Финансовая деятельность субъектов публичного права: понятие, роль и методы
Понятие и функции финансов. Публичные и частные финансы.
Финансы- экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.
Признаки финансов:
1) денежное отношение;
2) распределительное отношение;
3) безэквивалентное отношение;
Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:
1) экономический аспект.
Финансы- экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреж-
2) материальный аспект.
Финансы- денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения.
Финансы- денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.
Денежные фонды- обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.
Содержание финансов- денежные отношения, благодаря которым образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.
Функции финансов:
1) Распределительная: распределение нац.дохода в целях обеспечения субъектов хозяйствования необходимыми фин.ресурсами в форме ден.фондов нецелевого назначения;
2) Контрольная: контроль за распределением и расходованием фондов ден.средств;
3) Регулирующая (стимулирующая): воздействие гос-ва на эк.отношения через финансы;
4) Стабилизационная: обеспечение всех предприятий и населения стабильными условиями для эк. и соц.взаимоотношений.
Публичные и частные финансы:
Финансы: 1) Публичные: государственные и муниципальные; 2) Частные.
Гос. финансы: федеральные, региональные, гос.предприятий;
Муниципальные: мун.районов, мун.поселений, мун.предприятий;
Частные: физических лиц и юридических лиц.
Различия публичных и частных финансов:
1. Цель публичных финансов: удовлетворение гос.(муниц.) потребностей для обеспечения «общего интереса». Цель частных финансов: получение прибыли и удовлетворение собственных потребностей.
2. Способ обеспечения доходов публ.финансов: могут быть использованы инструменты принуждения; Способ обеспечения доходов частн.финансов: могут быть дополнены только экономическими методами.
3. Приоритетность доходов и расходов: в публичных финансах расходы определяют доходы; в частных финансах доходы определяют расходы.
Финансовая система Российской Федерации: понятие и состав.
Фин.система РФ: совокупность фин.институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих ден.фондов, а также система гос.органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции фин.деятельность.
(Фин. институт - это группа однородных эк. отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств).
Состав фин.системы РФ:
1.бюджетная система с входящими в нее гос. и местными бюджетами;
2.внебюджетные целевые фонды;
3.финансы предприятий/объединений/организаций/учреждений/отраслей народного хоз-ва;
4.имущественное и личное страхование;
5.кредит (гос. и банковский).
+ негос. фонды (фед. и регион., напр. негос. пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды обществ. и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.
Финансовая деятельность субъектов публичного права: понятие, роль и методы.
Фин. деятельность гос-ва: осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию ден. фондов (фин. ресурсов) в целях реализации задач соц-эк развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Фин.деят-тью занимаются органы 3 ветвей гос. власти: зак, исп и судебной в пределах своей компетенции.
Принципы фин. деят-ти: федерализм, законность, гласность, плановость.
1) Принцип федерализма: в ведении РФ находятся: фин, валютн, кредитн регулирование, ден эмиссия, фед банки, фед бюджет, фед налоги и сборы; к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.
2) Принцип законности: процесс создания, распределения и использования фондов ден. средств детально регламентируется нормами фин. права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер гос. принуждения.
3) Принцип гласности: проявляется в процедуре доведения до сведения граждан содержания проектов различных фин-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий фин деят-ти и т.д.
4) Принцип плановости: вся фин. деят-ть гос-ва базируется на системе фин-плановых актов, структура, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в нормативных актах.
Методы осуществления фин. деят-ти: 1) методы собирания ден. средств (налоговый метод и метод добровольных взносов - покупка гос. и муниц. ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки) и 2) методы распределения и использования ден.средств (методы финансирования (безвозмездное и безвозратное предоставление ден.средств) и кредитования (выделение ден. средств на условиях платности и возвратности.)).
Органы управления финансами: 1) органы общей компетенции (Фед.собрание РФ и Правительство РФ) и 2) органы спец.компетенции (Минфин РФ, Счетная палата, ЦБ РФ, ФТС РФ, Фед.казначейство, ФНС РФ, ФС фин.-бюджетного надзора (Росфиннадзор).
Правовые формы финансовой деятельности государства: финансово-правовые акты - принятые в предусмотренной форме и имеющие юр. последствия решения гос. органов и органов местного самоупр. по вопросам фин. деят-ти, входящим в их компетенцию.
По юр. свойствам финансово-правовые акты делятся на нормативные и индивидуальные.
По юр. природе финансово-правовые акты делятся на: а) законодательные; б) подзаконные.