Финансовая деятельность субъектов публичного права: понятие, роль и методы

Понятие и функции финансов. Публичные и частные финансы.

Финансы- экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.

Признаки финансов:

1) денежное отношение;

2) распределительное отношение;

3) безэквивалентное отношение;

Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:

1) экономический аспект.

Финансы- экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреж-

2) материальный аспект.

Финансы- денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения.

Финансы- денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.

Денежные фонды- обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.

Содержание финансов- денежные отношения, благодаря которым образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.

Функции финансов:

1) Распределительная: распределение нац.дохода в целях обеспечения субъектов хозяйствования необходимыми фин.ресурсами в форме ден.фондов нецелевого назначения;

2) Контрольная: контроль за распределением и расходованием фондов ден.средств;

3) Регулирующая (стимулирующая): воздействие гос-ва на эк.отношения через финансы;

4) Стабилизационная: обеспечение всех предприятий и населения стабильными условиями для эк. и соц.взаимоотношений.

Публичные и частные финансы:

Финансы: 1) Публичные: государственные и муниципальные; 2) Частные.

Гос. финансы: федеральные, региональные, гос.предприятий;

Муниципальные: мун.районов, мун.поселений, мун.предприятий;

Частные: физических лиц и юридических лиц.

Различия публичных и частных финансов:

1. Цель публичных финансов: удовлетворение гос.(муниц.) потребностей для обеспечения «общего интереса». Цель частных финансов: получение прибыли и удовлетворение собственных потребностей.

2. Способ обеспечения доходов публ.финансов: могут быть использованы инструменты принуждения; Способ обеспечения доходов частн.финансов: могут быть дополнены только экономическими методами.

3. Приоритетность доходов и расходов: в публичных финансах расходы определяют доходы; в частных финансах доходы определяют расходы.

Финансовая система Российской Федерации: понятие и состав.

Фин.система РФ: совокупность фин.институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих ден.фондов, а также система гос.органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции фин.деятельность.

(Фин. институт - это группа однородных эк. отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств).

Состав фин.системы РФ:

1.бюджетная система с входящими в нее гос. и местными бюджетами;

2.внебюджетные целевые фонды;

3.финансы предприятий/объединений/организаций/учреждений/отраслей народного хоз-ва;

4.имущественное и личное страхование;

5.кредит (гос. и банковский).

+ негос. фонды (фед. и регион., напр. негос. пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды обществ. и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Финансовая деятельность субъектов публичного права: понятие, роль и методы.

Фин. деятельность гос-ва: осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию ден. фондов (фин. ресурсов) в целях реализации задач соц-эк развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Фин.деят-тью занимаются органы 3 ветвей гос. власти: зак, исп и судебной в пределах своей компетенции.

Принципы фин. деят-ти: федерализм, законность, гласность, плановость.

1) Принцип федерализма: в ведении РФ находятся: фин, валютн, кредитн регулирование, ден эмиссия, фед банки, фед бюджет, фед налоги и сборы; к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

2) Принцип законности: процесс создания, распределения и использования фондов ден. средств детально регламентируется нормами фин. права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер гос. принуждения.

3) Принцип гласности: проявляется в процедуре доведения до сведения граждан содержания проектов различных фин-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий фин деят-ти и т.д.

4) Принцип плановости: вся фин. деят-ть гос-ва базируется на системе фин-плановых актов, структура, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в нормативных актах.

Методы осуществления фин. деят-ти: 1) методы собирания ден. средств (налоговый метод и метод добровольных взносов - покупка гос. и муниц. ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки) и 2) методы распределения и использования ден.средств (методы финансирования (безвозмездное и безвозратное предоставление ден.средств) и кредитования (выделение ден. средств на условиях платности и возвратности.)).

Органы управления финансами: 1) органы общей компетенции (Фед.собрание РФ и Правительство РФ) и 2) органы спец.компетенции (Минфин РФ, Счетная палата, ЦБ РФ, ФТС РФ, Фед.казначейство, ФНС РФ, ФС фин.-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

Правовые формы финансовой деятельности государства: финансово-правовые акты - принятые в предусмотренной форме и имеющие юр. последствия решения гос. органов и органов местного самоупр. по вопросам фин. деят-ти, входящим в их компетенцию.

По юр. свойствам финансово-правовые акты делятся на нормативные и индивидуальные.

По юр. природе финансово-правовые акты делятся на: а) законодательные; б) подзаконные.

Наши рекомендации