Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
Направление подготовки : 38.03.02 – МЕНЕДЖМЕНТ
Направленность (профиль): ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Программа прикладного бакалавриата
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Факультет: экономический
Кафедра: финансов и кредита
Вологда
2016 г.
Составители рабочей программы
доцент,к.э.н. _________________ / Е.Г. Смирнова /
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры __________________________
Протокол заседания № 12 от « 23 » июня 2016 г.
Заведующий кафедрой
« 23 » июня 2016г. _________________ / Е.С. Губанова /
Рабочая программа одобрена методическим советом / комиссией
_______________________факультета.
Протокол заседания № ___от «_____»_________________2016г.
Председатель методического совета / комиссии
«___»________2016_г. _________________ / С.А. Клещ/
СОГЛАСОВАНО:
Представители работодателей и их объединений
(в т.ч. выпускники)
Начальник отдела корпоративного бизнеса АО
«Вологдабанк» ______________ / Малышев Р.Ю./
Председатель студенческого комитета по содействию
Повышения качества образования ВоГУ _______________ / Кутузова О.П. /
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения учебной дисциплины «История денежного обращения» являются:
1. Овладение студентами в процессе обучения и воспитания общекультурными и профессиональными компетенциями.
2. Развитие у студентов целеустремленности, организованности и культуры мышления.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина «История денежного обращения» относится к вариативной части блока дисциплин модулей ОПОП ВО. Дисциплина изучается в 3-м семестре.
Для освоения данной дисциплины как последующей необходимо изучение следующих дисциплин ОООП: деньги, кредит, банки, микроэкономика для финансистов.
Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении следующих дисциплин и практик: налоги и налогообложение, финансовые рынки и финансовые институты.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
· Историю денег в первобытном обществе, их роль в кругообороте товаров, историю денег в Древней Руси с 9 по 16-е века, историю банкнот и монет царской России, эволюцию денег и денежных систем и их последующее развитие при проведении различных денежных реформ, историю денежных реформ СССР, историю денег разных стран и народов, современное развитие денег в разных странах (ОК-2, 4, 5, 6);
уметь:
· Определять особенности различных типов и видов денежного обращения и денежных систем, этапы эволюционного развития денежных систем, выявлять особенности и характеристики различных видов денег, способы фальсификаций и подделок денег в различных типах денежных систем (ОК-2, 4, 5, 6);
владеть/быть в состоянии продемонстрировать:
· Навыками определения характерных особенностей различных видов денег в истории денежного обращения, навыками определения эффективности функционирования денежных систем и денег в разных странах (ОК-2, 4, 5, 6).
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / МОДУЛЯ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 часов), в том числе в семестрах:
Семестр № | Трудоемкость | РПР, курсовая работа, курсовой проект, | Форма промежуточной аттестации | |||||
Всего | Контактная работа | СРС | Экз. | |||||
ЗЕТ | час. | час. | час. | час. | ||||
Лк. | Пр. | Зачет | ||||||
Взаимосвязь тем в дисциплине отражает матрица межтематических связей. Элементы матрицы характеризуют последовательность изучения тем и факт принадлежности темы в соответствии с ее содержанием к опирающейся или опорной.
Распределение результатов обучения и компетенций по семестрам, темам учебной дисциплины с указанием видов учебной деятельности и их содержания, образовательных технологий, последовательности учебных недель, трудоемкости, форм текущего контроля и промежуточных аттестаций представлено в соответствующей таблице.
Матрица межтематических связей в дисциплине
№ п/п, наименование темы опорной | |||||
1. История денежного обращения в первобытном мире | 2. История денежного обращения разных стран и народов | 3.История денежного обращения Древней Руси | 4. История денежного обращения СССР | ||
1. История денежного обращения в первобытном мире | + | + | + | ||
2 История денежного обращения разных стран и народов | + | + | |||
3. История денежного обращения Древней Руси | + | ||||
4. История денежного обращения СССР |
№ темы п/п | Результаты обучения поэтапно | Семестр, тема. Виды учебной деятельности. Краткое содержание | Образова-тельные технологии | Неделя | Трудоем-кость, час | Форма текущего/ промежу-точного контроля | ||
3 семестр | ||||||||
Тема: История денежного обращения в первобытном мире | ||||||||
Знать и понимать: задачи, цель и предмет дисциплины, основы и причины возникновения денег и их материальных носителей (ОК-2, 4, 5,6). | Лекция 1: Необходимость и природа денег. Материальные носители денег. История возникновения и развития денег в Древнем мире. История чеканки денег. Монета и роль в ее возникновения государства. Появление драгоценных металлов в истории денег. Недостатки и достоинства древних денег, их роль в экономике. Интерактив – 1. | Проблемная лекция | 1, 2, 3, | |||||
СРС:Изучение материала лекции 1. | 1, 2, 3, | |||||||
Владеть навыками определения различных видов денег и их взаимодействия в различных экономических системах (ОК-2, 4, 5, 6). | Практическое занятие 1 Необходимость и природа денег. Материальные носители денег. История возникновения и развития денег в Древнем мире. История чеканки денег. Монета и роль в ее возникновения государства. Появление драгоценных металлов в истории денег. Недостатки и достоинства древних денег, их роль в экономике. Интерактив -1. | 1, 2, 3, | реферат | |||||
СРС:Решение задач. | 1, 2, 3, | Проверка решения задач | ||||||
Тема:История денежного обращения разных стран и народов | ||||||||
Знать и понимать: роль денег в древних цивилизациях и этапы исторического развития древних форм денег (ОК-2, 4, 5, 6). | Лекция 2: История денежного обращения Древней Греции. История денежного обращения Древнего Рима. История денежного обращения Китая. История денежного обращения в США. История денежного обращения в Англии. История денежного обращения в западно-европейских странах. Интерактив – 1. | Кейс-метод | 5, 6, 7, | доклад | ||||
СРС: Изучение материала лекции 2. | 5, 6, 7, | |||||||
Уметь применять теории денег в различных экономиках. Владеть навыками определения бумажных и кредитных денег, этапах эволюции и исторического развития разных видов денег (ОК-2, 4, 5, 6). | Практическое занятие 2: История денежного обращения Древней Греции. История денежного обращения Древнего Рима. История денежного обращения Китая. История денежного обращения в США. История денежного обращения в Англии. История денежного обращения в западно-европейских странах. Интерактив-1. | Семинар-дискуссия | 5, 6, 7, | доклад | ||||
СРС:Решение задач. | 5, 6, 7, | Проверка решения задач | ||||||
Тема:История денежного обращения Древней Руси | ||||||||
Знать и понимать сущность и типы денег и этапы их эволюции и исторического развития в экономике, роль денежных реформ в стабилизации денежного обращения, (ОК-2, 4, 5, 6). | Лекция 3: История денежного обращения в Древней Руси с 9-го по 11-е века. История денежного обращения в Древней Руси с 12-го по 13-е века. Гривна. Златник. Сребреник. Гривна-куна, ногата, вечерица. Новгородская гривна. Московская гривна-рубль. Копейка 13-14 веков. Копейка Ивана Грозного. Елена Глинская и ее роль в централизации и унификации денежной системы Древней Руси. Петровские денежные реформы начала 18 века. Деньги Екатерины второй. Казначейские ассигнации конца 18 века. Деньги царской России 19-20 веков. Интерактив – 1. | Лекция-визуализация | 9, 10, 11, | |||||
СРС: Изучение материала лекции 3. | 9, 10, 11, | |||||||
Уметь применять знания о денежном обращении и его историческом развитии, появлении разных видов денег (ОК-2, 4, 5, 6). | Практическое занятие : История денежного обращения в Древней Руси с 9-го по 11-е века. История денежного обращения в Древней Руси с 12-го по 13-е века. Гривна. Златник. Сребреник. Гривна-куна, ногата, вечерица. Новгородская гривна. Московская гривна-рубль. Копейка 13-14 веков. Копейка Ивана Грозного. Елена Глинская и ее роль в централизации и унификации денежной системы Древней Руси. Петровские денежные реформы начала 18 века. Деньги Екатерины второй. Казначейские ассигнации конца 18 века. Деньги царской России 19-20 веков. Интерактив-1. | 9, 10, 11, | Реферат | |||||
СРС:Решение задач СРС: Решение задач | 9, 10, 11, | Проверка решения задач | ||||||
Тема:История денежного обращения СССР | ||||||||
Знать и понимать сущность денежного обращения и его историческое развитие, роль денежных реформ и преобразований денежного обращения (ОК-2, 4, 5, 6). | Лекция 4: Денежное обращение СССР с 1917 г. по 1921 г. Денежная реформа Сокольникова 1922 г. – 1924 г. Денежные реформы 1947 г., 1961 г. Деноминация рубля. Фальсификации и подделки денег и их выявление. Интерактив – 1. | Лекция-визуализация | 13, 14, 15,16,17 | |||||
СРС: Изучение материала лекции 4. | 13, 14, 15, 16, | |||||||
Владеть навыками определения целей и задач, эффективности при проведении денежных реформ (ОК-2, 4, 5, 6). | Практическое занятие 4: Денежное обращение СССР с 1917 г. по 1921 г. Денежная реформа Сокольникова 1922 г. – 1924 г. Денежные реформы 1947 г., 1961 г. Деноминация рубля. Фальсификации и подделки денег и их выявление. Интерактив – 1 | 13, 14, 15, 16, | Доклад | |||||
СРС:Подготовка к аттестации | ||||||||
ИТОГО | Общий объем дисциплины | |||||||
в том числе: | Контактная работа | |||||||
СРС | ||||||||
Подготовка к промежуточной аттестации, аттестация | - | Зачет | ||||||
Примечание:
Основные электронные средства образовательного назначения:
Электронное средство коммуникации | Формат материала |
E-mail, форум, www, CD-ROM, NetMeeting, чат, Meeting room, ЛВС, ICQ, Skype и др. | Текст, гипертекст, аудио-, видео-, мультимедиа материал, видеоконференция, диаграммы, схемы, тренажеры, графика, формулы и др. |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
5.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Место дисциплины в структуре ОПОП, этапы формирования компетенций ОК-2, 4, 5, 6 в процессе освоения обучающимися ОПОП отражены в матрице междисциплинарных связей (п.4.2 ОПОП), в матрице компетентностно-дисциплинарных связей (п.4.3 ОПОП) и в п.2 настоящей рабочей программы дисциплины.
Перечень развиваемых в дисциплине компетенций, описание компетенций и этапы их формирования в процессе изучения дисциплины представлены в предшествующих п.п. 3 и 4.
5.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формировании, описание шкал оценивания
Оценивание уровня сформированности компетенций ОК-2, 4, 5, 6 у обучающихся на соответствие их подготовки ожидаемым результатам, описание их показателей, критериев и шкал оценивания в процессе освоения ОПОП осуществляется по курсам обучения по направлению подготовки и направленности (профилю) согласно сквозной программе соотнесения результатов промежуточных аттестаций обучающихся в дисциплинарном и компетентностном форматах (раздел 4.9. ОПОП).
Для процесса изучения дисциплины и проведения промежуточной аттестации описание показателей, критериев и шкал оценивания компетенций представлено в п.7.4 ОПОП.
При проведении промежуточной аттестации в форме зачета соответствие оценок и требований к результатам аттестации представляется следующим образом
Оценка | Характеристика требований к результатам аттестации в форме зачета |
«Зачтено» | Теоретическое содержание курса освоено полностью без пробелов или в целом, или большей частью, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы или в основном сформированы, все или большинство предусмотренных рабочей программой учебных заданий выполнены, отдельные из выполненных заданий содержат ошибки |
«Не зачтено» | Теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые навыки работы не сформированы или сформированы отдельные из них, большинство предусмотренных рабочей учебной программой заданий не выполнено либо выполнено с грубыми ошибками, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимуму. |
5.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной деятельности
5.3.1. Темы, перечень контрольных вопросов для проведения текущего контроля и/или промежуточной аттестации
№ темы п/п | Тема, контрольные вопросы | |
3 семестр | ||
1. | Тема:История денежного обращения в первобытном мире. | |
1.1. Необходимость и происхождение денег. 1.2. Материальные носители древних денег. 1.3. Роль денег в древнем мире. 1.4. Роль золота в денежном обращении первобытного мира. | ||
2. | Тема:История денежного обращения разных стран и народов. | |
2.1. История денежного обращения Древней Греции. 2.2. Деньги Древнего Рима. 2.3. История денег Китая. 8.03.04 Государственное и муниципальное управление | ||
3. | Тема:История денежного обращения Древней Руси. | |
3.1. Златник и сребреник Вл. Великого 11 века. 3.2. Денежная реформа Елены Глинской 16 века. 3.3. Гривна и ее роль в денежном обращении. 3.4. Московский рубль 13-14 веков. | ||
4. | Тема:История денежного обращения СССР. | |
4.1. Виды денег в СССР. 4.2. Денежные реформы СССР. 4.3. Фальсификации и подделки денег. | ||
5.3.2. Контрольные типовые задания для проведения промежуточной аттестации
5.3.2.1. Задания для проведения промежуточной аттестации должны соответствовать содержанию учебной дисциплины, представленному в п. 4, и определять степень сформированности компетенций по каждому результату обучения.
5.3.2.2. Задания для проведения промежуточной аттестации в форме зачета (зачета с дифференцированной оценкой) могут включать:
- вопросы (п.5.3.1.), требующие устного или письменного ответа;
- тесты, проводимые в письменной или электронной форме.
5.3.2.3. Задания (экзаменационные билеты) промежуточной аттестации в форме экзамена могут включать:
- вопросы, требующие устного или письменного ответа;
- практические задания/ задачи, требующие практического решения и ответа в письменной форме;
- тесты, проводимые в письменной или электронной форме.
№ п/п | Задание |
3 семестр | |
1. | Формируемые компетенции: ОК-2, 4, 5, 6 1. Происхождение денег в первобытном мире. 2.Роль золота в денежном обращении древних народов. 3. Задача (тема – история денежного обращения в первобытном мире). |
2. | Формируемые компетенции: ОК-2, 4, 5, 6 1. Деньги Древней Греции. 2. Деньги Древнего рима. 3. Задача (тема – история денежного обращения разных стран и народов). |
3. | Формируемые компетенции: ОК-2, 4, 5, 6 1. Златник и сребреник 11 века. 2. Денежная реформа Ел. Глинской 16 века. 3. Задача (тема – история денежного обращения Древней Руси). |
4. | Формируемые компетенции: ОК-2, 4, 5, 6 1. Виды денег в СССР. 2. Денежные реформы СССР и их роль в стабилизации денежного обращения. 3. Задача (тема – история денежного обращения СССР). |
5.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Нормативно-методическое обеспечение системы оценки знаний, умений, навыков и/или опыта деятельности, характеризующих формирование компетенций, представлено в разделе 7 ОПОП.