Факторный анализ рентабельности в розничной торговле

В условиях формирования и развития рыночных отношений эффективность функционирования субъектов предприниматель­ской деятельности во многом зависит от прибыльности их работы, возможности накапливать финансовые ресурсы, обеспечивать интересы инвесторов, конкурировать с другими предприятиями и хозяйственными организациями. В связи с этим значительно возрастает значимость исследования прибыльности (рентабельно­сти) субъектов хозяйствования. Комплексный анализ показателей рентабельности позволяет изучать и оценивать эффективность деятельности предприятий и использования вложенного в них капитала, определять финансовую устойчивость, разрабатывать оптимальные стратегические и тактические управленческие ре­шения.

Показатели рентабельности отражают соотношения прибы­ли предприятия и факторов, которые являются предпосылками ее возникновения. Важное значение при этом имеет не столько величина показателей рентабельности, сколько их динамика и соответствие среднеотраслевым показателям. Только с помощью сравнения можно установить относительную величину прибыль­ности субъекта предпринимательской деятельности.

В экономической литературе предложено множество реко­мендаций по расчету, анализу и оценке показателей рентабель­ности, что определяет актуальность и проблемность их изучения.

Рентабельность может определяться на основе различных пока­зателей прибыли в зависимости от целей экономического анали­за. Так, для расчета уровней рентабельности предприятий может использоваться прибыль от реализации товаров, продукции (ра­бот, услуг), то есть финансовый результат от основной деятель­ности; прибыль (убыток) от других видов деятельности (опера­ционной и внереализационной); прибыль отчетного периода (общая); чистая прибыль.

Многообразие показателей рентабельности определяет аль­тернативность поисков путей ее повышения. Каждый из исход­ных показателей рентабельности раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки резервов ее повышения. Количество пока­зателей рентабельности возрастает в геометрической прогрессии при увеличении экономической информации. При этом одним основным показателем рентабельности здесь не обойтись, так как он не может выразить многосторонней сущности изучаемого показателя (в нашем примере — прибыльности, рентабельности). Следовательно, необходимо использовать систему показателей рентабельности. Это позволяет избежать неполного и односто­роннего изучения и оценки прибыльности. Система показателей рентабельности должна быть жестко заданной. Она должна по­стоянно корректироваться как по форме, так и по существу (с учетом изменений целей и приоритетов проводимого эконо­мического анализа).

Изучение рентабельности, как и других показателей хозяйст­венной деятельности предприятия, желательно проводить за дли­тельный период времени, предпочтительно с момента начала его функционирования. Такой анализ позволяет изучить прибыль­ность субъекта предпринимательской деятельности по совокуп­ности лет, оценить динамику его финансово-хозяйственного развития, определить перспективы экономического и социаль­ного роста. В результате глубина анализа рентабельности значи­тельно увеличивается.

На практике уровень рентабельности хозяйственной дея­тельности торговых предприятий обычно определяется отноше­нием прибыли к розничному товарообороту. Он показывает, сколько процентов составляет прибыль в товарообороте. Этот показатель рентабельности следует рассчитывать не по всей (ба­лансовой) прибыли, а только по прибыли от реализации товаров, так как финансовые результаты от продажи основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения объема товарооборота. Экономисты стран с развитой рыночной эконо­микой называют его уровнем рентабельности продаж и считают одним из основных показателей оценки эффективности функ­ционирования торговых предприятий. Он находится в прямой зависимости от изменения уровня валового дохода и в обратной от роста или снижения уровней издержек обращения и налогов, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок. По фирме «Торговый дом» уровень рентабельности продаж- в отчетном году составил 3,976 % к обороту и возрос по сравнению с планом на 0,065 % к обороту и с прошлым годом — на 0,045 % к обороту (см. табл. 4.17). На изменение уровня рентабельности продаж по сравнению с планом положительно повлияло повышение уров­ня валового дохода (на 0,253 % к обороту) и отрицательно — от­носительный рост налогов, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок (на 0,007 % к обороту), и увеличение уровня издержек обращения (на 0,181 % к обороту). На рост уровня рен­табельности продаж в динамике положительно повлияли сниже­ние уровня налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода (на 0,049% к обороту), и относительное сокращение торговых расходов (на 0,257 % к обороту) и отрица­тельно — уменьшение уровня реализованных торговых надбавок (на 0,261 % к обороту).

Экономисты стран СНГ считают, что минимальный уровень рентабельности продаж в розничной торговле в условиях фор­мирования и развития рыночного механизма хозяйствования должен составлять не менее 4—6 % к обороту. В анализируемом торговом предприятии он ниже минимального размера.

Уровень рентабельности продаж по отдельным товарным группам и товарам неодинаков. В связи с этим изменение струк­туры розничного товарооборота ведет к повышению или к сни­жению уровня рентабельности продаж торгового предприятия. Влияние изменения структуры товарооборота на уровень рента­бельности продаж торгового предприятия проявляется через уровень валового дохода и уровень издержек обращения. Изме­нение структуры розничного товарооборота ОАО «Торговый дом» в динамике привело к уменьшению уровня валового дохода на 6,018 % к обороту и повышению уровня издержек обращения

на 0,037 % к обороту, что в итоге снизило уровень рентабельно­сти продаж на 0,055 % к обороту [(-0,018) + (-0,037)].

Уровни рентабельности продаж могут также определяться отношением прибыли от реализации товаров к валовому доходу. Он показывает долю прибыли в реализованных торговых над­бавках и наценках. По ОАО «Торговый дом» доля прибыли от реализации товаров в валовом доходе составила:

• фактически за прошлый год 1427 : 7580 х 100 = 18,826 %;

• по плану на отчетный год 1574: 8199 х 100 = 19,197 %;

• фактически за отчетный год 1645 : 8533 х 100 = 19,278 %.

Увеличение доли прибыли от реализации товаров в валовом доходе торгового предприятия с 18,826 % в прошлом году до 19,278 % в отчетном свидетельствует о росте прибыльности ос­новной деятельности субъекта хозяйствования, повышении эф­фективности использования экономического потенциала.

Уровень рентабельности, исчисленный отношением прибыли к товарообороту, имеет существенный недостаток: он не учиты­вает, при каких хозяйственных ресурсах (активах), собственном и заемном капитале, экономическом потенциале достигнут конеч­ный финансовый результат и как эффективно они используются. В связи с этим экономисты предлагают определять рентабель­ность хозяйственных ресурсов (активов) как отношение годовой суммы прибыли к среднегодовой стоимости долгосрочных, не­материальных и текущих (оборотных) активов (совокупного ка­питала). Он показывает, сколько процентов занимает прибыль в активах предприятия или сколько копеек прибыли получено с каждого рубля совокупного (общего) капитала. В зарубежной практике менеджмента его называют уровнем рентабельности совокупного капитала (всех активов).При исчислении рента­бельности совокупного капитала в расчет следует включать все производственные основные средства (собственные, арендо­ванные и безвозмездно предоставленные), другие долгосрочные и нематериальные активы и все оборотные средства. Фактиче­скую среднегодовую стоимость долгосрочных, нематериальных и оборотных активов рассчитывают по данным бухгалтерских балансов.

Рентабельность совокупного капитала (всех активов) по ана­лизируемому торговому предприятию характеризуется данными табл. 4.26.


Факторный анализ рентабельности в розничной торговле - student2.ru


Фирма «Торговый дом» с каждого рубля совокупного капи­тала (активов) получила 17,899 к. прибыли при плане — 17,541 к. Уровень рентабельности совокупного капитала находится в прямой пропорциональной зависимости от изменения суммы прибыли и в обратной — от изменения остатков внеоборотных и оборотных активов. Влияние этих факторов на рентабельность совокупного капитала можно измерить приемом цепных подстановок. Для этого предварительно определяют условный уровень рентабельно­сти совокупного капитала при плановой сумме прибыли и фак­тических среднегодовых остатках внеоборотных и оборотных средств: 1695 : 10 196 х 100 = 16,624 %. Затем из условного уров­ня рентабельности совокупного капитала вычитают плановый, и в результате определяют влияние на его размер изменения ос­татков хозяйственных ресурсов (активов). Если из фактического уровня рентабельности совокупного капитала вычесть услов­ный, определим влияние на его размер изменения суммы при­были. Рост среднегодовых остатков внеоборотных и оборотных активов на 533 млн р. снизил уровень рентабельности совокуп­ного капитала на 0,917 % (16,624 - 17,541), а увеличение суммы прибыли на 130 млн р. повысило уровень рентабельности на 1,275 % (17,899 - 16,624).

Аналогичным приемом изучают влияние указанных выше факторов на динамику уровня рентабельности совокупного ка­питала. Пересчитанный уровень рентабельности при фактиче­ской сумме прибыли прошлого года и фактических среднегодо­вых остатках всех активов отчетного года составил 15,026 % (1532 : 10 196 х 100). Таким образом, рост совокупного капитала (активов) предприятия на 1054 млн р. снизил уровень рентабель­ности на 1,732 % (15,026 - 16,758); увеличение суммы прибыли на 293 млн р. способствовало повышению уровня рентабельно­сти совокупного капитала на 2,873 % (17,899 — 15,026).

Сумма прибыли, в свою очередь, зависит от ряда факторов (изменения объема розничного товарооборота, уровней валового дохода, издержек обращения и налогов, взимаемых за счет реали­зованных торговых надбавок, сумм прибыли или убытков от реализации основных средств и от другой операционной дея­тельности, от внереализационных доходов, расходов и потерь), влияние которых на уровень рентабельности совокупного капи­тала можно определить способом долевого участия. Для этого необ­ходимо найти долю влияния каждого фактора в сумме отклонения от плана или в динамике по балансовой прибыли и полученные результаты последовательно умножить на размер влияния при­были на уровень рентабельности совокупного капитала. Перевы­полнение плана розничного товарооборота привело к росту при­были на 44 млн р. при общем увеличении по сравнению с планом балансовой прибыли на 130 млн р. Следовательно, перевыполне­ние плана товарооборота привело к повышению уровня рента­бельности совокупного капитала на 0,432 % [44 : 130 х (+1,275)]. Аналогично определяют влияние других факторов, связан­ных с изменением суммы прибыли, на уровень рентабельности совокупного капитала, составив табл. 4.27.

Если бы не было отрицательного влияния ряда факторов, то Уровень рентабельности совокупного капитала по сравнению с планом увеличился бы на 1,109 % (0,020 + 0,736 + 0,353). За счет предупреждения влияния отрицательных факторов уровень рентабельности мог возрасти в динамике на 1,206 % (1,059 + + 0,147).

Факторный анализ рентабельности в розничной торговле - student2.ru

Способом долевого участия можно также измерить влияние на рентабельность совокупного капитала изменения средних остатков отдельных видов активов торгового предприятия (табл. 4.28).

Факторный анализ рентабельности в розничной торговле - student2.ru

Далее необходимо изучить причины и факторы, повлиявшие на изменение средних остатков внеоборотных и текущих (обо­ротных) активов, выявить резервы повышения эффективности их использования, а следовательно, и роста рентабельности. Средние остатки внеоборотных активов математически можно представить как отношение объема товарооборота к уровню их фондоотдачи. Влияние фондоотдачи внеоборотных активов на рентабельность совокупного капитала можно также определить способом долевого участия, предварительно составив табл. 4.29.

Факторный анализ рентабельности в розничной торговле - student2.ru

Снижение фондоотдачи по сравнению с планом привело к относительному увеличению средних остатков внеоборотных активов на 339 млн р. (5779 - 5440), что привело к уменьше­нию уровня рентабельности совокупного капитала на 0,583 % [(-0,838) х (+339 : 487)].

Факторный анализ рентабельности в розничной торговле - student2.ru

Аналогично определяют влияние изменения фондоотдачи внеоборотных активов на динамику показателя рентабельности совокупного капитала. Предварительно составляют табл. 4.30.

Повышение в динамике фондоотдачи на 0,123 р. (7,160 -- 7,037) относительно сократило остатки внеоборотных активов на 101 млн р. (5779 - 5880) и повысило уровень рентабельности совокупного капитала на 0,166 % [(—1,020) х (—101 : 621)].

Средние остатки оборотных средств можно представить как произведение среднедневного товарооборота на их оборачивае­мость в днях. В связи с этим на уровень рентабельности совокуп­ного капитала можно изучить влияние второго качественного показателя работы торговых предприятий — оборачиваемости оборотных активов. Для этого определяют, сколько высвобожде­но или дополнительно вложено средств за счет изменения их оборачиваемости (умножением фактического среднедневного то­варооборота за отчетный год на ускорение или замедление оборачиваемости оборотных активов в днях), и способом доле­вого участия определяют ее влияние на уровень рентабельности совокупного капитала (по той же методике, по которой изучено влияние на рентабельность изменения фондоотдачи).

Факторный анализ рентабельности в розничной торговле - student2.ru Итак, по приведенным выше методикам на рентабельность совокупного капитала (всех активов) можно изучить влияние факторов первого, второго и третьего порядка.

Формулу расчета рентабельности совокупного капитала можно преобразовать и приемом цепных подстановок определить влия­ние на ее размер изменения рентабельности продаж и фондоот­дачи совокупного капитала:

Факторный анализ рентабельности в розничной торговле - student2.ru

В бухгалтерском балансе нередко отражаются средства и их источники, не используемые в хозяйственном обороте. К ним от­носятся расходы будущих периодов, нереальная (безнадежная ко взысканию) дебиторская задолженность, кредиты банков для ра­ботников, перерасходы средств резервов, специальных фондов, целевого финансирования и т.п. На предприятиях сферы обра­щения могут быть залежалые и не пользующиеся спросом товары, излишние, неиспользуемые основные средства и другие активы. В связи с этим рекомендуют определять функционирующий ка­питал вычитанием из валюты баланса (его итога) указанных выше сумм и изучать показатель рентабельности функционирующего капи­тала.Методика его анализа примерно такая же, как и рентабель­ности совокупного капитала. Принято рентабельность функцио­нирующего капитала рассчитывать раздельно по прибыли от реализации товаров, балансовой и чистой прибыли, что помогает глубоко изучить и оценить влияние на уровень рентабельности изменения состава прибыли и ее использования.

Мировая практика стандартной оценки текущей (основной), операционной и внереализационной деятельности предприятий предлагает использовать систему взаимосвязанных показателей рентабельности (прибыльности), каждый из которых несет вполне определенную нагрузку для пользователей информации. Одни из них применяются для оценки выполнения плана и динамики показателей рентабельности (прибыльности) финансово-хозяй­ственной и другой деятельности предприятия; другие — при проведении сравнительного анализа показателей рентабельности по секторам основной деятельности (по видам хозяйственной деятельности и по хозрасчетным подразделениям), по предпри­ятиям-аналогам и предприятиям-конкурентам. С этой целью разработана научно обоснованная система показателей рента­бельности. Наряду с рассмотренными ранее показателями рен­табельности продаж, совокупного и функционирующего капитала предлагается также отдельно изучать рентабельность внеоборот­ных активов, оборотных средств, основных производственных фондов, всех затрат живого и овеществленного труда (издержек обращения), расхода средств на оплату труда, собственного капи­тала (прибыль к источникам собственных средств), перманентного капитала (отношение прибыли к собственному капиталу плюс долгосрочные обязательства), заемного капитала, экономического потенциала (прибыль к среднегодовым остаткам внеоборотных и оборотных активов и расходу средств на содержание персонала предприятия) и др. Также определяют и анализируют прибыль в расчете на одного работника, на 1 м2 торговой или всей площади магазина. Профессор М.И. Баканов рекомендует изучать долю прибыли от реализации товаров в валовом доходе и издержках обращения. Главным показателем прибыльности многие эконо­мисты считают рентабельность экономического потенциала.Показатели рентабельности (прибыльности) следует рассчиты­вать и оценивать раздельно по прибыли от реализации товаров, по балансовой (общей) и чистой прибыли, что позволит проана­лизировать влияние составных частей прибыли (финансовых ре­зультатов от текущей (основной), операционной и внереализаци­онной деятельности), ее распределения и использования на общую рентабельность деятельности предприятия. В зарубежной практике менеджмента предпочтение отдают показателю рентабельности, исчисленному по чистой прибыли.

В странах с развитой рыночной экономикой для оценки фи­нансовых результатов определяют в целом по фирме (компании) и в расчете на одного работающего самофинансируемый доход (прибыль плюс амортизация). На торговых фирмах изучают уро­вень самофинансируемого доходакак отношение его суммы к до­бавленной стоимости (валовому доходу). Самофинансируемый доход относится к одному из основных показателей оценки фи­нансовой устойчивости предприятия.

Торговое предприятие имеет следующие данные о рента­бельности (табл. 4.31 и 4.32).

Факторный анализ рентабельности в розничной торговле - student2.ru Акционерное общество «Торговый дом» достигло высоких темпов роста прибыльности как по сравнению с планом, так и в динамике. Все это свидетельствует об укреплении финансо­вой устойчивости торговой фирмы, повышении эффективности хозяйствования. Однако следует отметить низкий уровень рента­бельности продаж, который по прибыли от реализации товаров в отчетном году составил 3,976 % к обороту при минимальном его нормативе 4,0—6,0 % к обороту. Как недостаток необходимо отметить сокращение по сравнению с планом и в динамике уровня рентабельности средств на оплату труда, что связано со значительным опережением темпов роста средней заработной платы на одного торгового работника над темпами повышения производительности их труда.


Факторный анализ рентабельности в розничной торговле - student2.ru

Факторный анализ рентабельности в розничной торговле - student2.ru


Анализ рентабельности продаж также должен проводиться по отдельным товарам и товарным группам с использованием дан­ных потоварного учета валового дохода и издержек обращения.

Это позволяет определить высокорентабельные, низкорентабель­ные и убыточные товары и принять меры к расширению закупки и реализации товаров с высокой рентабельностью. В условиях формирования и становления рыночной экономики рекоменду­ют определять и изучать рентабельность каждой партии закупае­мых товаров. При изучении целесообразности и эффективности закупки и реализации отдельных партий товаров необходимо учитывать их оборачиваемость. Покажем это на следующем при­мере (табл. 4.33).

Факторный анализ рентабельности в розничной торговле - student2.ru

Уровень рентабельности продажи товара А в два раза выше, чем товара В. Однако оборачиваемость товара А в пять раз медлен­нее, чем товара В. Следовательно, торговому предприятию выгод­нее закупать и продавать товар В, по которому среднедневная рен­табельность продаж в 2,5 раза выше (0,40:0,16), чем по товару А.

4.5. Особенности анализа финансовых результатов деятельности оптового предприятия

Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности оптового предприятия обычно начинают с изучения валового до­хода от реализации товаров. Основным видом валового дохода в оптовой торговле являются реализованные оптовые надбавки. Оптовые предприятия обычно устанавливают надбавки по со­гласованию с покупателями. Методика анализа валового дохода в оптовой торговле примерно такая же, как и в розничной (см. § 4.2). В частности, изучают общую сумму реализованных опто­вых надбавок и валовой доход, остающийся в распоряжении оп­тового предприятия. Если оптовое предприятие осуществляет также розничную реализацию товаров, то валовой доход, как и прибыль, изучают по общей его сумме и в разрезе видов хозяйст­венной деятельности. Главная задача анализа — выявление, изу­чение и мобилизация резервов роста реализованных оптовых и торговых надбавок. Основной путь увеличения валового дохо­да — сокращение звенности товародвижения. Тогда оптовое предприятие сможет получить максимальную надбавку.

Методика анализа прибыли и рентабельности на оптовых предприятиях примерно такая же, как и на розничных. Здесь опре­деляют и изучают прибыль от реализации товаров, общую (балан­совую) и чистую прибыль. Значительный удельный вес в балансо­вой прибыли оптовых предприятий занимают суммы штрафов, полученных за нарушения договоров поставки товаров. Бывают случаи, когда оптовое предприятие выполняет план прибыли за счет штрафов, полученных за нарушение договоров поставки то­варов. В таких случаях считать эффективной, рентабельной его работу нельзя. Анализ конечных финансовых результатов (при­были или убытков) оптового предприятия проводят в увязке с изучением издержек обращения и валового дохода и оформляют соответствующими таблицами (см. § 4.3—4.4). Заканчивается анализ обобщением и реализацией выявленных возможностей и про­гнозных резервов роста доходов и прибыли, повышения рента­бельности деятельности оптового предприятия.

Наши рекомендации