Вопрос. Порядок обращения взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам военных учреждений
Ответственность бюджетного учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации как плательщика, нарушившего свое денежное обязательство, определяется нормами, регулирующими основное обязательство, по которому производятся расчеты. Основанием возникновения денежного обязательства бюджетного учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - бюджетное (военное) учреждение) как в частноправовой, так и в публично-правовой сфере могут служить любые юридические факты, предусмотренные соответствующим отраслевым законодательством (например, п. 1 ст. 8 ГК РФ, ст. 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании", положениями НК РФ об уплате налоговых платежей, КоАП РФ и т. д.). Как правило, безналичные расчеты по своим денежным обязательствам бюджетные (военные) учреждения, выступая инициаторами платежа, осуществляют в добровольном порядке, и в этом случае кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Федерального казначейства на основании платежных документов, представленных в порядке календарной очередности и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета (абз. 4 п. 1 ст. 241.1 БК РФ можно рассматривать практически как аналог ч. 1 ст. 855 ГК РФ, регулирующей порядок списания средств с расчетных счетов, когда их достаточно). При этом надлежащее исполнение денежных обязательств не влечет за собой применения мер ответственности. Однако достаточно часто при осуществлении бюджетным (военным) учреждением его повседневной деятельности возникают ситуации, когда инициирует платеж получатель средств, кредитор, и денежные обязательства в этом случае исполняются на основании исполнительных документов судебных органов, что, как правило, сопряжено с применением мер ответственности за правонарушения в финансово-правовой, гражданско-правовой или иных сферах, что подтверждают нормативные правовые акты Министерства обороны Российской Федерации <1>. В зависимости от того, где находятся счета должника - в кредитном учреждении или в казначействе, - применяется порядок обращения взыскания на денежные средства должника, предусмотренный гражданским законодательством (ст. 855 ГК РФ) и законодательством об исполнительном производстве, либо порядок обращения взыскания, урегулированный бюджетным законодательством (гл. 24.1 БК РФ). И поскольку бюджетным (военным) учреждениям запрещается иметь расчетные счета в кредитных учреждениях, кроме того, на счета бюджетных (военных) учреждений распространяется правовой режим, установленный бюджетным законодательством, следовательно, на их денежные средства распространяется порядок обращения взыскания, установленный БК РФ. -------------------------------- <1> Приказы министра обороны Российской Федерации от 6 октября 2005 г. N 400 "О состоянии работы по защите прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, министра обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в судах и мерах по ее совершенствованию в Вооруженных Силах Российской Федерации", от 15 марта 2005 г. "Об организации работы по исполнению требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета Министерства обороны Российской Федерации".
Прежде чем исследовать расчетные правоотношения по обращению взыскания на основании исполнительных документов, необходимо остановиться на характерных особенностях основных правоотношений. В зависимости от основания возникновения ответственности, позволяющей определить надлежащего исполнителя, предусмотрены два порядка исполнения судебных решений (что отражается в резолютивной части судебного решения
а) согласно первому порядку обращается взыскание на средства казны Российской Федерации на основании судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (ст. ст. 16, 1069, 1070 ГК РФ), а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (ст. ст. 165 и 242.2 БК РФ). При этом обязанность по возмещению вреда возложена на Министерство финансов Российской Федерации, и в этом случае исполнительные документы направляются в Министерство финансов Российской Федерации. Надлежащим ответчиком по таким искам является Российская Федерация как публично-правовое образование и собственник имущества (п. 2 ст. 120 ГК РФ). От имени Российской Федерации в суде в качестве представителя ответчика выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности соответствующих государственных органов или их должностных лиц, действия (бездействие) которых явились причиной предъявления иска (п. 3 ст. 158 БК РФ). Основное правоотношение по обращению взыскания на средства казны Российской Федерации обеспечивается производным от него расчетным правоотношением по списанию на основании исполнительных документов суммы исковых требований с единого счета бюджета и зачислению ее на счет взыскателя. Здесь следует сразу отметить, что в ежегодном законе о бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на возмещение сумм денежных требований, предъявленных к казне. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Субъектами такого расчетного правоотношения выступают взыскатель (юридическое или физическое лицо), исполнитель (Министерство финансов Российской Федерации), Центральный банк Российской Федерации, через учреждения которого производится списание и перечисление денежных средств; б) согласно второму порядку обращается взыскание на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного (военного) учреждения - должника на основании исполнительных документов (ст. 242.3 БК РФ), предъявляемых в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета бюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Основное правоотношение по обращению взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам бюджетного (военного) учреждения обеспечивается производным от него расчетным правоотношением по списанию на основании исполнительных документов суммы долга с лицевого счета (с единого счета федерального бюджета с отражением этой операции на лицевом счете) военного учреждения и ее зачислению на счет взыскателя. Субъектами такого расчетного правоотношения выступают: взыскатель (юридическое или физическое лицо), должник (бюджетное (военное) учреждение <3>, а в случае удовлетворения требований при недостаточности средств у основного должника за счет собственника имущества - Российской Федерации <4> к субсидиарной ответственности привлекается Министерство обороны Российской Федерации как главный распорядитель средств подведомственного учреждения и представитель собственника имущества), соответствующий орган Федерального казначейства, в котором открыты счета военного учреждения или Министерства обороны Российской Федерации, учреждение Центрального банка Российской Федерации, осуществляющее по распоряжению казначейства списание и перечисление денежных средств Как следует из п. 4 ст. 242.3 БК РФ, военное учреждение может и не быть должником в расчетном правоотношении, а выполнять поручение должника - Министерства обороны Российской Федерации по оплате его долговых обязательств при условии выделения соответствующих лимитов и объемов финансирования. <4> Надлежащим ответчиком по денежным обязательствам бюджетных (военных) учреждений при недостаточности денежных средств для удовлетворения исковых требований выступает собственник имущества - Российская Федерация (п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса РФ".