Сроки, порядок уплаты налогов
Данные элементы налога определяются в зависимости от конкретного вида сбора. Статьи 57, 58 НК РФ регламентируют срок уплаты налога, который отражается определенной датой на момент окончания отчетного периода. Порядок перечисления суммы начисленного платежа может быть единовременным или поэтапным (авансовым), при этом расчет производится налогоплательщиком самостоятельно. В случае начисления сбора налоговым органом срок перечисления суммы налога наступает при получении соответствующего уведомления. При нарушении сроков, порядка уплаты налоговый резидент несет ответственность перед фискальными государственными органами, которые применяют штрафные санкции, начисляют пеню и т.д.
Вопрос № 31
Система и компетенция налоговых органов
Налоговыми органами являются Федеральная налоговая служба по налогам и сборам (ФНС России) и ее территориальные подразделения на местах. Создание каких-либо иных налоговых органов, не входящих в единую централизованную систему ФНС России, не допускается. Правовой статус налоговых органов помимо НК регулируется Законом РФ «О налоговых органах», Положением о ФНС России и целым рядом ведомственных нормативных актов. ФНС России находится в ведении Министерства финансов РФ. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия налоговому законодательству.
Основная цель деятельности налоговых органов – обеспечение полного и своевременного поступления в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов и сборов.
Налоговые органы вправе:
1) требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
2) проводить налоговые проверки;
3) производить выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, когда есть основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать в налоговые органы налогоплательщиков или налоговых агентов для дачи пояснений;
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на их имущество;
6) определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках;
7) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений налогового законодательства;
8) взыскивать недоимки и пени;
9) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и налоговых агентов сумм налогов и пени; и др.
Для защиты фискальных интересов государства налоговым органам предоставлено право предъявлять в суды иски:
а) о взыскании налоговых санкций;
б) о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
в) о ликвидации организации; и т.д.
Налоговые органы обязаны:
1) соблюдать налоговое законодательство;
2) осуществлять налоговый контроль;
3) вести учет организаций и физических лиц;
4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, налоговом законодательстве и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; и др.
Вопрос № 32
Налоговый контроль. Виды, формы и методы налогового контроля.
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
При этом непосредственной целью мероприятий налогового контроля является:
· выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений;
· предупреждения их совершения в будущем;
· обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности.
Для достижений указанных целей налоговыми и иными контролирующими органами используются следующие основные формы (способы) налогового контроля:
· налоговые проверки,
· получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора,
· проверки данных учета и отчетности,
· осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли),
· а также в другие формы, предусмотренные НК РФ.
В процессе осуществления указанных форм налогового контроля, в частности, производится:
· проверка исполнения налогоплательщиками требований законодательства о постановке на налоговый учет и других, связанных с учетом обязанностей;
· проверка исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет налогов и сборов;
· проверка соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством;
· проверка соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;
· проверка правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
· предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
· выявление нарушителей налогового законодательства и привлечение их к ответственности.
При этом под методами налогового контроля следует понимать приемы, способы или средства применяемые сотрудниками контролирующих органов при его осуществлении.
Выделяют следующие группы методов финансового (налогового) контроля:
· документальные;
· фактические;
· расчетно-аналитические;
· информативные.
Методы документального контроля представляют собой изучение документа как такового. Сюда относятся формальная, счетная (арифметическая) и логическая проверки документов, определение их достоверности и подлинности, юридическая оценка хозяйственных операций и др.
Методы фактического контроля включают в себя:
· Инвентаризацию имущества налогоплательщика;
· Привлечение специалиста;
· Контрольный запуск сырья в производство;
· Лабораторный анализ качества и др.
К расчетно-аналитическим методам относятся:
· Вспомогательные методы- экономический анализ, технико-экономический анализ, группировка и обобщение, метод «контрольного сличения остатков»( определение возможно максимального остатка за данный период);
· Косвенные ( нетрадиционные) методы: контроль ценообразования налоговыми органами, метод внутреннего сравнительного анализа, методы внешнего сравнительного анализа ( расчет по аналогии), метод анализа собственного капитала и др.
Информационные методывключают получение объяснений налогоплательщиков, различных сведений по запросам налоговых органов и т.п.
Таким образом, основной формой (способом) налогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют наиболее полно выявить своевременность, полноту и правильность исчисления обязанным лицом своих обязанностей.
Налоговая проверка – это комплекс процессуальных действий налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, осуществляемый посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием их финансово– хозяйственной деятельности.
В ст. 87 НК РФ выделяют два вида проверок: камеральные и выездные.
Остальные формы налогового контроля, используются в качестве вспомогательных методов выявления налоговых правонарушений или могут применяться для сбора доказательств по выводам, которые содержатся в акте проверки. В частности, такими вспомогательными формами могут выступать: истребование документов, получение пояснений налогоплательщика, получение показаний свидетелей, осмотр помещений (территорий) и предметов, привлечение специалиста, экспертиза, учет налогоплательщиков.
При проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту или их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).
Налоговый контроль классифицируется по различным основаниям на несколько групп.