Источники финансирования физической культуры и спорта
Значение ФКиС для экономики и общества чрезвычайно высоко. Учитывая это обстоятельство, государственные органы в России активно содействуют развитию профессионального и любительского спорта.
Государственная поддержка физической культуре и спорту осуществляется по широкому спектру направлений:
- на законодательном уровне;
- в части прямого финансирования ФКиС Государство выделяет денежные средства из бюджетов всех уровней на содержание управленческого аппарата, на научно-исследовательские разработки, на спортивное образование, на содержание спортивных команд и другие мероприятия;
- в виде косвенного финансирования (льготное налогообложение);
- в виде прямого участия в строительстве стадионов, других спортивных сооружений.
Для финансирования физической культуры и спорта используются централизованные и децентрализованные источники. Этот позволяет с одной стороны, концентрировать средства на разработку крупномасштабных целевых программ по развитию физической культуры и спорта, с другой - использовать заинтересованность местных организаций, трудовых коллективов в мобилизации средств для развертывания физкультурно-оздоровительной работы и обеспечения высоких спортивных достижений.
В последние годы получили значительное развитие децентрализованные источники финансирования. Речь идет о повышении роли таких источников финансирования физической культуры и спорта, как средства гoсyдарственных производственных объединений, аграрно-промышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства.
За счет этих источников формируются капитальные вложения производственных коллективов на строительство спортивных сооружений, приобретение оборудования, инвентаря, производятся текущие расходы.
1**В государственном бюджете в статье «Здравоохранение, физическая культура и спорт» предусмотрены ассигнования на развитие физической культуры и спорта, что является прямым бюджетным финансированием. Кроме этого проводится косвенное бюджетное финансирование по другим статьям государственного бюджета.
В государственном бюджете определяются также размеры финансирования высших и средних физкультурных учебных заведений. Выделенные по этим статьям средства предназначаются Министерству спорта, туризма и молодежной политики, которое является учредителем этих вузов и техникумов (колледжей).
2**Областные, городские, районные комитеты по физической культуре и спорту финансируются из местных бюджетов.
3**По смeтaм министерства народного образования финансируется физкультурно-массовая работы в общеобразовательных школах, предусматриваются расходы на содержание детских и юношеских спортивных школ.
4**Важным источником финансирования физкультурно-оздоровительной и массово-спортивной работы в государственных производственных объединениях и на предприятиях, работающих на хозрасчете, являются образуемые из расчетной прибыли фонды стимулирования, и в частности фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.
5**В последние годы появился и такой источник финансирования физической культуры и спорта, как отчисления органов коммунального хозяйства. Так, жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК) отчисляют средства в размерах 2% от квартирной и 5% арендной платы на организацию физкультурно-массовой и спортивной работы по месту жительства населения. Средства ЖЭК предназначаются на оборудование спортивных площадок, приобретение инвентаря.
6**Значительные средства на развитие физической культуры и спорта выделяют профсоюзы, располагающие крупными источниками поступления средств, такими, как бюджетные формы социального страхования. Доля профсоюзных отчислений на физическую культуру и спорт составляет в среднем 19-26%.
7**Суммы, предназначенныe для финансирования физкультурных организаций, называются бюджетными кредитами или бюджетными ассигнованиями. Финансирование осуществляется посредством открытия кредитов с помощью особого документа расходного расписания (распоряжения о выдаче кредитов).
Кредитыоткрываются руководителям бюджетных физкультурных организаций, которые являются распорядителями кредитов. Бюджетные ассигнования не покрывают потребности физкультурных организаций в денежных средствах. Помимо бюджетных ассигнований финансирование физической культуры и спорта осуществляется за счет государственных и аграрно-промышленных предприятий и объединений. Промышленные объединения и предприятия, организации торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, находящиеся на хозяйственном расчете, отчисляют профсоюзным комитетам на проведение культурно-массовой и физкультурной работы 0,15% отфонда заработной платы.
В высшие учебные заведения на спортивно-массовую работу может быть направлена часть доходов, полученных от выполнения хоздоговорных, научно-исследовательских работ. Ещё один источник финансирования оздоровительной и спортивно-массовой работы - доходы агропромышленного комплекса и организаций потребительской кооперации.
Таковы источники финансирования физической культуры и спорта. Формирование этих источников зависит от размеров производимого совокупного общественного продукта и национального дохода, от доходов предприятий, от эффективности работы физкультурных организаций.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Что такое государственный бюджет? Какие налоги формируют доходную часть российского федерального бюджета?
2. Каким образом распределяются бюджетные ресурсы Российской Федерации?
3. Что такое налоги? Виды налоговых ставок?
4. Дайте определение подоходному налогу, НДС, акцизу.
5. Назовите источники ресурсного обеспечения физической культуры и спорта.
6. Назовите источникu финансирования фuзuческой культуры и спорта.
7. Составьте смету коллектива физической культуры и спорта.
Темы рефератов
1. Самофинансирование в физической культуре и спорте
2.Особенности финансирования физической культуры и спорта на муниципальном уровне.
3.Внебюджетное финансирование физической культуры и спорта
Литература
1.Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 448 с.
2.Зубарев Ю.А., Шамардин А.И. Менеджмент, маркетинг и экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие. 4-е изд., стер. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010. – 408 с.
3.Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов вузов / М.И.Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 432 с.
4. Федеральны й Закон " О физической культуре и спорте" Российской Федерации. -М., 2008. - С.33.