Финансовый механизм: понятие и типы
Финансовый механизм - это система государственных форм видов и методов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития.
В более узком смысле финансовый механизм можно определить, как действие финансовых рычагов, выражающихся в планировании и прогнозировании финансовых ресурсов.
Структура финансового механизма довольна сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества элементов финансового механизма.
Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования. Нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.
Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма является:
· финансовое планирование и прогнозирование;
· финансовые показатели, нормативы и лимиты;
· управление финансами;
· финансовые рычаги и стимулы;
· финансовый контроль;
В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья.
Финансовый механизм подразделяется на следующие виды:
- директивный финансовый механизм - разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство (налогообложение, расходы, бюджет и т.д.). Предполагает обязательность для всех субъектов финансовых отношений установленных форм, видов и методов действия. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на финансовые отношения, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики ( рынок корпоративных ценных бумаг), либо - одна из сторон этих отношений - агент государства (финансы государственных предприятий).
- регулирующий финансовый механизм - определяет основные правила поведения в такой сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, например при организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов.
Финансовая система и финансовая политика РФ: понятие, структура, задачи.
Финансы — это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства.
Финансовая система страны - это система организации и функционирования финансов с целью эффективного выполнения их роли и функций.
Финансовая система РФ представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений;
· государственный бюджет,
· внебюджетные фонды,
· государственный кредит,
· фонды страхования,
· финансы предприятий различных форм собственности
Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ.
1. Бюджетные фонды (БФ).
1. Внебюджетные фонды ВБФ.
1. Децентрализованные Фонды (ДФ).
1. Страховые фонды.
1. Государственный и муниципальный кредит.
1. Валютно-денежная система (ВДС).
1. Финансы предприятий различных форм собственности.
Финансовая политика – часть экономической политики. Однако финансовая политика – это сложное, многослойное явление. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей
Финансовая политика РФ предусматривает:
1.Проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, управление государственным долгом и финансовыми активами Российской Федерации;
2.Повышение результативности бюджетных расходов и совершенствование бюджетной системы, разработка и реализация налоговой политики. 3.Государственное регулирование финансовых рынков, страховой и аудиторской деятельности
Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ.
Система финансово-кредитных органов — система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).
Центральный банк РФ является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности.
Счетная палата РФявляется органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета.
Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Федеральная налоговая служба входит в систему центральных органов государственного управления.
Таможенная службаявляется источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее ФТС РФ. Финансовые институты:
Финансовую политику можно разделить на:
- краткосрочную (годовые бюджеты);
- среднесрочную (3-5 лет);
- долгосрочную (на 6-15 лет).
В настоящее время государственная финансовая политика России является одним из элементов макроэкономической политики страны и определяет перспективы развития всех секторов экономики.
Общая финансовая политика должна быть направлена на сочетание финансового обеспечения выполнения текущих задач и программ, выполнения среднесрочных и долгосрочных программ развития, на повышение финансовой самообеспеченности страны и регионов, на развитие финансовых рынков. На улучшение инвестиционного и предпринимательского климата. На выполнение всех финансовых обязательств страны и регионов.
Одной из важнейших задач финансовой политики является развитие финансовых рынков
В составе финансовой политики основополагающая роль отводится бюджетной политике, которая оказывает влияние на формирование финансовой базы для развития государства. В основу бюджетной политики на 2015 г. и на плановый период 2016 г. положены стратегические цели развития страны, которые сформулированы в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г., Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, а также основные положения Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2014—2016 гг. [1]
Бюджетная политика России направлена на решение следующих основных задач:
· обеспечение сбалансированности в долгосрочной перспективе при учете того, что будет обязательное исполнение всех обязательств государства и выполнение задач, представленных в указах Президента РФ от 7 мая 2012 года;
· оптимизация структуры расходов федерального бюджета (выявление резервов и перераспределение в пользу приоритетных направлений и проектов);
· развитие программно-целевых методов управления (базой для планирования бюджета должны стать программы, проводимые государством);
· обеспечение сбалансированности пенсионной системы;
· развитие налоговой системы России и повышение ее конкуренто-способности.
В связи с поставленными задачами бюджетной политики следует признать, что бюджетная политика не может функционировать отдельно от налоговой политики. В 2013—2015 гг. цели Правительства Российской Федерации в области налоговой политики придерживаются того, чтобы создать эффективную и стабильную налоговую систему, которая будет способствовать бюджетной стабильности в среднесрочной перспективе. Основными приоритетами налоговой политики является поддержка инвестиций, а также стимулирование деятельности в области инноваций.
Бюджетная политика в период 2013—2015 гг. нацелена на сокращение уровня нефтегазового дефицита федерального бюджета. Помимо этого, также необходимо предусмотреть в пределах установленных параметров бюджета механизмы, которые поспособствуют возможному перераспределению ресурсов для осуществления определенных дополнительных мер, которые будут осуществлять поддержку различных отраслей экономики, отраслей социальной сферы, рынка труда в случае того, если ухудшится кризисная ситуация на мировой арене.