на направления расходования бюджетных средств. Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ являются разделы и подразделы функциональной классификации расходов бюджетов.

Доходы делятся по юридической форме на налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления. По порядку закрепления законодатель выделяет собственные доходы бюджетов (ст. 47 БК РФ).

Формирование расходов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами (глава 11 БК РФ). Необходимо обратить внимание на резервные фонды, образуемые в составной расходной части бюджета.

Одним из наиболее сложных и объемных вопросов для изложения являются межбюджетные трансферты (глава 16 БК РФ). Следует уяснить понятие межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов. Знать формы межбюджетных трансфертов, условия их предоставления. Бакалавр должен разъяснить понятия «дотации», «субвенции» и «субсидии», их отличительные признаки, их каких фондов финансовой поддержки они предоставляются, уметь охарактеризовать указанные фонды (цель и порядок образования, направления расходования дотаций, субвенций, субсидий).

Заключительный раздел данной темы посвящен нормам, регулирующим вопросы ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (часть IV) БК РФ. Бакалавр должен знать понятие бюджетной ответственности, характеристику мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, о также рассмотрение отдельных составов правонарушений.

Для подготовке к лекции студент должен изучить основную литературу и Бюджетный кодекс РФ.

Наши рекомендации