Текущие финансовые потребности. Оперативное упр-е их финансированием

Финансовая политика государсва

Для осуществления своих целей государство использует финансы. ФП-это особая сфера деятельности гос-ва, направляемая на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления гос-ом своих целей. Принципы формирования ФП: 1)Разработка научно обоснованной концепции развития финансов на основе анализа состояния экономики и перспектив ее развития; 2)Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах гос-ва с целью финансирования гос-ых расходов; 3)Определение основных направлений использования финансовых ресурсов, путем их перераспределения в более приоритетные сферы; 4)Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей и определение финансового воздействия на развитие экономики страны.

Для этого необходимо функционирование эфф-го ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА (ФМ).

Он включает: 1)Методы распределения национального дохода; 2)Способы организации гос-ых бюджетных и внебюджетных фондов; 3)Виды платежей в бюджет и внебюджетные фонды; 4)Финансовое планирование и прогнозирование; 5)Финансовый контроль.

Выделяют ФМ: 1)директивный-разрабатывается для финансовых отношений, в которых участвует гос-ый кредит, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса; гос-ом детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех участников;2)регулирующий-определяет основные правила «игры» в конкретном сегменте финансовых отношений. Например, общий порядок использования финансовый ресурсов, ост-ся на п/п после уплаты налогов, а каждое п/п разрабатывает виды фондов и направления их использования. Задачи ФП: 1)Обеспеченье условий для формирования max возможного объема фин.ресурсов у гос-ва; 2)Установление рационального распределения финансовых ресурсов; 3)Регулирование и стимулирование экон-х и социальных процессов финансовыми методами; 4)Создание эффективной системы управления гос-ми финансами. Исторические типы ФП: 1)Классическая ФП-основной тип до 30-годов 20 века. Адам Смит, Девид Рикардо и последователи. Направление-невмешательство гос-ва в экономику и использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствие-ограничение гос-ых расходов (сводились на военные цели, выплату гос-го долга) и налогов (налоговая система строилась на косвенных и имущественных налогах). 2)Регулирующая ФП. Кейнс и последователи. Причина перехода к данному типу-обострение всего комплекса экон-их. полит-их и соц-ых проблем большинства государств. Направление-вмешательство гос-ва в экономику, регулирование гос-ом цикличного развития экономики. Инструмент вмешательства-гос-ые расходы. В налоговой системе преобладают на различные виды доходов, используются прогрессивные ставки налогообложения. В 70 гг 20 века в основу ФП положена неконсервативная стратегия (ограничение вмешательства гос-ва в экономику). При этом регулирование экономики становится многоцелевым. Гос-во регулирует экономический рост, занятость, а также денежное обращение в валютный курс. 3)Плановодирективная ФП-основана на гос-ой собственности. Осуществлялось прямое директивное управление всеми сферами экономики. Цель-обеспечение max концентрации финансовых ресурсов у гос-ва для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями гос-го плана.

Текущие финансовые потребности. Оперативное упр-е их финансированием.

Финансир-е текущей деятельности осущ-ся в порядке финансирования текущих финансовых потребностей п/п-я. ТФП=З+ДЗ–КЗ,где З – запасы сырья, гот.прод-и и затраты в незавершенном производстве; ДЗ – деб-я зад-ть; КЗ – кред-я зад-ть. Если ТФП с «+» - у п/п-я имеются ТФП, а если ТФП с «-» - ТПФ отсутствуют. Существование ТПФдля работающего п/п, как правило, носит постоянный ха-р. Формирование ТФП и их финансирование осущ-ся в процессе оборота ден-ых ср-в п/п-я. ТФП выступают как потребность п/п-я в краткосрочных фин-ых ресурсах, прежде всего, в кредитных. Для финансир-я ТПФ п/п привлекают краткосрочные кредиты и займы. В качестве источника финансир-я ТФП могут выступать долгосрочные кредиты и займы в той их части, которая не связана с финансир-м олгоср-ых инвистиций. В связи с этим перед фин-м менеджером возникают 2 вопр.:1) опр-ие в оперативном плане величины превыш-я тек-х ден-х Р-ов над поступлением ден-ых ср-в; 2) выбор источников покрытия части ТФП, кот-я оказалась необеспеченной ден-ми ср-ми.

Для увелиx-ия эфф-го упр-ия текущими А-ми фин-м менеджером пров-ся мероприятия по оптимизации МПЗ , Z ГП. Эфф-ть упр-ия тек-ми А-ми и тек-ми П-ми м. б. повышена за счет исп-ия эффекта спонтанного финансирования, применения факторинга, учета векселей и т.д. Спонтанное финансирование–коммерческое кредитование покупателей, основанное на взаимовыгодном и дифферинц-ом порядке оплаты дог-ов поставки с применением льготного периода платежа и скидки с цены за быстроту оплаты.

Управление финансированием ТФП зависит от проводимой пол-ки покрытия потребности в обор-ых ср-х:1)Если п/п-е применяет умеренный подходк финансированию, то краткосрочная или сезонная потр-ть в ср-ах компенсируется за счет краткосрочных источников, а пост-но сумма обор-х ср-в компенсируется за счет долгосрочных источников финансирования (ГРАФИК). За счет кратк-х займов фин-ся только потребности подверженные краткосрочным колебаниям;2)При консервативном подходе соотнош-е м/у долгоср-ом и краткоср-ом финансир-ии будет след-им (ГРАФИК)- Чем выше находится линия долгосрочного финансирования, тем > консервативной явл-ся фин-я политика п/п-я; 3)При агрессивном подходе соотн-ие м/у краткосрочным и долгосрочным финансированием (ГРАФИК). При этом подходе п/п-е финансирует часть своих постоянных оборотных средств за счет краткосрочных источников. Чем больше доля финансируемой за счет краткосрочных источников постоянно необх-й суммы обор-ых А-ов, тем более агрессивной явл-ся фин-я пол-ка п/п.

Наши рекомендации