Тема лекции №4 «Привлечение краткосрочного капитала»
План лекции:
1. Краткосрочные обязательства как источник финансирования деятельности предприятия.
2. Определение потребности в краткосрочном капитале
Краткосрочные обязательства включают в себя заемные средства и кредиторскую задолженность.
Основными способами краткосрочного финансирования являются Коммерческий и Банковский Кредиты. Коммерческий кредит связан с торгово-посредническими операциями, предоставляется поставщиком или посредником и оформляется по-разному:
§ векселем;
§ авансом покупателя;
§ открытым счетом.
Разновидностью коммерческого кредита выступает обычная кредиторская задолженность, образующаяся ввиду существующей системы оплаты по безналичному расчёту. Одним из наиболее перспективных видов коммерческого кредита является использование Простых и Переводных векселей предприятием. Выписанный какой-либо фирмой простой вексель может служить платёжным средством цепочки, связывающей несколько предприятий. Поскольку вексель, выписанный предприятием, считается менее надёжным, чем банковский вексель, нередко ликвидность таких финансовых инструментов поддерживается банком в форме Аваля, т. е. банковской гарантией оплатить вексель в случае непогашения его фирмой, выпустившей вексель. Роль банка в обращении векселей предприятия не сводится только к выдаче гарантии, т. е. банки могут обеспечивать учёт (долгосрочное погашение) векселей, а также участвовать в предварительном отборе участников вексельного конгломерата. Что касается переводного векселя предприятия, то при его использовании решается не только задача краткосрочного финансирования, но и происходит существенное сокращение времени и денежных средств в пути.
Понятие "заемные средства" и "кредиторская задолженность" близки по смыслу. В то же время кредиторская задолженность, образуемая в расчетах с контрагентами, заметно отличается от заемных средств. У кредиторской задолженности должны быть объективные лимиты и критерии. Ее неоправданный рост недопустим. Объем кредиторской задолженности должен быть увязан с финансовым положением предприятия, сопоставим с дебиторской задолженностью, соответствовать размерам предприятия. Если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то это можно считать позитивным фактором, увеличивающим объемы привлеченных на предприятие средств. Управление кредиторской задолженностью означает применение предприятием наиболее приемлемых для него форм, сроков, а также объемов расчетов с контрагентами. Управление кредиторской задолженностью сводится к тому, чтобы последняя, снижая дефицит оборотных средств, не ослабляла финансовую устойчивость предприятия.
Прежде чем начать рассматривать процесс управления кредиторской задолженностью хозяйствующих субъектов, попытаемся разобраться с содержанием самого определения «кредиторская задолженность» с точки зрения различных авторов.
Рассмотрим точку зрения известного экономиста, профессора И.А. Бланка, который рассматривает кредиторскую задолженность в составе заемного капитала предприятия, а именно в составе его краткосрочной части или называет внутренней кредиторской задолженностью. Свою точку зрения он объясняет тем, что начисления средств по различным видам этих счетов производятся предприятием ежедневно (по мере осуществления текущих хозяйственных операций), а погашение обязательств по этой внутренней задолженности - в определенные (установленные) сроки в диапазоне от одного месяца. А так как с момента начисления средства, входящие в состав кредиторской задолженности, уже не являются собственностью предприятия, а лишь используются им до наступления срока погашения обязательств, то по своему экономическому содержанию являются разновидностью заемного капитала.
Трактовка кредиторской задолженности как полученного кредита довольно популярна среди российских и зарубежных теоретиков финансового менеджмента. Так Ю. Бригхем и Л. Гапенский определяют кредиторскую задолженность предприятий как полученный ими торговый кредит. При этом важнейшей характеристикой обязательств предприятия перед контрагентами Бригхем и Гапенски называют «бесплатную компоненту» этого кредита, которой по их словам «финансовому менеджеру следует воспользоваться в любом случае».
В. В. Ковалев определяет обязательства, в том числе и кредиторскую задолженность предприятия, служащие источником финансирования его деятельности как «фактор прибыли, которую дополнительно может получить предприятие, расширяя за счет предоставляемого ему кредита состав и объем средств».
Как факт хозяйственной жизни, подлежащий раскрытию в составе экономии следует рассматривать, еще, как минимум, с двух позиций: юридической, отражающей правовые формы обязательственных отношений, и бухгалтерской, характеризующей возможности представления информации необходимой пользователям финансовой отчетности для принятия обоснованных управленческих решений.
Кредиторская задолженность - это сумма краткосрочных обязательств предприятия перед поставщиками, работниками по оплате труда, бюджетом и других финансовых обязательств.
Ее объем, качественный состав и движение характеризует состояние платежной дисциплины, которая, в свою очередь, свидетельствует о степени (устойчивости) финансового состояния.
Появление категории суммарной (общей задолженности) объясняется необходимостью определения общей суммы задолженности, кроме соответствующих сумм, включая также кредиты иностранных государств и юридических лиц - нерезидентов национальной экономики.
В свою очередь, собственно кредиторская задолженность представляет собой сумму финансовых обязательств данного субъекта хозяйственной деятельности в отношении других контрагентов, банков, бюджетов всех уровней и т.д.
И, наконец, просроченная задолженность хозяйствующих субъектов, как сумма невыплаченных в срок финансовых обязательств предприятия, как в отношении его самого, так и по отношению к нему.
Кредиторская задолженность возникает, как правило, вследствие существующей системы расчетов между предприятиями, когда долг одного предприятия погашается другому по истечению определенного периода. Кредиторская задолженность возникает также в тех случаях, когда предприятие сначала отражает у себя в учете возникновения задолженности (перед работникам по оплате труда, перед бюджетом), а по истечении определенного времени погашает эту задолженность. Кроме того, кредиторская задолженность является следствием несвоевременного выполнения предприятием своих платежных обязательств.
Банковское кредитование осуществляется в различных формах: Срочный кредит, контокоррентный кредит, онкольный кредит, учётный кредит, акцептный кредит, факторинг, форфейтинг.
Срочный кредит — наиболее распространённая форма краткосрочного кредитования, когда банк перечисляет оговоренную сумму на расчётный счёт заёмщика. По истечении срока кредит погашается.
Контокоррентный кредит (текущий счет) предусматривает ведение банком текущего счёта клиента с оплатой поступивших расчётных документов и зачислением выручки. Если средств клиента оказывается недостаточно для погашения обязательств, банк кредитует его в пределах установленной в кредитном договоре суммы, т. е. контокоррент может иметь дебетовое и кредитовое сальдо. Расчёты по этому кредиту проводятся с установленной договором периодичностью путём сальдирования платежей и поступлений и определений реальной суммы предоставляемого кредита.
Онкольный кредит (по требованию) является разновидностью контокоррента и выдаётся, как правило, под залог товарно-материальных ценностей или ценных бумаг. В пределах обеспеченного кредита банк оплачивает все счета клиента, получая право погашения кредита по первому своему требованию за счёт средств, поступивших на счёт клиента, а при их недостаточности — путём реализации залога. Процентная ставка по этому кредиту ниже, чем по срочным ссудам.
Учётный (вексельный) кредит предоставляется банком векселедержателю путём покупки (учёта) векселя до наступления срока платежа. Векселедержатель получает от банка указанную в векселе сумму за вычетом учётного процента и других накладных расходов.
Акцептный кредит используется в основном во внешней торговле и предоставляется поставщиком импортёру путём акцепта банком выставленных на него экспортёром тратт.
Факторинг — операция по приобретению факторской компанией или банком права на взыскание долга. Фактор выплачивает часть суммы дебиторской задолженности (до 80%) придерживая оставшуюся часть на покрытие риска неоплаты.
Форфейтинг — кредитование экспортёра путём покупки векселей, акцептованных импортёром.
Новые методы краткосрочного финансирования.
Кратко охарактеризуем такие приёмы, как страхование, форвардные и фьючерсные контракты и операции РЕПО, позволяющие обеспечить предприятие необходимыми оборотными средствами и в определённой мере уменьшить риск финансово-хозяйственной деятельности при принятии решений финансового характера, имеющих отношение к будущему.
В принципе, вышеперечисленные методы составляют основу операции Хеджирования, т. е. страхования от потерь путем сведения до минимума различных рисков, которым подвергается предприятие.
1. Страхование. Существует два вида страхования: обязательное и необязательное. Первое предусмотрено законодательством, и расходы по нему списываются на себестоимость продукции. Второй вид страхования носит добровольный характер, а необходимость и целесообразность его применения определяется степенью риска, ассоциируемого с данной операцией.
2. Форвардные, фьючерсные контракты. Это наиболее распространенные приемы хеджирования. Они представляют собой ценные бумаги и обращаются на фондовых биржах. Форвардный контракт, как и его наиболее распространённая разновидность фьючерс, представляет собой соглашение о купле-продаже товара или финансового инструмента с поставкой и расчётом в будущем. Согласно контракту продавец обязан поставить в определённое место и срок определённое количество товаров или финансовых инструментов. После доставки товара покупатель обязан заплатить заранее на момент заключения контракта обусловленную сумму.
В сравнении с форвардными контрактами фьючерсы имеют ряд отличительных черт:
§ форвардный контракт "привязан" к точной дате, а фьючерс — к месяцу исполнения;
§ участников операций обычно много, поэтому продавцы и покупатели не привязаны друг к другу;
§ фьючерсы свободно обращаются на фондовых биржах;
§ изменение цен по товарам и финансовым инструментам, указанным в контрактах, осуществляется ежедневно в течении всего периода до момента их исполнения.
3. Операции РЕПО представляют собой договор об обратном выкупе ценных бумаг. Договором предусматривается два противоположных обязательства для его участников, т. е. обязательства продажи и обязательства покупки. Прямая операция РЕПО предусматривает, что одна из сторон продаёт другой пакет ценных бумаг с обязательством купить его обратно по заранее оговорённой цене. Обратная покупка осуществляется по цене, превышающей первичную цену. Разница между ценами, отражающая доходность операции выражается в процентах годовых и называется Ставкой РЕПО. Прямая операция РЕПО привлекает необходимые финансовые ресурсы, а обратная предусматривает покупку пакета с обязательством продать его обратно. Назначение такой операции размещать временно свободные финансовые ресурсы. Операции РЕПО проводится в основном с государственными ценными бумагами и относятся к краткосрочным операциям — от нескольких дней до нескольких месяцев.
Финансовый лизинг . одна из современных форм привлечения финансового кредита. Его стоимость определяется на основе ставки лизинговых платежей (лизинговой ставки). При этом следует учитывать, что эта ставка включает две составляющие: а) постепенный возврат суммы основного долга. Он представляет собой годовую норму амортизации актива, привлекаемого на условиях финансового лизинга, в соответствии с которым после его оплаты актив передается в собственность арендатора; б) стоимость
непосредственного обслуживания лизингового долга.
С учетом этих особенностей стоимость финансового лизинга оценивается
по формуле
ССфл=((Iфл-На)·(1-Т))/(1-Зфл),
где ССфл . стоимость заемного капитала, привлекаемого на условиях
финансового лизинга, %;
Iфл . годовая лизинговая ставка,
%; На . годовая норма амортизации актива, привлекаемого на условиях финансового лизинга;
Т. ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
Зфл . уровень расходов по привлечению актива на условиях финансового лизинга к
стоимости этого актива, выраженный десятичной дробью.
Управление стоимостью финансового лизинга основывается на двух
критериях:
1) стоимость финансового лизинга не должна превышать стоимости
банковского кредита, предоставляемого на аналогичный период (иначе
организации выгодней получить долгосрочный банковский кредит для покупки
актива в собственность);
2) в процессе использования финансового лизинга должны быть выявлены такие предложения, которые минимизируют его стоимость.
Стоимость товарного (коммерческого) кредита
Оценивается в разрезе двух форм его предоставления:
1) по кредиту в форме краткосрочной отсрочки платежа;
2) по кредиту в форме долгосрочной отсрочки платежа с оформлением векселя.