Методические указания по подготовке и проведению семинарских занятий

Семинар — одна из форм практических занятий, проводимых с целью формирования и развития у обучающихся навыков самостоятельной работы, научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументировано излагать свое мнение и отстаивать его.

Функции семинарского занятия:

– контрольная (организация текущего контроля результатов самостоятельной деятельности студентов, контроля степени сформированности познавательных и регулятивных умений обучающихся);

– познавательная (формирование навыков подготовки научных докладов и навыков устного монологического выступления);

– развивающая (выявление индивидуальных трудностей в обучении студентов);

– воспитательная (формирование готовности вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, воспитание чувства уважения к разным точкам зрения, воспитание чувства эффективного сотрудничества, способность брать на себя инициативу в организации совместного действия).

Семинарские занятия могут содержать до 30% практической составляющей, в качестве которой могут использоваться:

– решение задач;

– обсуждение проблемных вопросов или подготовленных обучающимися докладов;

– составление документов;

– поиск и анализ информации в источниках права, научных, справочных, учебных, методических источниках;

– моделирование ситуаций практической действительности.

Распространенной формой является вопросно-ответная форма семинарского занятия в виде беседы. Посредством опроса преподаватель проверяет собственную работу, правильность применяемых методов.

Студентам при подготовке к семинару рекомендуется:

1. Внимательное изучить плана семинарского занятия, списка рекомендованных источников и литературы, методических рекомендаций преподавателя.

2. Изучить программу дисциплины с целью уяснения требований к объему и содержанию знаний по изучаемой теме.

3. Изучить и доработать конспекты лекций, прочитанных преподавателем по темам, выносимым на семинарское занятие.

4. Изучить вопросы темы по учебнику и основным рекомендованным пособиям.

5. Ознакомиться с дополнительной литературой.

Семинарские занятия целесообразно проводить с использованием:

– персональных компьютеров или их аналогов (ноутбуки, нэтбуки, планшетные компьютеры, мобильные устройства);

– справочно-поисковых систем «Консультант-плюс» или «Гарант»;

– интернет-ресурсов (официальные сайты органов государственной власти, организаций, учреждений; справочные источники; библиотечные ресурсы; специальные информационные ресурсы и др.).

Порядок подготовки семинарского занятия:

– формулировка цели и задач семинара;

– разработка плана проведения семинара;

– моделирование вступительной и заключительной частей семинара;

– предварительная раздача студентам вопросов, заданий (в том числе творческих и индивидуальных), ознакомление с проблемами, являющимися предметом обсуждения на семинаре;

– инструктаж студентов по подготовке к семинару.

Порядок проведения семинарского занятия:

– вводная часть (вступительное слово преподавателя): кратко характеризуется место и значение темы семинарского занятия в изучаемом курсе, цели и задачи занятия;

– основная часть включает: организацию дискуссии (постановка проблемы, выделение основных направлений дискуссии); выступления студентов, раскрывающие основные положения по вопросу; дискуссии по докладу;

– заключительная часть (заключительное слово преподавателя) распространяется как на отдельные вопросы, так и на семинарское занятие в целом; содержит выводы и оценку деятельности студентов, установку на следующее семинарское занятие.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

-качество подготовки;

-степень усвоения знаний;

-активность;

-положительные стороны в работе студентов магистратуры;

-ценные и конструктивные предложения;

-недостатки в работе студентов магистратуры;

-задачи и пути устранения недостатков.

Критерии оценки:

Критерии Оценка
Студент владеет материалом, судебной практикой, делает точные ссылки на нормативные акты, в состоянии их толковать. Ответы мотивированы. «отлично»
Студент владеет материалом, судебной практикой, делает ссылки на нормативные акты. Ответы мотивированы, допускает ряд неточностей. «хорошо»
Ответы сформулированы с учётом действующего законодательства, студент допустил существенные неточности при аргументации своей позиции. «удовлетворительно»
Студент не владеет материалом, не знаком с судебной практикой, не делает ссылки на действующее законодательство. Ответы не мотивированы, или отказался отвечать. «неудовлетворительно»

Составители: Бочкарева Е.А.______________

Вороненко Е.В. _____________

«____» ___________20___г.

6.3

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Комплект заданий для контрольной работы

Наши рекомендации