Внутренний финансовый контроль в военных учреждениях

Организация внутреннего финансового и хозяйственного контроля включает:
- нормативно-правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц;
- субъекты, то есть систему органов и должностных лиц, осуществляющих контроль;
- объекты контрольной деятельности;
- виды, формы и методы внутреннего финансового и хозяйственного контроля;
- целенаправленное руководство внутренним финансовым и хозяйственным контролем;
- планирование деятельности в области внутреннего контроля.
Основными нормативными документами, которые регламентируют права, обязанности и ответственность должностных лиц в области внутреннего контроля, являются:
- Бюджетный кодекс;
- Указ Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", которым определены основные цели и задачи по организации финансового контроля в Российской Федерации;
- Федеральный закон от 12.07.1999 N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих", которым установлена материальная ответственность военнослужащих по возмещению виновными лицами ущерба, причиненного недостачами, хищениями и порчей военного имущества, а также за непринятие мер к их предотвращению;
- Трудовой кодекс, определяющий материальную ответственность гражданского персонала за причиненный ущерб;
- Приказ Минобороны СССР от 19.08.1982 N 200 "О введении в действие Положения о финансовом контроле в Министерстве обороны" (далее - Положение о финансовом контроле), в котором определены обязанности командира воинской части по руководству и контролю за деятельностью финансовой службы, основные цели и задачи финансового контроля и другие.
Основные задачи финансового контроля

Финансовый контроль в Минобороны организуется и осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства РФ, уставами Вооруженных Сил, приказами и директивами Минобороны.
Согласно п. 2 Положения о финансовом контроле основными задачами финансового контроля являются:
а) контроль (проверка) за выполнением федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства РФ, уставов Вооруженных Сил, приказов и директив министра обороны;
б) выявление внутрихозяйственных резервов и принятие мер к использованию их в интересах обеспечения боевой готовности армии и флота;
в) изучение причин недостатков и нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, принятие действенных мер к их устранению, предупреждению и своевременному возмещению причиненного государству материального ущерба, разработка предложений по улучшению финансово-хозяйственной деятельности;
г) изучение опыта практического применения в армии и на флоте действующих положений, наставлений, инструкций и других руководящих документов, определяющих нормы и порядок финансового и материального обеспечения, в целях их совершенствования;
д) оказание командирам и начальникам практической помощи в организации и ведении финансового хозяйства, правильном применении законов, постановлений, распоряжений, приказов и директив по финансово-хозяйственным вопросам.
Организация финансового контроля
Согласно п. 3 Приказа Минобороны N 200 финансовый контроль осуществляется посредством предварительного и последующего контроля.

Организация финансового контроля, руководство контрольно-ревизионной работой и ответственность за ее состояние в подчиненных войсках (силах флота) согласно п. 4 Приказа Минобороны N 200 возлагаются на:
- главнокомандующих Ракетными войсками стратегического назначения, Военно-морским флотом, Войсками противовоздушной обороны, Военно-воздушными силами, Сухопутными войсками;
- заместителей Министра обороны, начальников главных и центральных управлений Минобороны;
- командующих (начальников) родами войск и специальных войск, войсками округов, группами войск, флотами, армиями, флотилиями, ВВС, а также на других командиров и начальников, в распоряжение которых выделяются денежные средства.
Непосредственное руководство контрольно-ревизионной работой и проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности возлагаются:
- в Российской армии и на Военно-морском флоте - на начальника центрального финансового управления Минобороны;
- в видах Вооруженных Сил, управлениях командующих (начальников) родами войск и специальных войск, главных и центральных управлениях Минобороны и управлениях видов Вооруженных Сил, округах, группах войск, на флотах, в армиях, на флотилиях и т.д. - на соответствующих начальников финансовой службы (п. 6 Положения о финансовом контроле).
Должностные лица, на которых возложена работа по организации финансового контроля, обязаны:
- рассматривать и утверждать годовые планы ревизий финансово-хозяйственной деятельности подчиненных войск (сил флота);
- рассматривать не реже одного раза в квартал доклады начальников финансовой службы, указанных в п. 6 настоящего Положения, о выполнении планов ревизий и проверок, об организации контрольно-ревизионной работы и ее результатах;
- рассматривать материалы ревизий и проверок и принимать меры к своевременному устранению выявленных нарушений и недостатков, повышению качества и эффективности финансового контроля;
- рассматривать результаты финансово-хозяйственной деятельности, принимать необходимые меры к укреплению государственной финансовой, плановой, договорной, кассовой и штатно-тарифной дисциплины, соблюдению законности, предупреждению и пресечению бесхозяйственности, расточительства и злоупотреблений в расходовании денежных средств и материальных ценностей (п. 5 Положения о финансовом контроле).

Периодичность проведения ревизий и проверок установленап. 11 Положения о финансовом контроле: не реже одного раза в два года. Однако если соединения и воинские части непосредственно осуществляют кассовые операции, то в данном случае проведение документальных проверок регламентировано не реже одного раза в год.
Ревизии областных военных комиссариатов по вопросам пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей проводятся не реже одного раза в год, как правило, одновременно с ревизиями финансово-хозяйственной деятельности этих военных комиссариатов (п. 13 Положения о финансовом контроле).
Планирование проведения ревизий и проверок осуществляется в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы. План ревизий составляется на год. В него включаются подлежащие проверке виды Вооруженных Сил, военные округа, довольствующие управления, соединения и воинские части, указываются год и месяц проведения предыдущих ревизий, и предусматривается время (квартал) предстоящих ревизий.
Годовые планы ревизий до начала предстоящего года утверждаются должностными лицами, которым непосредственно подчинена финансовая служба. Годовой план ревизий, проводимых центральным финансовым управлением Минобороны, утверждается Минобороны (п. п. 45 - 46 Положения о финансовом контроле).
Внеплановые ревизии и проверки отдельных участков и отраслей финансово-хозяйственной деятельности проводятся:
- по указанию вышестоящих командиров и начальников;
- по требованию органов военной прокуратуры или судебных органов;
- при расформировании соединения, воинской части или ликвидации финансового хозяйства воинской части;
- при убытии начальника финансовой службы воинской части в другой военный округ или вид Вооруженных Сил;
- при отстранении начальника финансовой службы воинской части, соединения от занимаемой должности или увольнении из кадров Вооруженных Сил (с работы) (п. 14 Положения о финансовом контроле).

Проведение ревизии обязательно при назначении начальника финансовой службы воинской части на другую должность. В этом случае довольствующим финансовым органом не проводится ревизия, а командир части организует проверку финансового хозяйства самостоятельно до убытия начальника финансовой службы из части.
Необходимый срок для проведения проверки определяется в соответствии с необходимыми объемами для их осуществления, но не более 30 дней. Продление этого срока допускается с разрешения начальника, назначившего ревизию или проверку, а при проведении ревизии или проверки по требованию органов военной прокуратуры - с их согласия (п. 17 Положения о финансовом контроле).
Ревизии и проверки проводятся начальниками финансовой службы, штатными инспекторами-ревизорами или другими должностными лицами, которые в таких случаях несут ответственность, выполняют обязанности и пользуются правами штатных инспекторов-ревизоров. К участию также привлекаются председатель и члены внутренней проверочной комиссии по финансовой службе (п. п. 18, 22 Положения о финансовом контроле).

Наши рекомендации