Вторая стратегическая цель – регулирование правоотношений, связанных с физическими лицами, инвесторами – некрупными игроками
Общая характеристика Плана действий в сфере финансовых услуг ЕС 2000-2005.
Основная масса действующих ныне документов была принята с 2000 года. Это обуславливается, во-первых, исключительно тем, что в этот период был подготовлен первый программный документ ЕС о сфере финансовых услуг. До этого принимались разрозненные директивы, которые не носили системного характера.
В 2000-х годах ЕС решил, что пора развивать данную систему. Это связано в том числе с тем, что в 2000 году был представлена Программа 2000 (Аженда 2000), который имел своей целью развить европейскую экономику и сделать ее сопоставимой по уровню развития с американской.
По результатам Agenda-2000 был принят новый программный документ, который касался только рынка ценных бумаг – План действий в с сфере финансовых услуг. Уже в июле 1998 году Европейский совет в Кардиффе предложил ЕК представить соответствующую программу действий. В октябре 1998 ЕК представила свое сообщение «Финансовые услуги к выработке программы действий». В этом сообщении были закреплены основные направления мероприятий, которые было необходимо реализовать. Во-первых, наделение ЕС эффективной законодательной базой в области регулирования финансовой сферы. Во-вторых, устранение последних препятствий на пути интеграции финансовых рынков ЕС. Далее - развитие конкуренции и защита прав потребителей, усиление сотрудничества между национальными компетентными властями и создание необходимой инфраструктуры, которая благоприятствовала бы развитию розничных и оптовых рынков финансовых услуг.
В декабре 1998 Европейский совет в Вене поручил ЕК подготовить соответствующую рабочую программу действий по этим направлениям.
Этим документом в результате стал «План действий в сфере финансовых услуг» (с 11 мая 1999 г. по 2005 г.), который был представлен в сообщении Комиссии от 11 мая 1999 года «Реализация единого финансового рынка: план к действию».
В марте 2000 г. Европейский Совет в Лиссабоне ободрил данный план, определив 5 лет на его реализацию, что означало, что основные мероприятия по данному планы должны быть реализованы к 2005 году.
Данный план – это результат в основном ЕК, но ей помогала группа по разработке и политике в области финансовых услуг.
В рамках данного плана в сфере финансовых услуг было предусмотрено 47 мероприятий, направленных на реализацию целей, принятие конкретных актов, которые позволили бы реализовать указанные цели.
План исходит и несколько иной классификации направлений деятельности. В нем закреплены 3 стратегические цели, которые должны были быть осуществлены к 2005 году:
1) установление единого рынка финансовых услуг для оптовой торговли;
2) реализация более доступных и надежных розничных финансовых рынков;
3) усиление надзорных правил.
В рамках первой цели оптовой торговли – принятие актов, которые бы регулировали деятельность крупных игроков, занимающихся оптовой торговлей.
В рамках этой цели предусматривается:
1)Создание единого механизма правового регулирования в области интегрированных рынков ценных бумаг и производных инструментов, а именно актуализация директивы об инвестиционных услугах, принятие директивы о рыночных злоупотреблениях, подготовка сообщения ЕК, которое устанавливало бы меры о защите крупных инвесторов.
2) Устранить препятствия, которые мешают привлечению капиталов в масштабе всего ЕС. Конкретные действия в рамках данной подцели: актуализация и изменение директив о периодической публикации информации эмитентами и директивы о требованиях к биржевому проспекту. Усиление сотрудничества между ЕК и форумом Европейских Комиссий Ценных Бумаг.
3) Переход к единым правилам предоставления финансовой информации, компаниями, чьи акции котируются на бирже. Основная задача здесь – переход Европейских компаний на МФСО и конкретными мерами должны были стать изменения Четвертой и Седьмой директив в области корпоративного права ЕС.
4)Создание условий благоприятствующих деятельности пенсионных накопительных фондов. В частности стоял вопрос о том, чтобы создать строгие надзорные правила, которые обеспечивали права на территории всего ЕС, предполагалось издание директивы о контроле над деятельностью пенсионных фондов для усиления мобильности трудящихся.
5) Установление необходимых юридических мер, которые бы обеспечивали безопасность проведения трансграничных операций с ценными бумагами. Подразумевалось издание директивы о необратимости расчетов в клиринговых системах.
6) Создание надежной и прозрачной среды для трансграничной реструктуризации компаний. Это прежде всего, защита прав миноритарных акционеров в случае трансграничной реструктуризации.
Вторая стратегическая цель – регулирование правоотношений, связанных с физическими лицами, инвесторами – некрупными игроками.
Подцели:
1) Регулирование правил предоставления финансовой информации и обеспечение ее прозрачности. В частности подразумевалось принятие директивы о дистанционном предоставлении финансовых услуг, принятие директивы о страховых посредниках а также необходимость принятия рекомендаций о предоставлении информации в области ипотечного кредитования.
2) Создание нормальных процедур обжалования, внесудебных механизмов урегулирования споров, широкое использования сети Fin-net, созданной в 2001 г. Европейской Комиссией для регулирования споров между участниками из различных стран.
3) Защита прав потребителей (предлагалось усилить правовой режим в области страхования)
4) Регулирование электронной торговли (принятие директивы об электронной и дистанционной торговле финансовыми услугами)