Примерный порядок проведения анализа финансовых показателей
На примере бюджетной системы РФ рассмотрим некоторые методические аспекты проведения аналитической работы.
Основной задачей практического исследования государственных и муниципальных бюджетов является аналитическая характеристика основных их параметров, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно эта задача состоит в том, чтобы определить:
* общую величину доходов и расходов бюджетов всех уровней;
* размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
* структуру и динамику доходов и расходов бюджетов;
* источники финансирования бюджетного дефицита;
* размеры государственного (внутреннего и внешнего) и муниципального долга и источники его погашения;
* формы и методы бюджетного регулирования, размер финансовой помощи нижестоящим бюджетам;
* влияние бюджетной и налоговой политики на социально-экономическое развитие общества, уровень жизни населения;
* эффективность проведения Федерацией, субъектами Федерации и местными органами самоуправления фискальной политики и т.д.
Для аналитических целей наряду с основными, применяются и другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в проведении экономической и социальной политики государства и местных органов самоуправления. Исходной посылкой при формировании системы показателей, характеризующих динамику и структуру бюджетов разных уровней, является то, что доходы служат финансовой базой деятельности государства и муниципальных образований, расходы - удовлетворению общественных потребностей.
Итог финансовой деятельности государства и местных органов самоуправления выражается в профиците или дефиците их бюджетов. Принято считать нормальным финансовое положение страны, если уровень бюджетного дефицита не превышает 3% ВВП. Бюджетным кодексом РФ определены предельно допустимые размеры дефицитов бюджетов (ст. 92). Важно определить и то, каким образом покрывается дефицит бюджетов (инфляционными или неинфляционными), каково соотношение внутренних и внешних источников его финансирования.
При анализе практических данных следует также обратить внимание на масштабы перераспределительных процессов, осуществляемых через бюджетную систему страны. Об этом, в частности, свидетельствует показатель, представляющий отношение доходной части бюджетов к ВВП или ВРП (валовому региональному продукту). О масштабах межрегионального распределения части ВВП, изымаемой в бюджет, можно судить по размерам целевых фондов финансовой поддержки регионов, формируемых в составе федерального бюджета. При анализе расходной части региональных и местных бюджетов также следует обратить внимание на структуру и соотношение текущих и капитальных расходов. Об инвестиционной составляющей бюджета свидетельствует бюджет развития, образуемый в его составе.
Аналитические данные о бюджете имеют и контрольное значение, ибо позволяют определить, как поступают в распоряжении государства и муниципальных образований денежные средства от хозяйствующих субъектов и населения, соответствует ли размер средств объему общественных потребностей, его отдельным составляющим, ранжированным в порядке первоочередности. Формы прямого и косвенного воздействия на экономику находят отражение в виде, например, субсидирования предприятий, бюджетного финансирования, размещения госзаказа и т.д.
Анализ исполнения бюджета (федерального, региональных, местных или консолидированных) может быть осуществлен путем исчисления относительных величин выполнения плановых показателей по доходам и расходам в целом (количественное исполнение бюджета), а также в разрезе их видов (качественное исполнение бюджета) и целевого использования. При этом путем применения статистико-математических методов можно измерить влияние факторов, обусловивших отклонения от плана. Например, исходными для налоговых доходов бюджетов могут быть два фактора: изменение налоговой базы и изменение налоговой ставки.
Влияние первого фактора - размера налоговой базы на абсолютный прирост величины налога - можно рассчитать по формуле:
ПриростНб = (Б1 - Б0) х Со.
Абсолютный прирост величины налога, обусловленный соответственно изменением налоговой ставки, рассчитывается по формуле:
ПриростНс = (С1 - С0) х Б1,
где ПриростНб и Прирост Нс - абсолютный прирост величины налога, обусловленный соответственно изменением налоговой базы и налоговой ставки;
Б1 и Бо - размер налоговой базы в отчетном и базисном (плановом) периодах;
С1 и Со - уровень налоговой ставки в отчетном и базисном (плановом) периодах.
Алгебраическая сумма прироста налогов за счет этих двух факторов должна показать общий прирост суммы налоговых доходов бюджетов.
Методика бюджетного анализа избирается в зависимости от поставленных задач, но можно выделить основополагающие принципы, которыми необходимо руководствоваться при проведении аналитической части курсовой работы. Анализ должен быть:
· конкретным, т.е. основываться на изучении широкого круга бюджетных показателей;
· системным, т.е. представлять собой систему аналитической работы - по срокам, охвату вопросов, приемам, взаимосвязи изучаемых показателей;
· оперативным, т.е. по результатам анализа должны осуществляться разработка конкретных предложений и рекомендации по совершенствованию бюджетных процедур;
· объективным.
Этапы бюджетного анализа можно представить так. Прежде всего осуществляют проверку, свод, группировку необходимых данных. Затем начинается собственно аналитическая обработка: сравнение соответствующих показателей по доходам, расходам, нормативам, сети, штатам, контингентам бюджетных учреждений, другим показателям; определение причин отклонений; раскрытие взаимосвязей и количественных зависимостей между показателями. Далее следует подведение итогов анализа, разработка основных выводов, практических предложений и рекомендаций по результатам анализа.
Аналитические таблицы традиционно отражают показатели утвержденного и уточненного бюджета, фактическое исполнение, отклонения от уточненного бюджета и другие сведения, характеризующие анализируемые показатели. Круг показателей аналитических таблиц устанавливается в зависимости от задач анализа. Примерный перечень названий основных аналитических таблиц может быть следующим:
Ø Доходы консолидированного бюджета РФ (субъектов РФ);
Ø Расходы консолидированного бюджета РФ (субъектов РФ);
Ø Структура доходов и расходов консолидированного (федерального, регионального, местных) бюджета;
Ø Исполнение бюджета по доходам и расходам;
Ø Структура финансовой помощи нижестоящим бюджетам;
Ø План бюджетного регулирования;
Ø Дефицит бюджета и источники его покрытия;
Ø Функциональная классификация расходов бюджетов;
Ø Ведомственная классификация расходов;
Ø Экономическая классификация расходов;
Ø Структура текущих и инвестиционных расходов бюджетов;
Ø Нормативы отчислений от регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты;
Ø Доходы и расходы целевых бюджетных фондов;
Ø Поквартальное распределение доходов и расходов бюджетов;
Ø Динамика структуры доходов и расходов бюджетов;
Ø Структура бюджета развития РФ;
Ø Структура закрепленных и регулирующих доходов бюджетов;
Ø Оперативно-сетевые показатели по учреждениям, финансируемым из бюджета;
Ø Смета расходов бюджетных учреждений.
Наибольшую ценность имеют курсовые работы, в которых содержатся конкретные предложения по совершенствованию бюджетных процедур и системы межбюджетных отношений, укреплению доходной базы бюджетов. повышению эффективности использования бюджетных средств, сокращению дефицита бюджетов и объема государственного и муниципального долга и т.д. Высоко будет цениться использование в качестве аналитической базы данных практического материала по финансам (бюджету, налогам) своего региона (города, района, села, поселка).