Методические указания по подготовке и проведению семинарских занятий
Семинар — одна из форм практических занятий, проводимых с целью формирования и развития у обучающихся навыков самостоятельной работы, научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументировано излагать свое мнение и отстаивать его.
Функции семинарского занятия:
– контрольная (организация текущего контроля результатов самостоятельной деятельности студентов, контроля степени сформированности познавательных и регулятивных умений обучающихся);
– познавательная (формирование навыков подготовки научных докладов и навыков устного монологического выступления);
– развивающая (выявление индивидуальных трудностей в обучении студентов);
– воспитательная (формирование готовности вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, воспитание чувства уважения к разным точкам зрения, воспитание чувства эффективного сотрудничества, способность брать на себя инициативу в организации совместного действия).
Семинарские занятия могут содержать до 30% практической составляющей, в качестве которой могут использоваться:
– решение задач;
– обсуждение проблемных вопросов или подготовленных обучающимися докладов;
– составление документов;
– поиск и анализ информации в источниках права, научных, справочных, учебных, методических источниках;
– моделирование ситуаций практической действительности.
Распространенной формой является вопросно-ответная форма семинарского занятия в виде беседы. Посредством опроса преподаватель проверяет собственную работу, правильность применяемых методов.
Студентам при подготовке к семинару рекомендуется:
1. Внимательное изучить плана семинарского занятия, списка рекомендованных источников и литературы, методических рекомендаций преподавателя.
2. Изучить программу дисциплины с целью уяснения требований к объему и содержанию знаний по изучаемой теме.
3. Изучить и доработать конспекты лекций, прочитанных преподавателем по темам, выносимым на семинарское занятие.
4. Изучить вопросы темы по учебнику и основным рекомендованным пособиям.
5. Ознакомиться с дополнительной литературой.
Семинарские занятия целесообразно проводить с использованием:
– персональных компьютеров или их аналогов (ноутбуки, нэтбуки, планшетные компьютеры, мобильные устройства);
– справочно-поисковых систем «Консультант-плюс» или «Гарант»;
– интернет-ресурсов (официальные сайты органов государственной власти, организаций, учреждений; справочные источники; библиотечные ресурсы; специальные информационные ресурсы и др.).
Порядок подготовки семинарского занятия:
– формулировка цели и задач семинара;
– разработка плана проведения семинара;
– моделирование вступительной и заключительной частей семинара;
– предварительная раздача студентам вопросов, заданий (в том числе творческих и индивидуальных), ознакомление с проблемами, являющимися предметом обсуждения на семинаре;
– инструктаж студентов по подготовке к семинару.
Порядок проведения семинарского занятия:
– вводная часть (вступительное слово преподавателя): кратко характеризуется место и значение темы семинарского занятия в изучаемом курсе, цели и задачи занятия;
– основная часть включает: организацию дискуссии (постановка проблемы, выделение основных направлений дискуссии); выступления студентов, раскрывающие основные положения по вопросу; дискуссии по докладу;
– заключительная часть (заключительное слово преподавателя) распространяется как на отдельные вопросы, так и на семинарское занятие в целом; содержит выводы и оценку деятельности студентов, установку на следующее семинарское занятие.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:
-качество подготовки;
-степень усвоения знаний;
-активность;
-положительные стороны в работе студентов магистратуры;
-ценные и конструктивные предложения;
-недостатки в работе студентов магистратуры;
-задачи и пути устранения недостатков.
Критерии оценки:
Критерии | Оценка |
Студент владеет материалом, судебной практикой, делает точные ссылки на нормативные акты, в состоянии их толковать. Ответы мотивированы. | «отлично» |
Студент владеет материалом, судебной практикой, делает ссылки на нормативные акты. Ответы мотивированы, допускает ряд неточностей. | «хорошо» |
Ответы сформулированы с учётом действующего законодательства, студент допустил существенные неточности при аргументации своей позиции. | «удовлетворительно» |
Студент не владеет материалом, не знаком с судебной практикой, не делает ссылки на действующее законодательство. Ответы не мотивированы, или отказался отвечать. | «неудовлетворительно» |
Составители: Бочкарева Е.А.______________
Вороненко Е.В. _____________
«____» ___________20___г.
6.3
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Комплект заданий для контрольной работы