Лекция 10 «Государственная политика в сфере регулирования кризисных ситуаций»
Государственная политика в сфере регулирования кризисных ситуаций заключается в выработке и реализации стратегии развития государства и общества, направленной на преодоление кризисных ситуаций и обеспечение равновесного состояния институтов экономической системы и государственной системы (власти).
«Пирамида» антикризисного управления в сфере государственного управления экономикой имеет такой же вид, как и «пирамида» для отдельных социально-экономических систем .
В стабильном состоянии экономики в функции государственного регулирования входит мониторинг ситуации в экономике, а также совершенствование законодательства, структуры государственного управления и государственного аппарата.
В неустойчивом состоянии (угроза кризиса) экономики осуществляется государственный контроль отдельных предприятий и отраслей, некоторых цен, государственный контроль (вплоть до государственного задания) номенклатуры и объема производства ряда товаров.
В кризисном состоянии экономики часто применяется система фондового распределения, жесткое регулирование процессов обращения, ценообразования, доходов и потребления. Система государственного регулирования экономики в кризисной ситуации является системой принуждения и во многих чертах сходна с административно-командной системой советского типа.
Роль государственного антикризисного регулирования заключается в создании такой системы взаимодействия государства и рыночной экономики, которая обеспечивает преодоление макро- и микроэкономических кризисов.
В антикризисном управлении государство играет две роли, соответствующие двум его функциям в системе общественных отношений:
гражданско-правовую;
публично-правовую.
Публично-правовая роль государства заключается в обеспечении законодательного регулирования и административного управления, сборе налогов, организации финансовой системы государства, эмиссии национальной валюты, поддержании ее курса.
Гражданско-правовая роль подразумевает, что государство — это тоже участник гражданских отношений, вступающий в отношения с другими участниками. В частности, в сфере банкротства государство выступает собственником, кредитором и должником.
Среди видов государственного антикризисного регулирования выделяются:
нормативно-законодательное;
финансовое;
государственная промышленная политика;
перераспределение доходов.
Нормативно-законодательная деятельность государства подразумевает создание правовой базы для проведения антикризисного управления.
В частности, сюда входит законодательство о банкротстве, включая Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 25, 64, 65), где установлены основные правовые нормы банкротства, Налоговый, Трудовой и Уголовный кодексы Российской Федерации, три основных закона о банкротстве, принятые в новой российской истории (1992, 1998,2002 гг.), законы о банкротстве кредитных организаций и субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, другие законодательные акты, постановления Правительства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и ведомственные акты по вопросам банкротства и финансового оздоровления.
Финансовое регулирование подразумевает использование финансовых рычагов и ресурсов государства для проведения антикризисных мер. Этот вид регулирования основывается на использовании бюджетной системы государства, где аккумулируются тосударственные финансовые ресурсы, и проведении бюджетной политики, призванной обеспечивать финансовую поддержку в кризисной ситуации и смягчать отрицательные последствия кризисов.
Задачами бюджетной политики в условиях кризиса являются:
обеспечение управляемости экономики;
обеспечение удовлетворения минимальных социальных потребностей и смягчение социальной напряженности, в том числе в ходе проводимых реформ;
выравнивание уровней социально-экономического развития на различных территориях за счет совершенствования системы межбюджетных отношений.
Кроме того, бюджетная политика является инструментом решения задач экономического реформирования общества.
Государственная промышленная политика подразумевает прогнозирование ситуации на будущие периоды, определение основных приоритетов промышленного развития и разработку мер, которые позволят стимулировать инвестиционные программы для скорейшего продвижения реформ, сокращать и (или) ликвидировать неэффективные производства.
В задачах антикризисного государственного регулирования государственная собственность не является приоритетом. Приоритет — эффективная работа собственности в любой форме ее проявления. Неважно, какая форма капитала используется для финансирования определенного направления промышленного развития, важно, насколько эффективно она используется.
Основные черты государственной промышленной политики:
определение «точек роста» — приоритетных направлений промышленного развития;
формирование ресурсов для развития (питания) «точек роста»;
создание условий для привлечения частного капитала;
отбор участников инвестиционных программ на конкурсной основе;
создание эффективных механизмов государственного регулирования и контроля реализации инвестиционных программ.
Перераспределение доходов подразумевает обеспечение социальной защиты различных слоев и групп населения в целях поступательного развития экономики. Государство должно гарантировать минимальный социальный пакет — социальный стандарт, финансируемый из федерального бюджета. Это осуществляется изъятием части доходов:
богатых слоев населения и перераспределением в пользу наиболее бедных слоев населения;
высокодоходных регионов и их перераспределением в пользу дотационных.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
Институт банкротства — неотъемлемая часть рыночной экономики, принципиальным условием существования которой является сформированная конкурентная экономическая среда. В условиях конкуренции всегда существуют более сильные и успешные лидеры, а также аутсайдеры, которые стали таковыми по объективным и субъективным причинам. Вместе с тем экономика представляет собой систему, где отдельные предприятия связаны между собой технологическими и производственными цепочками. Звеньями таких цепочек служат предприятия, выступающие одновременно потребителями и поставщиками своей продукции, дебиторами и кредиторами. В случае если в каких-то звеньях зарождаются и усиливаются кризисные явления, возникает напряжение по всей цепи, и это может неблагоприятно отразиться на экономике в целом. Прежде всего оно вызывает трудности, разрывы, «закупоривание» товарных и финансовых потоков. Предприятия начинают испытывать нехватку финансовых ресурсов. Они не в состоянии своевременно отвечать по своим обязательствам, накапливают долги, вынуждены снижать выпуск продукции и т.п.
В том, чтобы трудности и противоречия решались цивилизованными методами, заинтересованы практически все субъекты рыночной экономики:
кредиторы желают удовлетворения своих требований;
поставщики й потребители не хотят терять партнеров, с которыми налажены деловые связи;
для собственников и персонала кризисного предприятия важно, чтобы предприятие продолжало функционировать;
государство стремится сохранить налогоплательщика и работодателя во избежание социальных конфликтов.
Вместе с тем если трудности предприятия вызваны неумением собственников квалифицированно организовать хозяйственную деятельность, производственный процесс, то общество заинтересовано в том, чтобы неэффективный собственник был заменен на такого, который сумеет правильно и четко сформулировать цели и задачи предприятия, нанять квалифицированных менеджеров, способных наладить эффективную хозяйственную деятельность предприятия.
Еще одна задача регулирования отношений несостоятельности заключается в защите бизнеса при временных трудностях, в том числе и от неквалифицированного руководства. Если можно восстановить финансовую устойчивость бизнеса в достаточно короткий срок, сохранить рабочие места, хозяйственные связи и обеспечить поступление налогов и т.п., то нельзя допустить «растаскивания» имущественного комплекса кредиторами.
Все означенные выше проблемы в рыночной экономике решаются с помощью института банкротства.
Правовую основу функционирования института банкротства составляют законы и подзаконные акты, методические указания и правила, направленные на эффективное проведение процедур банкротства.
Организационной основой функционирования института банкротства являются судебная система (арбитражные суды), арбитражные управляющие, их саморегулируемые организации (СРО), государственные регулирующие и уполномоченные органы, высшие учебные заведения и иные обучающие организации, осуществляющие подготовку арбитражных управляющих.
Важнейшая составная часть функционирования института банкротства — финансовые основы. Процедуры банкротства, включая судебные издержки и вознаграждение арбитражного управляющего, обычно производятся за счет средств должника. В законодательстве о банкротстве предусмотрено, что досудебная санация в целях финансового оздоровления может проводиться за счет средств кредиторов и иных лиц, а также посредством финансирования из бюджетов различных уровней. В связи с этим создание привлекательных условий для вложения частного капитала в институты банкротства и антикризисного управления в целом является важной задачей государственного регулирования данной сферы.
В начальном периоде развития института банкротства в новой России в 1990-е гг. XX в. было учреждено Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России (ФУДН России) — особый государственный орган по делам о банкротстве, который прошел хотя и короткую, но довольно яркую историю своего развития. В 1997 г. этот орган был преобразован в Федеральную службу России по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФСДН России), а в 1998 г. — в Федеральную службу по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России), ликвидированную в 2004 г. в ходе структурных преобразований Правительства Российской Федерации.
В указанный период к основным функциям государственного органа по делам о банкротстве относились:
проведение государственной политики в сфере предупреждения банкротства организаций;
осуществление государственного регулирования в сфере банкротства;
представление интересов государства как собственника и как кредитора в делах о банкротстве;
исполнение контроля по соблюдению дисциплины платежей и расчетов.
Такое совмещение функций и задач представлялось целесообразным на этапе, когда цивилизованные отношения в сфере банкротства только формировались и общество привыкало к тому, что институт банкротства становится важным субъектом рыночной экономики, частью обычной жизни. Но с развитием данной сферы стали возникать противоречия при выполнении различных функций ФСФО России. В частности, государственное регулирование предусматривает издание нормативных правовых документов, которые регламентируют отношения в сфере банкротства, где тот же орган должен выступать в качестве заинтересованной стороны, представляя экономические интересы государства как собственника или кредитора.