Основные положения финансовой политики

Основы финансовой политики

Финансовая политика подразделяется на государственную финан­совую политику и политику отдельно взятой хозяйственной структуры. Финансовая политика выражает интересы тех, кто ее организует.

Финансовая политика государства и организации. Финансовая по­литика, определяемая и проводимая со стороны государственных органов в отношении организаций микроэкономического уровня че­рез законодательную и нормативную базу, а также бюджетную, бан­ковскую, налоговую системы и правоохранительные органы, называ­ется государственной финансовой политикой.

Основными формами регулирования финансов со стороны госу­дарства являются:

• направления бюджетных средств на наиболее важные объек­ты финансирования;

• регулирование тех или иных экономических направлений и процессов через государственную систему налогообложения;

• регулирование конкурентоспособности отечественных товаров и внешнеэкономических финансовых потоков посредством изменения таможенных платежей;

• участие в регулировании стабилизации курса отечественной валюты по отношению к устойчивым иностранным валютам с помощью Центробанка и валютных резервов;

• другие формы.

Финансовая политика, определяемая и проводимая работодате­лями организации в интересах данной организации через финансо­вые отношения и механизмы, называется финансовой политикой организации.

Финансовый рынок предоставляет определенные возможности применения капитала хозяйственных структур, включая производ­ство, вложения в банки, приобретение ценных бумаг, недвижимо­сти и т.д. В этих условиях возникают вопросы, связанные с управ­лением финансами организации, которые и являются предметом деятельности финансового менеджера.

Управление финансами осуществляется не ради самого управ­ления, не ради финансовой науки, а для достижения целей и выполнения задач, поставленных финансовой политикой. Управление финансами — процесс реализации финансовой политики.

Финансовую политику организации определяют учредители, собственники, организует финансовое руководство. Исполнителями финансовой политики являются финансовые службы, производст­венные структуры, подразделения и отдельные работники органи­зации.

Обобщая сказанное, сформулируем основное определение финансовой политики.

Финансовая политика организации — составная часть ее эко­номической политики, она выражает совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач, качественно определенного направле­ния развития, касающегося сфер, средств и форм его деятельно­сти, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиций организации во внешней среде.

Финансовая политика задает направление финансовой деятель­ности и, используя имеющиеся возможности и средства, оказывает влияние на финансовые процессы, чтобы они развивались в ука­занном направлении.

Финансы, а значит, и финансовая политика неизбежно связаны с распределением и перераспределением денежной формы вновь соз­даваемого продукта. Более того, финансовая политика — это искус­ство перераспределять денежную форму стоимости, а значит, она должна быть направлена на создание условий для увеличения базы распределения — финансовых ресурсов (капитала) организации:

Финансовая политика есть искусство влиять на объект управле­ния финансами — хозяйственную систему и ее деятельность. Поэто­му финансовая политика бывает направлена на централизацию до­ходов объекта финансового управления в специальных фондах фи­нансовых и кредитных ресурсов, которыми располагает субъект фи­нансовой политики — учредители и руководство (работодатели).

Финансовая политика заключается в постановке целей и задач финансового управления, а также в определении и использовании методов и средств их реализации, в постоянном контроле, анализе и оценке соответствия происходящих процессов намеченным целям. Финансовая политика проявляется в системе форм и методов моби­лизации и оптимального распределения финансовых ресурсов, опре­деляет выбор и разработку финансовых механизмов, способы и кри­терии оценки эффективности и целесообразности формирования, направления и использования финансовых ресурсов в управлении.

Объект финансовой политики — хозяйственная система органи­зации, а также любые виды и направления хозяйственной деятель­ности в их взаимосвязи с финансовым состоянием организации и финансовыми результатами. Объект финансовой политики пред­ставляет всю совокупность хозяйственной системы и ее деятельно­сти, на которую воздействует финансовая политика.

Составляющие элементы объекта финансовой политики, с ко­торыми она взаимодействует, образуют предмет финансовой поли­тики. Предметом финансовой политики являются внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и опера­ции, включая производственные процессы, образующие финансо­вые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчетные отношения, инвестиции, вопросы приобре­тения и выпуска ценных бумаг.

К основным составляющим финансовой политики в области ценных бумаг относят способы увеличения акционерного капитала, размещение акций, допуск к котировке акций на фондовой бирже, а также распределение выпуска акций среди акционеров компании.

Внутренняя и внешняя финансовая политика организации. По на­правлению финансовая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренней финансовой политикой организации называет­ся политика, направленная на финансовые отношения, процессы и явления, происходящие внутри организации.

Внешней финансовой политикой организации называется полити­ка, направленная на деятельность организации во внешней среде: на финансовых рынках, в кредитных отношениях, в отношениях с различного рода внешними юридическими и физическими лицами (контрагентами).

Финансовая политика проводится на всех уровнях объекта фи­нансового управления. Она выступает базой, на которой строятся выводы финансовой науки.

Финансы и финансовая политика представляют собой соответст­венно объективную и субъективную составляющие в управлении фи­нансами, поэтому финансовая политика как субъективная составляю­щая может преследовать позитивные и (или) негативные цели в фи­нансовом управлении в зависимости от того, какая сторона берется за формирование политики в соответствии с собственными интересами.

Если финансовая политика нацелена на развитие, совершенст­вование финансовых отношений или на позитивный результат для соответствующего объекта финансовых отношений, ее ориентацию следует считать конструктивной.

Как известно, личные, групповые и другие интересы при опреде­ленных условиях могут реализовываться в ущерб развитию объекта управления финансами либо могут быть целенаправленно ориенти­рованы на ограничение или прекращение его деятельности. Такие цели считаются негативными, а задачи таких политиков — деструк­тивными (разрушительными) для объекта финансовой политики. Не­редко недальновидные интересы субъектов финансовой политики вносили деструктивные элементы в управление, приводили к кризи­су, закрытию организаций. Причиной деструктивной финансовой политики может быть также допущение ошибок при ее построении и проведении.

В практике рыночных отношений нередко появляются «фир­мы», которые не собираются развиваться, работать долгое время.
Их задача — в кратчайшее время получить максимум денежных средств от партнеров и/или клиентов, избегая вложений в производство, и быстро закрыться, исчезнуть. Достаточно вспомнить множество закрывшихся инвестиционных фондов, деятельность
которых рассматривалась правоохранительными органами. Политика руководства подобных фирм — пример деструктивной финансо­вой политики.

Финансовая политика может быть противозаконной, крими­нальной, если в ней допускаются отклонения от действующего за­конодательства. Деструктивной и противозаконной финансовой политикой следует считать порочную практику приватизации неко­торых организаций, когда преднамеренно пытались выставить госу­дарственное предприятие банкротом с целью его последующей рас­продажи действующим руководителям и их соучастникам по несо­измеримо низким ценам.

Вместе с тем не всякая деструктивная политика может быть противозаконной, поскольку субъекты не только конструктивной, но и деструктивной политики стремятся насколько это возможно действовать в рамках государственных законов.

Еще один пример деструктивной финансовой политики, на наш взгляд, удачно проиллюстрирован в комедии «Золотой теленок» в виде заведомо убыточной организации «Рога и копыта», под вывес­кой которой преследовались цели, далекие от торгово-финансовой или производственной деятельности.

В данной работе рассматривается конструктивная ориентация в финансовой политике, основывающаяся на законодательной и нормативной базе.

Цели финансовых политиков могут быть смешанными, сочетая конструктивный и деструктивный элементы. Если возникает спор ме­жду субъектами крайне противоположных, взаимоисключающих на­правлений финансовой политики, то, вероятно, одно из этих направ­лений окажется конструктивным, а другое деструктивным. При этом возможно построение дополнительного финансово-политического на­правления, в котором синтезированы наиболее конструктивные элементы рассматриваемых альтернатив, признанные сторонами противоположных направлений финансовой политики. Таким обра­зом, достигается консенсус (лат. consensus — согласие, единодушие) — общее согласие по спорному вопросу, достигнутое в результате дис­куссии и сближения позиций сторон, участвующих в определении и построении финансовой политики.

Несмотря на то, что финансовая политика выражает интересы работодателей и служит достижению их целей, важнейшим услови­ем успешной реализации финансовой политики является необхо­димость максимального достижения единства структуры целей и работодателей, и исполнителей через разрешение противоречий между ними.

Структура целей и основные задачи финансовой политики. Струк­тура целей выражает видение, ценности, стремления, интересы, раз­деляемые руководством и персоналом. В случае несогласованности этих ценностей структура целей фирмы также будет противоречивой. Интересы и цели сотрудников фирмы, идущие вразрез с интересами и целями организации, лишают персонал энтузиазма, желания рабо­тать с полной отдачей в интересах фирмы. Такие противоречия стали причиной кризиса многих организаций. Важность этой проблемы все более осознается в зарубежном цивилизованном мире, о чем свиде­тельствуют отдельные статьи1.

1 Hafsi Т., Toulouse J.-M. (1996) La strategic des organizations: une synthese. Mont­real (Quebec): TRANCONTINENTAL inc.; Тренев H.H. Подходы к формированию стратегии // Консультант директора. 1999. №15. С. 13; 15—16; Титов Ю., Пронин М. Новые информационные технологии в управлении банками и консалтинг // Консультант директора. 1999. N° 9. С. 28.

Ориентация на разрешение и исклю­чение противоречий между интересами работодателя и исполнителя должна стать основой финансовой политики.

Для полного раскрытия человеческого капитала необходимо:

• обеспечить слаженную работу коллектива;

• согласовать интересы сотрудников с интересами фирмы;

• так организовать работу, чтобы ценности, стремления и ин­тересы работников воплощались через достижение намечен­ных результатов;

• увеличить инвестиции в человеческий капитал, т.е. долгосроч­ные вложения в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы, знания общеобразовательного и специаль­ного характера, на охрану здоровья, поиск рабочей силы и ее миграцию, информацию о ценах рабочей силы и доходах и др.;

• эффективно использовать полученные навыки, накопленный
опыт работы.

Смыслом финансовой политики должна стать ориентация на создание условий и механизмов наиболее свободной и полной, за­интересованной самоактуализации личности, но с обязательной ответственностью за результаты собственных решений. Безответст­венность порождает не свободу, а хаос, приводящий к самоуничто­жению. Возможности решения данной проблемы рассмотрены в монографии1.

1 Чернов В.А. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности / Под ред. М.И. Баканова. — М.: Финансы и статистика, 2001. — С. 42—60.

Основными задачамиконструктивной финансовой политикияв­ляются:

• обеспечение источников финансирования производства;

• недопущение убытков и увеличение массы прибыли;

• выбор направлений и оптимизация структуры производства
с целью повышения его эффективности;

• минимизация финансовых рисков;

• рациональная вложение финансовых потоков и расчетов,
обеспечивающих максимальную их отдачу и минимальный
риск;

• рациональное вложение полученной прибыли в расширение
производства и потребление;

• поиск резервов улучшения финансового состояния и повы­шения финансовой устойчивости организации на основе
экономического анализа.

Результативность и эффективность финансовой политики органи­зации.Результативность финансовой политики определяется степе­нью достижения поставленных целей и задач.

Эффективность финансовой политики организации как уровень достижения наилучшего результата при наименьших затратах изме­ряется показателями финансовой эффективности работы его под­разделений каждого в отдельности и в целом, показателями эффек­тивности направления и использования финансовых потоков, мате­риальных и трудовых ресурсов.

Элементы финансового механизма.Основное средство реализации финансовой политики — финансовый механизморганизации, т.е. сис­тема управления финансовыми отношениями организации через финансовые рычаги с помощью финансовых методов. Элементами финансового механизма являются финансовые отношения как объ­ект финансового управления, финансовые рычаги, финансовые методы, правовое обеспечение и информационно-методическое обес­печение финансового управления.

Финансовые отношения — это принципы и система взаимодейст­вия сторон бизнеса в процессе инвестирования, кредитования, на­логообложения, применения финансовых рычагов, страхования и т.д. Законодательная и нормативная базы устанавливают правила финансового управления и ведения финансовых операций, права и обязанности руководства и исполнителей в финансовых отношени­ях организации.

Финансовые рычаги представляют собой набор финансовых пока­зателей, способов, приемов и средств воздействия управляющей сис­темы на хозяйственную деятельность организации. К ним относят: прибыль, доход, цену, заработную плату, операционный рычаг, фи­нансовый рычаг, проценты, дивиденды, финансовые санкции и т.п.

Финансовые методы объединяют в себе бухгалтерский учет (фи­нансовый и управленческий), экономический анализ (финансовый и управленческий), финансовый мониторинг, финансовое планиро­вание, бюджетирование, финансовое регулирование, финансовый контроль.

Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий) обеспечи­вает финансовую политику необходимой информацией.

Экономический анализ является главным инструментом построе­ния и оценки финансовой политики, выявления тенденций, изме­рения пропорций, планирования, прогнозирования, определения факторов, исчисления их влияния на результат, выявления неис­пользованных резервов. На основе анализа делают экономически обоснованные выводы и разрабатывают рекомендации по совер­шенствованию управления производственной системой.

Финансовый мониторинг (мониторинг финансового состояния) — система непрерывного контроля и анализа за финансовым состоя­нием и результатами работы организации.

Методы бюджетирования образуют систему построения и про­ведения финансовой политики в планах и прогнозах, в количест­венной оценке. Эти методы обеспечивают также контроль над про­цессом реализации финансовой политики.

Финансовое регулирование как способность влиять на финансо­вые процессы и их результат — искусство финансовой политики.

Финансовый контроль позволяет проверять сохранность капита­ла, определять соответствие реальных процессов целям финансовой политики, устанавливать ответственность за нарушение финансовой дисциплины.

Основные инструменты финансовой политики.Основными инст­рументами финансовой политики являются: система материального стимулирования и ответственности работников, методы бухгалтер­ского учета, контроля и экономического анализа, финансовый мо­ниторинг, бюджетирование, планирование и прогнозирование, ин­жиниринг и реинжиниринг бизнеса, финансовые деривативы.

Материальная основа финансовой политики («кровеносная систе­ма») и основной ее объект — финансовые потоки. Финансовые по­токи организации разделяют по трем основным видам деятельно­сти: текущей, инвестиционной, финансовой.

К текущей, или операционной, деятельности (operating activities) относят деятельность организаций в соответствии с предметом и целями, являющуюся основным источником доходов организации и не относящуюся к инвестиционной и финансовой деятельности. Денежные потоки от текущей деятельности включают поступление и использование денежных средств, обеспечивающих выполнение производственно-коммерческих функций организации. В составе потоков от операционной деятельности рассматривают поступление денежной выручки от продаж, авансы (полученные и уплаченные), оплату счетов поставщиков, расчеты с бюджетом, расчеты по оплате труда и другие операции, не относящиеся к инвестиционной и фи­нансовой деятельности.

Инвестиционная деятельность (investing activities) включает по­ступление и использование денежных средств, связанных с капи­тальными вложениями в связи с приобретением внеоборотных ак­тивов (в том числе строительство объектов основных средств хозяй­ственным способом), а также с их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпус­ком облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера, не относящихся к эквивалентам денежных средств и не являющихся объектом торговой деятельности компании; прочих активов, кото­рые представляют собой ресурсы, обеспечивающие поступление денежных средств в будущем; с получением долгосрочных кредитов и займов.

При благоприятных для организации экономических условиях она стремится к расширению и модернизации производства, по­этому инвестиционная деятельность в целом приводит к временно­му оттоку денежных средств.

Финансовая деятельность (financing activities) включает поступ­ление и расходование денежных средств (например, поступления денежных средств от выпуска акций, облигаций, векселей, от про­чих финансовых инструментов), связанных с осуществлением крат­косрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобре­тенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п., получение краткосрочных кредитов и займов, а также погашение задолженно­сти по ранее полученным краткосрочным кредитам и займам и вы­платы процентов заимодавцам; выплаты стоимости имущества по контрактам финансовой аренды и т.п. операции, приводящие к из­менению объемов и структуры собственных и заемных средств.

В составе финансовой политики можно выделить такие основ­ные направления,как финансовую политику производственных процессов, инвестиций, кредитных отношений, операций с ценны­ми бумагами, регулирования денежных потоков, налоговых расче­тов, применения финансовых инструментов.

Решения, определяющие финансовую политику, подразделяют на краткосрочные и долгосрочные. Мероприятия по организации и использованию финансов представляются как краткосрочные, если рассчитаны на период не более 12 месяцев или период продолжи­тельности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Они нацелены на принятие текущих решений и на управление в режиме реального времени. Финансовые решения и мероприятия, преследующие цель достичь определенных результатов за период более 12 месяцев и превышающих операционный цикл, относят к долгосрочной политике.

Принципы формирования краткосрочной и долгосрочной поли­тики взаимозависимы. Краткосрочные решения в области финансов должны соотноситься с долгосрочными целями и способствовать их достижению. Такие соотношения тесно связаны с вопросами стра­тегии и тактики в финансовой политике.

Стратегия, в тактика финансовой политики. Стратегия (от греч. strategia — стратегия — избранный на период войны руководитель сухопутных или морских сил). Стратегией финансового управления или финансовой политики называют систему решений и намечен­ных направлений деятельности, рассчитанных на долгосрочную перспективу и предусматривающих достижение поставленных целей и финансовых задач по обеспечению оптимальной и стабильной работы хозяйственной структуры, исходя из сложившейся действи­тельности ипланируемых результатов. Стратегия — это искусство планирования руководства, основанное на правильных долгосроч­ных прогнозах. При этом выделяются приоритетные задачи и на­правления развития различных форм деятельности и разработки механизма их осуществления. Стратегию финансового управления в определенном смысле можно назвать стратегической- финансовой политикой.

Тактика (лат. tactio — прикосновение, осязание, ощупывание). Тактикой финансового управления или финансовой политики на­зывают совокупность приемов и форм предпринимательской деятельности, направленных на достижение того или иного этапа фи­нансовой стратегии, употребляемых в соответствии с конкретными ситуациями, возникающими при реализации стратегии. Это опре­деление способа для каждого этапа, предусмотренного общим пла­ном стратегии. Общее требование, предъявляемое к тактике, — способствовать развитию стратегии, а не препятствовать ей, не дис­кредитировать ее. Иначе говоря, финансовая тактика — это теку­щие оперативные действия предпринимателя, подчиненные страте­гическим целям и задачам финансового управления. В этом смысле тактику финансового управления можно назвать тактической фи­нансовой политикой.

Не следует понимать временные тактические отступления от стратегических целей как препятствие стратегии, если в более отда­ленном периоде такие отступления принесут больший эффект. На­пример, при исследовании цели максимизации прибыли на дли­тельный период существования и развития организации может по­требоваться увеличение расходов и снижение прибыли в тактиче­ском аспекте, что не противоречит, а способствует оптимальному развитию стратегии управления. Не вызывает сомнения, например, утверждение о том, что для расширения рынка, гарантирующего увеличение прибыли на длительный период (т.е. в стратегическом аспекте), может потребоваться увеличение инвестиционных расхо­дов, а значит, и снижение прибыли в текущем периоде.

Было бы неверным отличать стратегию и тактику по установ­ленному для всех случаев сроку выполнения управленческих про­грамм. В реальном рыночном пространстве сроки стратегии и так­тики могут меняться в зависимости от уровня стабильности эконо­мики. В нестабильной экономике с частыми изменениями условий время стратегии значительно сокращается до периода, в течение которого продолжается развитие прогнозируемого процесса, его жизненный цикл. За стратегический период также может быть при­нят условный интервал времени, в течение которого прогноз о предполагаемых результатах может быть исполнен с достаточной вероятностью. Таким образом, понятие длительности перспективы становится относительным. Оно может означать период как свыше, так и менее года в зависимости от стабильности рынка, частоты изменений его условий, жизненного цикла рассматриваемого процесса.

Главная особенность стратегических целейруководства заключа­ется в том, что они представляют собой глобальный критерий сис­темы, в качестве которого выступает улучшение ключевых показа­телей организации, например максимизация прибыли или дохода от продажи продукции, работ, услуг. Поэтому особенностью стратегииявляется качественная последовательность действий и состояний, используемых для достижения целей организации. Стратегические решения как решения, связанные с изменением потенциала орга­низации, имеют существенные последствия. Последствие возникает как результат выбора, повышения эффективности по мере накоп­ления опыта. Такие цели чаще всего — объект долгосрочной фи­нансовой политики.

Наши рекомендации