Проведем АВС анализ ассортимента фирмы по данным о годовой реализации
Задание №1
Известны данные о товарообороте фирмы за 10 недель, однако по техническим причинам фирма не работала на 7 неделе. Провести анализ работы фирмы, включая кривую Лоренца, кривую XYZ анализ, матрицу интегрированного анализа, а также рекомендации по работе фирмы.
ассортиментная группа | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 5 неделя | 6 неделя | 7 неделя | 8 неделя | 9 неделя | 10 неделя |
хоз товары | ||||||||||
электротовары | ||||||||||
крупногабаритн | ||||||||||
мебель | ||||||||||
бытовая техника | ||||||||||
строит материалы | ||||||||||
продукты | 9,9 | 10,2 | 9,7 | 9,8 | 10,1 | 9,7 | 10,3 | |||
сантехника |
АВС – анализ.
В практике менеджмента широко применяется АВС - анализ, который позволяет определить перспективность ассортиментных групп, или каких-то других объектов. АВС анализ производится за несколько шагов.
1 шаг. Определяются объекты статистического анализа и абсолютный показатель y, который будет описывать эти объекты.
2 шаг. Рассчитываются доли групп относительно выбранного показателя у.
3 шаг. Все объекты располагаются в порядке их значимости для фирмы (в порядке убывания их доли).
4 шаг. Рассчитываются накопленные доли, и строится кривая Лоренца.
5 шаг. С помощью кривой Лоренца все объекты разбиваются на три группы А, В, С в порядке их значимости для фирмы, и даются рекомендации о той политике, которую должна проводить фирма в отношении каждой из этих групп.
Проведем АВС анализ ассортимента фирмы по данным о годовой реализации.
1 шаг.Объектами анализа здесь будут ассортиментные группы, описываемые годовым оборотом.
2 шаг. Рассчитаем товарооборот и долю групп относительно выбранного показателя у.
I. Общий товарооборот
Хозтовары = 154+160+165+158+161+166+153+165+155=1437 тыс. руб.
Электротовары = 34+37+44+39+43+36+33+42+43=351 тыс. руб.
Купногабарит = 42+35+30+42+63+58+65+44+39=418 тыс. руб.
Мебель = 23+34+40+32+29+26+33+25+27=269 тыс. руб.
Бытовая техника = 20+21+22+19+20+22+19+18+18= 179 тыс. руб.
Стройматериалы = 71+73+70+77+79+75+76+73+74=668 тыс. руб.
Продукты = 9,9+10,2+10+9,7+9,8+10,1+9,7+10,0+10,3=89,7 тыс. руб.
Сантехника = 16+17+18+17+21+20+18+22+20=169 тыс. руб.
II. Доля групп в общем товарообороте d
Хозтовары: d
Электротовары: d
Крупногабарит: d
Мебель: d
Бытовая техника: d
Стройматериалы: d
Продукты: d
Сантехника: d
ассортиментная группа | общий т/о | Доля в общем т/о фирмы, % |
хоз товары | 40,13% | |
электротовары | 9,80% | |
крупногабаритн | 11,67% | |
мебель | 7,51% | |
бытовая техника | 5,00% | |
строит материалы | 18,66% | |
продукты | 89,7 | 2,51% |
сантехника | 4,72% |
3 шаг. Расположим все объекты в порядке их значимости для фирмы.
ассортиментная группа | Доля в общем т/о фирмы, % |
хоз товары | 40,13% |
строит материалы | 18,66% |
крупногабаритн | 11,67% |
электротовары | 9,80% |
мебель | 7,51% |
бытовая техника | 5,00% |
сантехника | 4,72% |
продукты | 2,51% |
4 шаг. Рассчитаем накопленные доли.
Хозтовары= 40,13%
Стройматериалы = 40,13%+18,66% = 58,79%
Крупногабарит = 58,79%+11,67% = 70,46%
Электротовары = 70,46%+9,80% = 80,26%
Мебель = 80,26%+7,51% = 87,77%
Бытовая техника = 87,77%+5,00% = 92,77%
Сантехника = 92,77%+4,72% = 97,49%
Продукты = 97,49%+2,51% = 100,00%
ассортиментная группа | общий т/о | Доля в общем т/о фирмы, % | Накопленная доля |
хоз товары | 40,13% | 40,13% | |
строит материалы | 18,66% | 58,79% | |
крупногабаритн | 11,67% | 70,46% | |
электротовары | 9,80% | 80,26% | |
мебель | 7,51% | 87,77% | |
бытовая техника | 5,00% | 92,77% | |
сантехника | 4,72% | 97,49% | |
продукты | 89,7 | 2,51% | 100,00% |
Теперь построим кривую Лоренца, в которой по горизонтали (по оси X) откладываются ассортиментные группы в порядке убывания их доли в годовом обороте фирмы, а по вертикали (по оси У) откладываются накопленные доли).
5 шаг. Разобьем все объекты на 3 группы (А, В, С) в порядке их значимости для фирмы. В группу А отнесем наиболее важные объекты, доля которых составляет около 60%, а в группу С отнесем наименее значимые для фирмы объекты, доля которых составляет около 10%
В группу А попали: хозяйственные товары и строительные материалы, которые вносят основной результат в финансовые результаты фирмы. Для этих товаров фирме следует придерживаться политики диверсификации ассортимента с тем, чтобы фирма не зависела от объема продаж нескольких товаров. С этими товарами должны работать наиболее опытные и квалифицированные сотрудники.
В группу В попали: крупногабаритные товары, электротовары, мебель. В отношении этой группы фирме можно проводить ту же политику, что и для группы А, но в менее жесткой форме.
В группу С попали: бытовая техника, сантехника, продукты. Это наименее значимые товары для фирмы, доля которых в годовом обороте всего лишь около 10%. С этими товарами могут работать малоопытные и не очень квалифицированные сотрудники, и в отношении этих товаров фирмы проводить политику сокращения ассортимента в мягкой форме.
XYZ – анализ.
В практике менеджмента помимо АВС – анализа широко применяется таких XYZ – анализ, который состоит из следующих этапов:
1 этап. Определяются объекты анализа. Например, клиенты, поставщики, товарные группы, номенклатурные единицы и т.д.
2 этап. Определяется тот экономический показатель, с помощью которого будут оцениваться выбранные объекты. Например, объем продаж (руб.), валовая прибыль (млн. руб.), количество заказов (шт.), количество единиц проданного товара (шт.) и т.д.
3 этап. Нужно определить длину, а также количество периодов времени, по которым следует проводить анализ объектов. Например, неделя, декада, месяц, квартал, полугодие, год.
4 этап. Для каждого анализируемого объекта вычисляется коэффициент вариации по формуле:
5 этап. Объекты анализа упорядочивают по возрастанию значений коэффициента вариации. Например, если объекты описываются объемами продаж, то они будут упорядочены начиная с тех, по которым имеются наиболее стабильные продажи и кончая наименее стабильными продажами.
6 этап. Строится кривая XYZ – анализа, в которой по горизонтальной оси идут выбранные объекты в порядке убывания стабильности продаж, а по вертикальной оси откладываются значения коэффициента вариации. На этой диаграмме графически указываются 3 группы:
Объектами анализа здесь будут ассортиментные группы, описываемые годовым оборотом.
Хозтовары
Электротовары
Крупногабарит
Мебель
Бытовая техника
Стройматериалы
Продукты
Сантехника
Дисперсия недельного товарооборота:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
Среднее квадратичное отклонение недельного оборота товаров
Хозтовары:
Электротовары:
Крупногабаритн:
Мебель:
Бытовая техника:
Стройматериалы:
Продукты:
Сантехника:
Коэффициент вариации оборота товаров
Хозтовары:
Электротовары:
Крупногабарит:
Мебель:
Бытовая техника:
Стройматериалы:
Продукты:
Сантехника: