Принципы организации финансов предприятий

Фин отношения, фонды ден средств, составляющие содержание Ф предприятия, орг-тся не стихийно, а в соответствии с опр принципами: принцип демократического централизма, хоз расчета, образования резервов.

Принцип демокр централизма - сочетание оперативно-фин самост-сти предприятий с централизованным рук-вом гос-вом в области Ф. В рамках конкр предприятия гос-во регулирует сегодня состав затрат, относимых на себестоимость продукции; размер отдельных видов расходов; нормы отчислений в фонды соц назначения; сроки, методы начисления амортизации основных средств, немат активов; объекты и ставки налогообложения; сроки и порядок списания с баланса обязательств предприятия.

Значительная часть фин отношений предприятий реглам-на гражданским зак-вом. Фин права предприятий изложены в Гражд кодексе. В частности, им разрешено: 1.Сам-но разрабатывать и утверждать все фин показатели своей деятельности. 2. Сам-но распоряжаться имуществом. 3. В зак-ве оговорены права предприятий в ??х участия их различных централизованных целевых фондах. Предпр-я также сам-но опр-т направления исп-я чистой прибыли.

Особое влияние на организацию Фв оказывают требования хозрасчета: самоокупаемость; мат заинтересованность; мат ответ-сть. Принципы хозрасчета требуют от предприятий зарабатывания такого объема фин ресурсов, чтобы их хватило для расчетов с бюджетом, решения пр-ных и соц проблем коллектива. В пределах имеющихся фин ресурсов предприятия сам-но устан-ют формы и системы оплаты труда, стимулирующие и компенсирующие выплаты, др виды трудовых доходов.

В условиях реального хозрасчета предприятия лишены (за редким искл) фин поддержки гос-ва. Те из них, кто не способные работать на принципах самофин-ния могут быть объявлены кредиторами банкротами. Это одна из основных форм проявления принципа мат ответ-сти. Вместе с этим за нарушение договорных, кредитных, расчетных и налоговых обяз-в предпр-е несет ответ-сть в соотв с зак-вом. Уплачивает штрафы, пени, неустойки.

Для форм-я мат заинтересованности в рез-х своей деят-сти предприятиям установили нормированные платежи в бюджет, ↑ли размер прибыли, оставляемой в распоряжении, предоставлена свобода в ее исп-нии, дано право создавать резервные фонды для фин-я различного рода непредвид расходов, связанных с конкуренцией и фин рисками.

В условиях рыночных преобразований роль Фв предприятий усиливается и сводится к 3м решающим факторам: 1) обеспечению эк стабилизации; 2) адаптации к рыночным преобразованиям; 3) стим-ю инвест активности.

Содержание финансовой работы на предприятии.

Организация упр-я Ф предприятия предполагает: 1.Создание специализ подразделения по упр-ю Фми; 2.Опр-е орг стр-ры фин службы и высокую квалификацию их работников; 3.Разработку фин политики предприятия. 4.Тех оснащение служб упр-я Фми; создание информ базы с целью осущ-я планово-прогнозной деят-сти, принятия оптим решений, разработки оперативных и долгосрочных планов.

Состав и объем фин работы на предприятии вкл: фин план-е; орг-ю расчетов; фин контроль; анализ фин состояния и хоз-фин деят-ти предприятия. Суть фин план-я закл в планомерном упр-и процессами создания, распр, перераспр и исп-я ден ресурсов предприятия. Объек план-я -ден потоки, которые относительно обособлены от движения элементов пр-ва.

Цель фин план-я: обеспечение соотв-я между наличием фин ресурсов и потребностью в них, выявлении источников форм-я фин ресурсов и поиска наиболее дешевых и эф вариантов их исп-я; устан-и оптим пропорций распр-я фин ресурсов по направлениям; опр-и конкр направлений исп-я средств.

Различают годовые, операт и перспективные фин планы; планы, которые сост-тся на уровне предпр-я в целом и в разрезе стр-х подразделений.

Осн план период - 1 год. Исследование перспектив развития рынка - прогнозирование. Различают кратко- прогноз — до 3 лет, средне- до 10 лет и долгосрочный — свыше 10 лет.

Орг-я расчетов — важная часть работы по фин обеспечению предприятия, которая предусм-ет создание оптимальной системы фин отношений с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, др контрагентами по обоюдным фин обяз-м. Эф-сть применяемых форм и методов расчетов непосредственно влияет на величину задействованных в обороте фин ресурсов и их эф исп-е. Своевременные платежи позволяют предприятию избежать доп затрат в виде санкций , нормальные задержки в исполнении своих финансовых обяз-в позволяют предприятию пользоваться доп привлеченными в оборот фин ресурсами.

Вовремя полученные ден средства от покупателей и заказчиков ↓ величину отвлечения из оборота фин ресурсов, и на эту величину предприятие может ↓ сумму задействованных в обороте средств. При задержках платежей предприятие должно предъявлять к должнику установленные законом и договором требования по возмещению убытков.

Анализ исп-мых форм расчетов, их корректировка в пользу предприятия - прямая и непосредственная обязанность фин службы.

Фин контроль должен осущ-ться на всех стадиях кругооборота капиталам хоз деятельности, во всех подразделениях и службах предприятия. Возможность такого всеобъемлющего контроля обеспечивается объективным фактом обслуживания материально вещественного движения пр-ных ресурсов соотв-щим движением ден средств.

Объекты фин контроля на предпр-и: осн и оборотные средства; фонды и резервы; численность работающих и уровень эф исп-я трудовых ресурсов; себестоимость и прибыль; источники фин обеспечения; др ?? и сферы деят-сти предприятия, где реальные процессы можно исчислить в ден выражении.

Фин контроль может быть как внутренним (за хоз процессами внутри предприятия), так и внешним (за взаимоотношениями предприятия с субъектами внешней среды, включая и отношения с органами гос власти).

Субъекты внутр контроля : цеха, подразделения, службы и предприятие в целом. Субъекты внешнего контроля : организации и частные лица, с которыми предприятие вступает в хоз, а значит, и фин взаимоотношения.

Фин контроль проявляется в выявлении и фиксации фактов отклонений и нарушений в заплан кругообороте капитала, разработке мер по ликвидации выявленных нарушений, внедрения системы профилактики и их предупр-я.

Фин контроль невозможен без колич показателей, норм и нормативов, с которыми сравниваются фактически достигнутые рез-ты. Только на базе этого сравнения можно сделать вывод о том \др явлении, фин состоянии предприятия в целом или отдельного его подразделения.

Анализ хоз-фин деятельности предприятия предполагает комплексное изучение деят-ти предприятия за прошедший период, выявление тенденций его дальнейшего развития, установление объективного фин состояния, выявление резервов и опр-е путей лучшего исп-я ресурсов.

Источником анализа служат бух баланс и отчет, стат отчетность, док-ты внутреннего применения, отражающие движение и изменение состояния имущества предприятия и его фин обеспечения. На основе данных анализа делаются выводы о напряженности фин состояния предприятия и при необх-сти разрабатываются мероприятия по его улучшению.

Для ведения фин работы на предприятии создается фин отдел, который должен быть самостоятельной упр-ской стр-рой.

Цель фин работы закл в обеспечении кругооборота капитала фин ресурсами, т.е. изыскании фин ресурсов, оптимальном их распр-и по различным стадиям оборота, экономном исп-и. Все эти проблемы имеют опр механизмы реализации, свои правила и приемы.

Работа фин отдела отличается синтетическим хар-м, т к на фин рез-х организации отражается работа всех подразделений предприятия. Рез-ты работы предприятия проявляются в фин пок-лях—доходах, расходах, массе прибыли, рентабельности, на достижение которых должны быть направлены усилия всех подразделений и служб предприятия. Это обусловливает тесную связь фин отдела с эк, техническими и пр-ными службами предприятия.

Фин отдел является ведущим подразделением в системе управления предприятием в силу своей роли в организации оптимальных фин потоков.

Начальник фин отдела может быть наделен правом представительства без особой доверенности, уполномочен распоряжаться фин и ден ресурсами предпр-я, ставить первую подпись на ден расчетно-кред и др фин док-х.

Наши рекомендации