Источники финансирования физической культуры и спорта

Значение ФКиС для экономики и общества чрезвычайно высоко. Учитывая это обстоятельство, государственные органы в России активно содействуют развитию профессионального и любительского спорта.

Государственная поддержка физической культуре и спорту осуществляется по широкому спектру направлений:

- на законодательном уровне;

- в части прямого финансирования ФКиС Государство выделяет денежные средства из бюджетов всех уровней на содержание управленческого аппарата, на научно-исследовательские разработки, на спортивное образование, на содержание спортивных команд и другие мероприятия;

- в виде косвенного финансирования (льготное налогообложение);

- в виде прямого участия в строительстве стадионов, других спортивных сооружений.

Для финансирования физической культуры и спорта используются централизованные и децентрализованные источни­ки. Этот позволяет с одной стороны, концентрировать средства на разработку крупномасштабных целевых программ по развитию физической культуры и спорта, с другой - использовать заинтересованность местных организаций, трудовых коллективов в мобилизации средств для развертывания физкультурно-оздо­ровительной работы и обеспечения высоких спортивных дости­жений.

В последние годы получили значительное развитие децен­трализованные источники финансирования. Речь идет о повы­шении роли таких источников финансирования физической культуры и спорта, как средства гoсyдарственных производствен­ных объединений, аграрно-промышленного комплекса, жилищ­но-коммунального хозяйства.

За счет этих источников формируются капитальные вло­жения производственных коллективов на строительство спортив­ных сооружений, приобретение оборудования, инвентаря, про­изводятся текущие расходы.

1**В государственном бюджете в статье «Здравоохранение, физическая культура и спорт» предусмотрены ассигнования на развитие физической культуры и спорта, что является прямым бюджетным финансированием. Кроме этого проводится косвен­ное бюджетное финансирование по другим статьям государствен­ного бюджета.

В государственном бюджете определяются также разме­ры финансирования высших и средних физкультурных учебных заведений. Выделенные по этим статьям средства предназнача­ются Министерству спорта, туризма и молодежной политики, которое является учредителем этих ву­зов и техникумов (колледжей).

2**Областные, городские, районные комитеты по физической культуре и спорту финансируются из местных бюджетов.

3**По смeтaм министерства народного образования финан­сируется физкультурно-массовая работы в общеобразовательных школах, предусматриваются расходы на содержание детских и юношеских спортивных школ.

4**Важным источником финансирования физкультурно-оздо­ровительной и массово-спортивной работы в государственных производственных объединениях и на предприятиях, работаю­щих на хозрасчете, являются образуемые из расчетной прибыли фонды стимулирования, и в частности фонд социально-культур­ных мероприятий и жилищного строительства.

5**В последние годы появился и такой источник финансиро­вания физической культуры и спорта, как отчисления органов коммунального хозяйства. Так, жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК) отчисляют средства в размерах 2% от квартир­ной и 5% арендной платы на организацию физкультурно-массо­вой и спортивной работы по месту жительства населения. Сред­ства ЖЭК предназначаются на оборудование спортивных пло­щадок, приобретение инвентаря.

6**Значительные средства на развитие физической культуры и спорта выделяют профсоюзы, располагающие крупными ис­точниками поступления средств, такими, как бюджетные фор­мы социального страхования. Доля профсоюзных отчислений на физическую культуру и спорт составляет в среднем 19-26%.

7**Суммы, предназначенныe для финансирования физкультурных организаций, называются бюджетными кредитами или бюджетными ассигнованиями. Финансирование осуществляется посредством открытия кредитов с помощью особого документа расходного расписания (распоряжения о выдаче кредитов).

Кредитыоткрываются руководителям бюджетных физкультурных организаций, которые являются распорядителями кредитов. Бюджетные ассигнования не покрывают потребности физкультурных организаций в денежных средствах. Помимо бюджетных ассигнований финансирование физической культуры и спорта осуществляется за счет государственных и аграрно-промышленных предприятий и объединений. Промышленные объединения и предприятия, организации торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, находящиеся на хозяйственном расчете, отчисляют профсоюзным комитетам на проведение культурно-массовой и физкультурной работы 0,15% отфонда заработной платы.

В высшие учебные заведения на спортивно-массовую работу может быть направлена часть доходов, полученных от выполнения хоздоговорных, научно-исследовательских работ. Ещё один источник финансирования оздоровительной и спортивно-массовой работы - доходы агропромышленного комплекса и организаций потребительской кооперации.

Таковы источники финансирования физической культуры и спорта. Формирование этих источников зависит от размеров производимого совокупного общественного продукта и нацио­нального дохода, от доходов предприятий, от эффективности работы физкультурных организаций.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Что такое государственный бюджет? Какие налоги формируют доходную часть российского федерального бюджета?

2. Каким образом распределяются бюджетные ресурсы Российской Федерации?

3. Что такое налоги? Виды налоговых ставок?

4. Дайте определение подоходному налогу, НДС, акцизу.

5. Назовите источники ресурсного обеспечения физической культуры и спорта.

6. Назовите источникu финансирования фuзuческой культуры и спорта.

7. Составьте смету коллектива физической культуры и спорта.

Темы рефератов

1. Самофинансирование в физической культуре и спорте

2.Особенности финансирования физической культуры и спорта на муниципальном уровне.

3.Внебюджетное финансирование физической культуры и спорта

Литература

1.Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 448 с.

2.Зубарев Ю.А., Шамардин А.И. Менеджмент, маркетинг и экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие. 4-е изд., стер. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010. – 408 с.

3.Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов вузов / М.И.Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 432 с.

4. Федеральны й Закон " О физической культуре и спорте" Российской Федерации. -М., 2008. - С.33.

Наши рекомендации